Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Библейские образы и их содержательность в философской сказке
Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Бешта Майя Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №497 Невского района Санкт-Петербурга

Философским завещанием писателя ответом на многие мучившие его вопросы стала написанная им незадолго до гибели сказка «Маленький принц», в аллегорических образах которой он воплотил свои самые заветные идеалы: «но глаза слепы. Искать надо сердцем» (1, 205), единственно на­стоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.

В первую очередь, «Маленький принц» - это философская сказка. И, следовательно, казалось бы, за простым и незатейливым сюжетом и иронией скрывается глубокий смысл. Автор затрагивает в ней в отвлеченном виде че­рез иносказания, метафоры и символы темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, истины и любви, дружбы и т. п.

Несмотря на то, что маленький принц ребенок, ему открывается истин­ное виденье мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омерт­велыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, на много страшнее сказочных чудовищ. Монстры сами по себе очень страшны, но ко­гда они живут в сердце, то человек чувствует, что ему нужна помощь. Но где её найти! В Библии?!

Немецкие философы - идеалисты выдвинули тезис - человек равен Бо­гу в том, что он может, подобно Всевышнему, продуцировать идею и реали­зовать её в действительности. А зло в мире происходит оттого, что человек забывает о том, что он подобен Богу. Человек начинает жить только ради ма­териальной оболочки, забывая о духовных стремлениях. Только детская ду­ша и душа Художника не подвижны меркантильным интересам и, соответст­венно, Злу.

Поскольку это философское произведение, то автор ставит глобальные темы в обобщенно-отвлеченном виде. Он рассматривает тему Зла в двух ас­пектах: с одной стороны - это «макрозло», с другой - «микрозло», то есть зло внутри отдельно взятого человека. Это омертвелость и внутренняя опусто­шенность жителей планет, которая олицетворяет собой все человеческие по­роки. И не случайно обитатели планеты Земля характеризуется через жите­лей планет, увиденных Маленьким принцем. «Земля - планета непростая! На ней насчитывается 111 королей..., 7 тыс. географов, 900 тыс. дельцов, 7,5 млн. пьяниц, 311 млн. честолюбцев - итого около 2 млрд. взрослых» (1, 190).

Этим автор подчеркивает то, насколько мелочен и драматичен совре­менный ему мир. Но Экзюпери совсем не пессимист. Он верит в то, что чело­вечество, подобно маленькому принцу, постигнет тайну бытия, и каждый че­ловек найдет свою путеводную звезду, которая будет освещать его жизнен­ный путь.

«- Сегодня ночью исполнится год. Моя звезда станет как раз над тем местом, где я упал год назад...

- Ночью ты посмотришь на звезды. Моя звезда очень маленькая, я не могу её показать. Так лучше. Она будет для тебя просто - одна из звезд. И ты полюбишь смотреть на звезду...  Все они станут для тебя друзьями...

У каждого человека свои звезды. Одним - тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они - как задача, которую надо решить. Для моего дельца они - золото. Но для всех этих людей звезды - немые...» (1,210).

Но есть такая звезда, которая была красивее и ярче всех других на не­бе. На ней лежала ответственная задача, которую ей было необходимо во что бы то ни стало выполнить. Она заключалась в том, чтоб освятить путь муд­рецам, которым было необходимо «тщательно разведать о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (3,300).

Мудрецы, выслушав царя, пошли. «И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как, наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью великою» (3, 300).

Маленький принц - это символ человека - странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни. Пустыня - это символ духовной жажды. Она прекрасна, ибо в ней таятся родники, найти которые человеку помогает только сердце. Рассказчик терпит аварию в пустыне - та­кова одна из сюжетных линий в повести, её фон. В сущности, сказка роди­лась в пустыне. В сказке Экзюпери лишь пустыня и звезды. Почему? Давно замечено, что человек, попав в экстремальную ситуацию, находясь на гране жизни и смерти, словно заново переживает свою жизнь, дает ей суровые оценки, пытаясь выявить в ней самое ценное, настоящее. Рассказчик оказы­вается один на один с мертвой пустыней. Увидеть, что истина в жизни, а что ложно, ему помогает Маленький принц.

«Мне всегда нравилась пустыня. Сидишь на песчаной дюне. Ничего не видно. Ничего не слышно. И все же тишина словно лучится... Знаешь от чего хороша пустыня... Где-то в ней скрываются родники... самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами» (1, 203).

Образ пустыни также встречается и в библейских сюжетах: «Манна с неба», «Медный змей», «Искушение Иисуса в пустыне» и др. В первых двух, Моисей вел израильский стан через пустыню. Народ начал роптать на него, говоря, что в Египте им было лучше, т. к. здесь им нечего есть. Отсюда на­прашивается вывод, когда человек сталкивается с трудностями, то он начи­нает сомневаться в Боге, перестает в него верить.

В третьем сюжете Иисус после крещения был возведен Духом в пусты­ню для искушения дьявола. Постившись там 40 дней и 40 ночей, он, ощутил голод. Тогда приступил к нему искуситель, который 3 раза пытался его сло­мить, но Иисус поверил в свои силы и дьявол оставил его. «Мы тоже сможем победить искушение сатаны, по примеру Иисуса: с помощью слова Божья и молитвы» (3, 314). Поэтому значение этого образа в произведение особое - он подобен рентгеновскому лучу, помогающему человеку видеть то, что скрыто от поверхностного взора.

Еще одним символом для автора является вода. Вода - первооснова жизни, источник всякого существования, способность к восстановлению, возрождению, источник силы, дающий бессмертие. В преданиях воду сте­регли драконы, у Экзюпери - пустыня. Вода, которую находят ге­рои, оказывается не простой водой: «Она родилась из долгого пути под звез­дами, из скрипа ворота... Она была как подарок сердцу» (1, 204).

Это иносказание трудно понять: нами всеми движет вера и желание найти этот чистый родник, эту жизненную истину, которую оберегает автор и Маленький принц - каждый в своем роде.

«Дайте нам воды пить» - укоряет народ Моисея («Моисей добывает во­ду из скалы»). Вот уже несколько раз за время путешествия по пустыне на­род роптал на Господа и укорял его. «На очень короткое время Господь до­пускал трудности на израильтян, испытывая их веру и они сразу начинали сомневаться в присутствии Бога. Ропот - это грех» (3, 100).

Но не только материальные блага могут интересовать человека, но и внутренняя духовность, которую Маленький принц пытается найти на ма­леньких планетах. Не найдя, он по совету географа отправляется на Землю. Первый кого он встречает на Земле, была Змея. Согласно Библии в образе Змеи скрывается сатана, враг Бога и людей, который погубил Адама и Еву, искусив их. Что же этот образ делает в сказке «Маленький принц»? Образ Змеи в сказке взят из мифологии, где он олицетворяет собой волшебные си­лы, стережет источник мудрости, появляется в обрядах как символ восста­новления. В сказке она предлагает герою познакомиться с жизнью Земли и указывает ему дорогу к людям, уверяя при этом, что «среди людей тоже оди­ноко». Змея сомневается, что он сумеет сохранить свою чистоту, пройдя че­рез испытания.

Самое сильное впечатление переживает Маленький принц, попав в сад роз. Тут приходит ему на помощь Лис. Издавна в сказках лис является сим­волом мудрости и знания жизни. Беседы принца с этим мудрым животным становятся в сказке своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает, на­конец, то, что искал. Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы. Недаром цветок говорит о людях: «Их носит ветром». А стрелочник в разговоре с главным героем, отвечая на вопросы: куда же спешат люди? Замечает: «Даже сам машинист не знает этого» (1,201). Люди подчинились суетности земной жизни, забыв о «простых исти­нах»: о радости общения, дружбы, любви и человеческом счастье: «Если лю­бишь цветок единственный, какого больше нет ни на одной из многих мил­лионных звезд, - это довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастли­вым» (1,171). Лис говорит, что принц для него 1 из тысячи других мальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица. «Но если ты меня приру­чишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете...» (1,197). Лис открывает принцу тайну приручения: приручать - значит создавать узы любви, единения душ.

Любовь не только связывает нас с другими существами, но и помогает лучше понимать окружающий мир. Лис в сказке напоминает истины, пропо­ведующие Иисусом: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (3,330). Иисус проповедовал любовь к Господу. Вера помогает жить челове­ку, преодолевать трудности.

В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную розу, потом он оставляет на Земле Лиса. «Нет в мире совершенства», - скажет Лис. Но зато есть гармония, есть ответственность человека за порученное ему де­ло, за близкого ему человека. Это чувство не покидало принца на всем про­тяжении сказки, ради Розы малыш жертвует материальной оболочкой - он выбирает телесную смерть. Рассказывая эту историю о Розе, маленький герой признается, что ничего тогда не понимал. «Цветы так непоследовательны!» В Библии Иисус, отдал свою жизнь, чтобы спасти человечество от их грехов. «Никто не отнимет её у меня, но я сам отдаю её: имею власть отдать её и власть имею опять принять её...» (3,355).

Таким образом, библейские образы в сказке «Маленький принц» несут в себе содержательность, которая помогает при чтении понять значимость персонажей.

    Список использованной литературы:

1.   Антуан де Сент-Экзюпери. Избранное.- Кишинев, 1976

2.      Антуан де Сент-Экзюпери .Тайны сказки // Шаров. Волшебный приход к людям. - М., 1985

3.      Детская библия, 1992

4.      Моруа А. де Сент-Экзюпери // Моруа А. Литературные портреты. - М.: Прогресс, 1971

5.      Планета людей и Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери // Кир- нозе 3. И. Страницы французской классики. — М., 1992

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»