Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Тайна Бабы Яги

 

Кирякова Марина Викторовна.
 учитель ГБОУ №513 СПб

Кто сегодня не знает эту загадочную и непредсказуемую старуху из детских сказок? Пожалуй, знакома она всем…Но вот многие ли знают, откуда этот персонаж появился в славянском фольклоре?

Версий огромное множество, но с уверенностью утверждать о правоте какой-то одной невозможно. Есть гипотезы, на мой взгляд, приближенные к возможной истине, а есть откровенно  фантастические и даже нелепые. Но истина всегда посередине.

В этой статье, не претендуя на всеобъемлющую полноту, мне бы хотелось собрать разные мнения, показавшиеся мне интересными, и поразмышлять о возможных вариантах.

С детства мы слышим об этом персонаже, слушая сказки в детстве, читая их впоследствии своим детям, но вот что интересно: Баба Яга в сказках разная, где-то она помогает путнику, представляясь старушкой, которая живет в избушке, дает ему разные артефакты и советы, помогающие тому в его нелегких странствиях ("Царевна-Лягушка"), а где-то она коварна и зла: обманывает героя, пытается его съесть или причинить массу пакостей ("Финист - ясный сокол" «Гуси-лебеди»). Как же так? Кто же она?

Ученые нередко ищут ответ на этот вопрос в древних поверьях, в мифологии. Одной из самых интересных гипотез, на мой взгляд, является обращение к истории славян. До первых славянских племен на этой территории жили финно-угорские племена, обычай которых особым образом хоронить своих предков, возможно, дал впоследствии пищу славянам создать свой миф о Бабе Яге - костяной ноге. Дело в том, что финно-угорские племена хоронили своих покойников в домиках над землей,, правда, по мнению исследователей, тела предварительно сжигали и лишь потом отправляли в курный домик, получивший название от слова «окуривать», так как пеньки, на которых стоял домик, предварительно окуривали, быть может, они и внешне были похожи на куриную лапку. Возможно, тело сгорало не полностью, оставались кости, и впоследствии это и дало пищу для создания предания о Бабе Яге.

Правда, на мой взгляд, этого было бы мало, чтоб создать предание только о женском персонаже, следовательно, существовало еще что- то, что дало толчок фантазии древних славян. И тут приходит на ум еще одна гипотеза о том, что Баба Яга - это покровительница племени по женской линии, берегиня, отсюда и ее помощь путнику, и советы, и дары.

Хронологически такие предания должны восходить к эпохе матриархата. Славяне были язычниками и поклонялись своим божествам, но с приходом христианства, когда языческие боги оказались под запретом, Баба Яга в народном сознании из доброй берегини постепенно превратилась в страшное и уродливое существо, вредящее человеку, похищающее детей.

"Лежит на печи - зубы на полке, а нос в потолок врос"- вот так древним славянам стала видеться языческая берегиня. Кроме того, у нее есть еще один неотъемлемый атрибут – костяная нога, что, скорее всего, тоже символизирует неживую природу этого персонажа.

Но есть одна странная вещь: когда путник приходит к избушке, которая должна повернуться «к нему передом, а к лесу задом», он слышит слова: «фу-фу, русским духом пахнет». Она не говорит «живым», говорит «русским», получается, что она иноземного происхождения?

Мне удалось найти довольно интересное объяснение этому:

«Несомненно, что сказка эта придумана людьми, хорошо знакомыми с бытом обских угров. Фраза о русском духе попала в нее не случайно. Деготь, широко применявшийся русскими для пропитки кожаной обуви, сбруи и корабельных снастей раздражал чуткое обоняние таежников, употреблявших для пропитки обуви гусиный и рыбий жиры. Гость, зашедший в юрту в сапогах, смазанных дегтем, оставлял после себя стойкий запах «русского духа»».

С этим можно соглашаться или нет, тем более, что в некоторых вариантах она говорит «человечьим духом», что сразу делает ее персонажем мира мертвых.

Еще один интересный факт, описываемый в сказках – Баба Яга повелевает силами природы и зверями, что тоже сближает ее с языческими богами.

«На связь Яги с водой, бурей, дождевой тучей указывает и ее связь со змеями. Яга, как и другие одноногие или хромые существа, издревле соотносилась с образом змеи; так, в сказках она, как правило, не ходит, а летает, подобно мифическому змею, и к тому же однонога или хромает (возможно развитие представлений: змея — человек со змеиным хвостом — одноногий человек — хромой и т.п.; возникновение образа смешанной природы — верхняя часть фигуры от человека, а нижняя от змеи — относится еще к палеолиту).

Подобно мифическому змею, они пожирает человеческое мясо и чует «человеческий дух». Многие сказки называют ее повелительницей и даже матерью, прародительницей змей и змеев» (Н.С Шапарова «Краткая энциклопедия славянской мифологии»)

Таким образом, можно предположить, Баба Яга - некий проводник в мир мертвых, охраняющий символический вход в этот мир. Конечно, во времена христианства она стала уже не символом поклонения, а персонажем детских сказок.

Но есть и другие предположения о происхождении этого образа славянской мифологии, к примеру, некоторые исследователи приписывают ей внеземное происхождение, основываясь на том, что она летает, но не просто летает, а использует для этого некий летательный аппарат, а именно – ступу, часто железную, которая к тому же гремит и источает дым и пламя.

На одном из Интернет-ресурсов я нашла еще одно интересное предположение, что «Родина Бабы Яги - московский Арбат». Автор предполагает, что москвичи считали кузнецов колдунами, тем более что те и не развеивали это мнение. В кузницах были  трубы, которых не было у простых жителей, дым, поднимающийся наверх, вызвал к жизни, по мнению автора, легенду о том, что кузнецы ночью вылетают на помеле, поклоняются древним языческим богам, кроме того, кузница стояла на месте развилки, напоминающей куриную лапку.

Еще одну интересную версию о том, кто же все – таки такая Баба Яга, можно найти в статье « Баба Йога- Великая Богиня». Автор утверждает, что «Баба Яга - одно из имен Великой Славянской Богини Лады, воплощающей Силу Матери Земли, и супруга Бога Небес - Дыя, хранительница его мудрости и тайн Путей посвящения».

В книге Н.С Шапаровой «Краткая энциклопедия славянской мифологии» говорится о том, что Баба Яга связывалась «не просто со смертью, но и с обрядами перерождения, с идеей умирания и воскрешения». Отсюда и образ Бабы Яги, похищающей детей и стремящейся их изжарить в печи, но символически этот обряд связан с древним обрядом инициализации юношей, который часто проходил через воображаемое уничтожение и возрождение подростка,  и проводили его обычно старые женщины. «Вероятно, такая женщина символически представляла все ту же Великую Мать, богиню — повелительницу и прародительницу животных, связанную с потусторонним миром мертвых. Образ такой «ведающей» женщины вполне мог послужить основой для создания сказочного образа Бабы-Яги, приходящей из леса, похищающей детей (т.е. уводящей их для обряда инициации) и стремящейся изжарить их в печи («убить ребенка, чтобы родился мужчина»), а также дающей советы и помогающей избранным героям, выдержавшим испытания», - пишет Шапарова Н. С.

Если говорить о происхождении имени, то тут тоже много интересных теорий.

Словарь имен дает такое толкование имени: « (слав.) яга - шумная, крикливая, бранливая; от яжить - кричать, бушевать». 

Некоторые считают, что имя Яга произошло от слова Ящер (ЯЩЕР — хозяин нижнего подземно-подводного мира.). Хотя иногда его, на мой взгляд, ошибочно отождествляют со словом пращур (предок), но, кроме созвучия, общего ничего нет, так «пра» - это приставка, обозначающая «последовательное движение в древность, к предкам по прямым степеням родства» (Энциклопедический словарь), а часть «щур (чур)», скорее  всего, восходит к другому древнеславянскому языческому божеству (отзвук о нем сохранился в детском восклицании «Чур, меня»)

Макс Фасмер (немецкий языковед, лексикограф, славист)соотносит ее имя со словами «исходить, чахнуть, досадовать, болезнь, истощение», что вполне может иметь место, исходя из тех событий, которые описаны в сказках.

По другой версии имя это произошло от индийского Йога, и этот образ пришел к нам из санскрита.

В. Даль пишет в своем словаре, что  яга – «род охабня шерстью наружу, из жеребячьих шкур или из неблюя, а дорогие яги из гагарьих шеек …; шуба, тулуп, халатного покрою, в тоб. с откидным воротом, в Оренб. без; подбивают его тканью, либо легким мехом; ягу или яргак носят все, особенно в дороге и на охоте. Ягушка тоб. женская яга, с узким воротом; для дороги».

Возможно, подобную одежду носили северные жрицы или колдуньи, исполнявшие тайный ритуал, к тому же еще Афанасьев писал о том, что русские солдаты, продвигаясь на Север, приносили новые сказки и мифы, трансформируя северную культуру под свои понятия..

Исследователи северного быта пишут о том, что все, что в сказке кажется непонятным и пугающим было довольно обыденным в культуре обских угров. И дома, поставленные на своеобразные сваи, и сакральные куклы, наряженные в одежды, похожие на описание из словаря Даля, и шаманы, одетые непонятным для русских образом, и обычаи хоронить предков в домиках на пеньках…

Слово «Яг» в переводе с языка коми означает лес, то есть Баба Яга- лесная женщина, а у этого народа есть предание о лешем Яг морте, так, возможно, она его родственница?

Вряд ли сегодня мы с уверенностью можем утверждать, что когда-нибудь узнаем правду, да и надо ли? Пусть этот притягивающий и пугающий одновременно образ останется таким, каков есть: загадочным, интересным и волнующим…

Использованные источники

http://ukrreferat.livejournal.com/131417.html

http://www.rukukla.ru/article/kuhi/kukly_ittarma_ura__vmectiliqa_du6.htm

http://historyntagil.ru/sledopyt/us_24.htm

http://www.tomovl.ru/komi/Leshiy.html

http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/223818/%D0%9F%D1%80%D0%B0   

http://vasmer.narod.ru/p904.htm

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»