автор: Трофимова Алла Григорьевна
Преподаватель русского языка и литературы
высшей категории
Нахимовское военно-морское училище
Сегодня многие школы и другие образовательные учреждения больших, средних и даже малых городов России имеют свои сайты в Интернет, компьютерные классы давно не редкость, практически у каждого учащегося есть персональный домашний компьютер. При этом даже первоклассник способен в общих чертах описать, как обращаться с этой «чудо-техникой».
Еще Макаренко говорил: «Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению». Однако в данном случае мы наблюдаем скорее обратный эффект. Ученики давно оценили те возможности, которые открывает перед ними компьютер, и научились использовать его для самых различных целей. Учителя же, зачастую, ведут себя консервативно и не всегда готовы осваивать и внедрять в свою работу то новое, что дает современная жизнь.
Владение передовыми технологиями и умение их использовать для улучшения качества обучения и повышения успеваемости, способны значительно укрепить авторитет учителя в глазах молодого поколения. Это новые возможности в самом широчайшем смысле и настоящая находка для преподавателя русского языка и литературы.
Кто-то сейчас обязательно вспомнит о той опасности, которую таит в себе чрезмерное «общение» с компьютером. Не будем ее отрицать, но, как и многое другое, он не плох и не хорош сам по себе. Суть в том, как его используют. И здесь, именно взрослые, а особенно учителя могут задать правильное направление.
Школьный сайт
Давайте, обратим свое внимание на школьный сайт и разберемся, каким образом он может помочь в преподавании литературы. Отправной точкой в наших рассуждениях станет то, что любой интернет-ресурс может содержать в себе большое количество всевозможной текстовой, графической и мультимедийной информации (видео, аудио и анимации).
Первый шаг — создание библиотеки на школьном сайте. Она должна стать доступным хранилищем всей необходимой по программе и дополнительной литературы. Это ликвидирует проблемы с поиском отдельных книг. Кроме того, благодаря появлению различных электронных устройств для чтения, многие по достоинству оценят такую библиотеку.
Вторая возможность, которая окажется полезной для любого учителя — размещение на сайте списка домашних заданий. Здесь же могут быть выложены рекомендации по их выполнению и вспомогательный материал. Тогда даже самый забывчивый ученик без труда заполнит пробелы в своем дневнике и будет готов справиться с поставленной перед ним задачей.
Один важный момент. Не забывайте о том, что у каждого текста, изображения и любого другого материала есть автор, права которого охраняются законом. Поэтому, прежде чем разместить на сайте то или иное произведение, убедитесь в том, что авторские права не нарушаются.
Литературный кружок
Добрая школьная традиция — литературный кружок, хорошо вписывается в современное пространство Интернет. Здесь большие возможности для общения, проведения дискуссий, публикации своих произведений. Некоторые видят в этом «всемирное зло», но Интернет — всего лишь инструмент, который может быть применен во благо.
Создание виртуального кружка на сайте школы позволит вовлечь учеников в интересный процесс внеклассного общения на литературные темы. Для того чтобы организовать его работу достаточно подключения к сайту школы одного из многочисленных бесплатных форумов или блогов. Тогда, даже после уроков, учащиеся смогут обсуждать различные темы, задавать вопросы и делиться мнениями по поводу прочитанных произведений.
Участие учителя в этом процессе подобно действию администратора любого форума в Интернет. Необходимо направлять развитие тематической составляющей и строго следить за порядком. При этом в любом классе можно найти активистов, которые готовы оказать помощь в управлении сообществом. Из них формируется группа модераторов, задача которых — обеспечивать мирное, а значит более эффективное общение учащихся.
Здесь же может быть расположен литературный альманах, где каждый начинающий автор сможет представить аудитории свое литературное творчество. Живое обсуждение и конструктивная критика, при обязательном участии педагога — отличная платформа для старта молодого таланта.
Учиться играя
Сегодня многие учителя понимают, что обучение посредством игры — действенный способ, который привлекателен для большинства учеников. Дети всех возрастов любят играть, и эту любовь необходимо использовать для их обучения. Речь не идет о том, чтобы превратить учебный процесс в бесконечное развлечение, но всегда есть возможность внесения игрового момента.
Так как тема нашей статьи ― компьютерные технологии, мы в первую очередь рассматриваем те возможности, которые дают именно они. Это различные электронные викторины и конкурсы, проводимые на школьном сайте. Здесь же могут быть размещены электронные кроссворды на литературную тематику.
На уроке
То, что оценит каждый учитель — большой объем дополнительных материалов в цифровом виде. Это аудиокниги в исполнении профессиональных актеров и мастеров художественного слова, в том числе самих авторов, театральные постановки, различные презентации и виртуальные экскурсии, документальные и художественные фильмы. Большой объем информации можно найти в открытом (бесплатном) доступе в Интернет на таких ресурсах как: Википедия, gramota.ru, gramma.ru, youtube.ruи других. Все это может и должно быть использовано современным учителем на уроках литературы.
Это хороший способ всесторонне ознакомить учащихся с личностью и творчеством того или иного писателя или поэта. И, что не менее важно, привлечь к нему их активный интерес, желание продолжать самостоятельное изучение.
Препятствия и их преодоление
Предположим, что учитель литературы решил осваивать и внедрять все то, о чем шла речь в этой статье. Мы неминуемо обнаружим на его пути определенное количество препятствий. Это и ограниченный школьный бюджет, и медленное развитие ситуации с компьютеризацией школ, особенно в отдаленных от центра страны регионах, и значительные пробелы в знаниях самого учителя в области информационных технологий.
Многие из подобных трудностей могут быть ликвидированы. Так, благодаря большому количеству информации в открытом доступе, любой может за достаточно короткий промежуток времени освоить необходимые компьютерные навыки.
Проблемы, связанные с медленным развитием школьной компьютеризации могут быть решены силами самого преподавателя при участии двух-трех инициативных учеников или их родителей, которые интересуются информационными технологиями. Даже если у школы нет сайта, каждый учитель может организовать и развивать свой проект в Интернет. Это требует временных затрат, но в дальнейшем может значительно упростить многие задачи.