Библейские образы и их содержательность в философской сказке
Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Бешта Майя Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №497 Невского района Санкт-Петербурга
Философским завещанием писателя ответом на многие мучившие его вопросы стала написанная им незадолго до гибели сказка «Маленький принц», в аллегорических образах которой он воплотил свои самые заветные идеалы: «но глаза слепы. Искать надо сердцем» (1, 205), единственно настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.
В первую очередь, «Маленький принц» - это философская сказка. И, следовательно, казалось бы, за простым и незатейливым сюжетом и иронией скрывается глубокий смысл. Автор затрагивает в ней в отвлеченном виде через иносказания, метафоры и символы темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, истины и любви, дружбы и т. п.
Несмотря на то, что маленький принц ребенок, ему открывается истинное виденье мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, на много страшнее сказочных чудовищ. Монстры сами по себе очень страшны, но когда они живут в сердце, то человек чувствует, что ему нужна помощь. Но где её найти! В Библии?!
Немецкие философы - идеалисты выдвинули тезис - человек равен Богу в том, что он может, подобно Всевышнему, продуцировать идею и реализовать её в действительности. А зло в мире происходит оттого, что человек забывает о том, что он подобен Богу. Человек начинает жить только ради материальной оболочки, забывая о духовных стремлениях. Только детская душа и душа Художника не подвижны меркантильным интересам и, соответственно, Злу.
Поскольку это философское произведение, то автор ставит глобальные темы в обобщенно-отвлеченном виде. Он рассматривает тему Зла в двух аспектах: с одной стороны - это «макрозло», с другой - «микрозло», то есть зло внутри отдельно взятого человека. Это омертвелость и внутренняя опустошенность жителей планет, которая олицетворяет собой все человеческие пороки. И не случайно обитатели планеты Земля характеризуется через жителей планет, увиденных Маленьким принцем. «Земля - планета непростая! На ней насчитывается 111 королей..., 7 тыс. географов, 900 тыс. дельцов, 7,5 млн. пьяниц, 311 млн. честолюбцев - итого около 2 млрд. взрослых» (1, 190).
Этим автор подчеркивает то, насколько мелочен и драматичен современный ему мир. Но Экзюпери совсем не пессимист. Он верит в то, что человечество, подобно маленькому принцу, постигнет тайну бытия, и каждый человек найдет свою путеводную звезду, которая будет освещать его жизненный путь.
«- Сегодня ночью исполнится год. Моя звезда станет как раз над тем местом, где я упал год назад...
- Ночью ты посмотришь на звезды. Моя звезда очень маленькая, я не могу её показать. Так лучше. Она будет для тебя просто - одна из звезд. И ты полюбишь смотреть на звезду... Все они станут для тебя друзьями...
У каждого человека свои звезды. Одним - тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они - как задача, которую надо решить. Для моего дельца они - золото. Но для всех этих людей звезды - немые...» (1,210).
Но есть такая звезда, которая была красивее и ярче всех других на небе. На ней лежала ответственная задача, которую ей было необходимо во что бы то ни стало выполнить. Она заключалась в том, чтоб освятить путь мудрецам, которым было необходимо «тщательно разведать о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (3,300).
Мудрецы, выслушав царя, пошли. «И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как, наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью великою» (3, 300).
Маленький принц - это символ человека - странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни. Пустыня - это символ духовной жажды. Она прекрасна, ибо в ней таятся родники, найти которые человеку помогает только сердце. Рассказчик терпит аварию в пустыне - такова одна из сюжетных линий в повести, её фон. В сущности, сказка родилась в пустыне. В сказке Экзюпери лишь пустыня и звезды. Почему? Давно замечено, что человек, попав в экстремальную ситуацию, находясь на гране жизни и смерти, словно заново переживает свою жизнь, дает ей суровые оценки, пытаясь выявить в ней самое ценное, настоящее. Рассказчик оказывается один на один с мертвой пустыней. Увидеть, что истина в жизни, а что ложно, ему помогает Маленький принц.
«Мне всегда нравилась пустыня. Сидишь на песчаной дюне. Ничего не видно. Ничего не слышно. И все же тишина словно лучится... Знаешь от чего хороша пустыня... Где-то в ней скрываются родники... самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами» (1, 203).
Образ пустыни также встречается и в библейских сюжетах: «Манна с неба», «Медный змей», «Искушение Иисуса в пустыне» и др. В первых двух, Моисей вел израильский стан через пустыню. Народ начал роптать на него, говоря, что в Египте им было лучше, т. к. здесь им нечего есть. Отсюда напрашивается вывод, когда человек сталкивается с трудностями, то он начинает сомневаться в Боге, перестает в него верить.
В третьем сюжете Иисус после крещения был возведен Духом в пустыню для искушения дьявола. Постившись там 40 дней и 40 ночей, он, ощутил голод. Тогда приступил к нему искуситель, который 3 раза пытался его сломить, но Иисус поверил в свои силы и дьявол оставил его. «Мы тоже сможем победить искушение сатаны, по примеру Иисуса: с помощью слова Божья и молитвы» (3, 314). Поэтому значение этого образа в произведение особое - он подобен рентгеновскому лучу, помогающему человеку видеть то, что скрыто от поверхностного взора.
Еще одним символом для автора является вода. Вода - первооснова жизни, источник всякого существования, способность к восстановлению, возрождению, источник силы, дающий бессмертие. В преданиях воду стерегли драконы, у Экзюпери - пустыня. Вода, которую находят герои, оказывается не простой водой: «Она родилась из долгого пути под звездами, из скрипа ворота... Она была как подарок сердцу» (1, 204).
Это иносказание трудно понять: нами всеми движет вера и желание найти этот чистый родник, эту жизненную истину, которую оберегает автор и Маленький принц - каждый в своем роде.
«Дайте нам воды пить» - укоряет народ Моисея («Моисей добывает воду из скалы»). Вот уже несколько раз за время путешествия по пустыне народ роптал на Господа и укорял его. «На очень короткое время Господь допускал трудности на израильтян, испытывая их веру и они сразу начинали сомневаться в присутствии Бога. Ропот - это грех» (3, 100).
Но не только материальные блага могут интересовать человека, но и внутренняя духовность, которую Маленький принц пытается найти на маленьких планетах. Не найдя, он по совету географа отправляется на Землю. Первый кого он встречает на Земле, была Змея. Согласно Библии в образе Змеи скрывается сатана, враг Бога и людей, который погубил Адама и Еву, искусив их. Что же этот образ делает в сказке «Маленький принц»? Образ Змеи в сказке взят из мифологии, где он олицетворяет собой волшебные силы, стережет источник мудрости, появляется в обрядах как символ восстановления. В сказке она предлагает герою познакомиться с жизнью Земли и указывает ему дорогу к людям, уверяя при этом, что «среди людей тоже одиноко». Змея сомневается, что он сумеет сохранить свою чистоту, пройдя через испытания.
Самое сильное впечатление переживает Маленький принц, попав в сад роз. Тут приходит ему на помощь Лис. Издавна в сказках лис является символом мудрости и знания жизни. Беседы принца с этим мудрым животным становятся в сказке своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает, наконец, то, что искал. Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы. Недаром цветок говорит о людях: «Их носит ветром». А стрелочник в разговоре с главным героем, отвечая на вопросы: куда же спешат люди? Замечает: «Даже сам машинист не знает этого» (1,201). Люди подчинились суетности земной жизни, забыв о «простых истинах»: о радости общения, дружбы, любви и человеческом счастье: «Если любишь цветок единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионных звезд, - это довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым» (1,171). Лис говорит, что принц для него 1 из тысячи других мальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица. «Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете...» (1,197). Лис открывает принцу тайну приручения: приручать - значит создавать узы любви, единения душ.
Любовь не только связывает нас с другими существами, но и помогает лучше понимать окружающий мир. Лис в сказке напоминает истины, проповедующие Иисусом: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (3,330). Иисус проповедовал любовь к Господу. Вера помогает жить человеку, преодолевать трудности.
В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную розу, потом он оставляет на Земле Лиса. «Нет в мире совершенства», - скажет Лис. Но зато есть гармония, есть ответственность человека за порученное ему дело, за близкого ему человека. Это чувство не покидало принца на всем протяжении сказки, ради Розы малыш жертвует материальной оболочкой - он выбирает телесную смерть. Рассказывая эту историю о Розе, маленький герой признается, что ничего тогда не понимал. «Цветы так непоследовательны!» В Библии Иисус, отдал свою жизнь, чтобы спасти человечество от их грехов. «Никто не отнимет её у меня, но я сам отдаю её: имею власть отдать её и власть имею опять принять её...» (3,355).
Таким образом, библейские образы в сказке «Маленький принц» несут в себе содержательность, которая помогает при чтении понять значимость персонажей.
Список использованной литературы:
1. Антуан де Сент-Экзюпери. Избранное.- Кишинев, 1976
2. Антуан де Сент-Экзюпери .Тайны сказки // Шаров. Волшебный приход к людям. - М., 1985
3. Детская библия, 1992
4. Моруа А. де Сент-Экзюпери // Моруа А. Литературные портреты. - М.: Прогресс, 1971
5. Планета людей и Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери // Кир- нозе 3. И. Страницы французской классики. — М., 1992