Конспект урока литературы в 6 классе
Завьяловой О. А.
Тема: Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»
Класс: 6
Цели:
-
Образовательные: познакомить учащихся с биографией и произведениями (на примере рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла») Ф.Искандера; повторить средства выразительности, используемые в художественном тексте.
-
Развивающие: совершенствовать навыки чтения и анализа художественного текста; совершенствовать навыки монологической речи; продолжить развитие коммуникативной компетенции учащихся,
-
Воспитательные: развивать интерес к родной литературе, воспитывать внимательное отношение к слову, понять нравственный смысл рассказа.
Оборудование: Учебник литературы 6 кл., фонохрестоматия к учебнику/аудиокнига, портрет Ф.Искандера, иллюстрации к мифам о Геракле.
Ход урока
Орг. Момент. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начнём нашу работу.
Актуализация имеющихся знаний. .
Учитель: Сегодня мы продолжим наше знакомство с произведениями, в которых в центре оказывается ребёнок. Что мы уже прочитали?
Ученики: «Конь с розовой гривой» Астафьева, «Уроки французского» Распутина.
Учитель: Наша цель сегодня — познакомится с писателем Фазилем Искандером. Откройте тетради, запишите тему «Фазиль Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Вы что-нибудь слышали об этом авторе до 6 класса?
Слово учителя. Знакомство с биографией Искандера. Ученики отмечают главные моменты в тетрадях.
Фазиль Искандер родился 6 марта 1929 в Сухуми (Абхазия), в семье владельца кирпичного завода. Школу закончил в Абхазии. После окончания школы Фазиль Искандер поступил в Московский Библиотечный институт, но в 1951 перевелся в Литературный институт им. А.М.Горького, окончив его в 1954. В 1954-1956 работал журналистом в Брянске (газета "Брянский комсомолец") и Курске (газета "Курская правда"). В 1956 переехал в Сухуми, став редактором в абхазском отделении Госиздата, где работал до начала 1990-х. Первый сборник стихов Искандера, "Горные тропы", вышел на русском языке в 1957 в Сухуми. Прозу начал писать с 1962 г. Печатался в журналах "Литературная Абхазия", "Юность", "Новый мир", "Неделя". Фазиль Искандер - лауреат многочисленных премий, в том числе Пушкинской премии (1993) и премии "Триумф" (1999). Живет в Москве.
Среди произведений Фазиля Искандера - стихи, рассказы, повести, романы, сценарии.
Учитель: А теперь посмотрим, какие произведения написал этот писатель. Названия записаны на доске, только вот буквы в них перепутались. Придётся вам разобраться!
Запись на доске: «К л о и р и к и И ы у д в а», « О с з е в д и е з З о к л у о т а р», «О й м И у к м р», « З п р т н й а е ы О п д л»
Ученики: «Кролики и удавы», «Созвездие Козлотура», «Мой кумир», «Запретный плод».
Учитель: Молодцы! Искандера нельзя назвать детским писателем, поскольку он не адресует свои произведения специально детям. Но в его рассказах, повестях и романах часто фигурирую дети. В одном интервью писателя спросили, почему для него так важна тема детства. Вот что он ответил: «Детство формирует человека, и многие впечатления детства становятся основой характера взрослого человека. В этом смысле детство - это основа будущего взрослого человека.».
Анализ текста
Учитель: Дома вы познакомились с рассказом «Тринадцатый подвиг Геракла». О чём он? Кто появляется в первых строчках?
Ученики: Это рассказ о том, как мальчик поплатился за несделанное задание. На первых страницах мы видим учителя математики — Харлампия Диогеновича.
Учитель: Давайте послушаем отрывок из фонохрестоматии. А вы себе в тетради запишите ключевые слова, характеризующие/показывающие этого необычного учителя.
Ученики слушают фрагмент, выписывают слова. Проверка.
Учитель: Что мы можем сказать, исходя из услышанного? Как водится, ученики бояться контрольных. Послушаем, как проходили контрольные на уроках Харлампия Диогеновича. Откройте учебники.
Ученики. Несколько учеников выразительно читают фрагмент.
Учитель: подчеркните средства выразительности, которые использует автор для создания ярких образов героев.
Ученики: сравнение (с бусами, жёлтыми, как кошачьи глаза), метафора (чёрный лебедь), эпитет (мощные усилия), ирония.
Учитель: Кто ёще действует в рассказе? Для этого выполним небольшую тестовую работу
О ком из героев говориться во фрагменте? |
|||
Рядом со мной сидел тихий и скромный ученик. Звали его___________???______ Теперь он себя называл Аликом и даже на тетради писал Алик, потому что началась война и он не хотел, чтобы его дразнили Гитлером. Все равно все помнили, как его звали раньше, и при случае напоминали ему об этом. |
______???____________подошел к столу, длинный, нескладный, и по липу его было видно, что он так и не решил, что лучше, получить двойку или идти первым на укол. |
______???________, пересядьте, пожалуйста, к ***. |
|
|
|
|
|
Ученики: выполняют задание. (возможны разные виды проверки).
Учитель: От чьего лица ведётся повествование? В какое время произошла история, описанная в рассказе.
Ученики: послевоенное время, Абхазия. Рассказчик — пятиклассник.
Учитель: Тогда почему же в названии рассказа появляется Геракл? Что это за герой?
Ученики: древнегреческий герой, сын Зевса, совершал подвиги.
Учитель: Перечислите подвиги Геракла
Ученики: (с помощью картинок)
-
«Немейский лев»
-
«Лернейская гидра»
-
«Керинейская лань»
-
«Эриманфский вепрь»
-
«Авгиевы конюшни»
-
«Критский бык»
-
«Кони Диомеда»
-
«Пояс Ипполиты»
-
«Стадо Гериона»
-
«Стимфалийские птицы»
-
«Укрощение Цербера»
-
«Яблоки Гесперид»
Учитель: Хорошо!(оцениваются наиболее активные). Какое значение имеет слово подвиг?
Ученики: Смелый поступок.
Учитель: Можно ли назвать подвигом поступок главного героя рассказа? Почему Искандер называет это «подвигом»
Ученики: Нет, автор иронизирует.
Учитель: Давайте прочитаем концовку рассказа. Каким образом Харлампий Диогенович дал мальчику урок?
Ученики: (чтение по ролям финальной сцены у доски). Он воспитывает смехом. Никто не хочет быть смешным.
Подведение итогов. Сегодня мы познакомились с произведением о детстве. Как и большинство подобных текстов, он учит нас, читателей. Но Искандер учит по-своему. В рассказе нет нравоучительности. Мы смеемся вместе с героем. В том числе и над ним самим. Рекомендую вам прочитать ещё несколько рассказов этого автора.
Выставление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание. Выучить наизусть финальное размышление героя о смехе.