Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Конспект урока литературы в 6 классе

Завьяловой О. А.

Тема: Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»

Класс: 6

Цели:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с биографией и произведениями (на примере рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла») Ф.Искандера; повторить средства выразительности, используемые в художественном тексте.

  2. Развивающие: совершенствовать навыки чтения и анализа художественного текста; совершенствовать навыки монологической речи; продолжить развитие коммуникативной компетенции учащихся,

  3. Воспитательные: развивать интерес к родной литературе, воспитывать внимательное отношение к слову, понять нравственный смысл рассказа.

Оборудование: Учебник литературы 6 кл., фонохрестоматия к учебнику/аудиокнига, портрет Ф.Искандера, иллюстрации к мифам о Геракле.

Ход урока

Орг. Момент. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начнём нашу работу.

Актуализация имеющихся знаний. .

Учитель: Сегодня мы продолжим наше знакомство с произведениями, в которых в центре оказывается ребёнок. Что мы уже прочитали?

Ученики: «Конь с розовой гривой» Астафьева, «Уроки французского» Распутина.

Учитель: Наша цель сегодня — познакомится с писателем Фазилем Искандером. Откройте тетради, запишите тему «Фазиль Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Вы что-нибудь слышали об этом авторе до 6 класса?

Слово учителя. Знакомство с биографией Искандера. Ученики отмечают главные моменты в тетрадях.

 Фазиль Искандер родился 6 марта 1929 в Сухуми (Абхазия), в семье владельца кирпичного завода. Школу закончил в Абхазии. После окончания школы Фазиль Искандер поступил в Московский Библиотечный институт, но в 1951 перевелся в Литературный институт им. А.М.Горького, окончив его в 1954. В 1954-1956 работал журналистом в Брянске (газета "Брянский комсомолец") и Курске (газета "Курская правда"). В 1956 переехал в Сухуми, став редактором в абхазском отделении Госиздата, где работал до начала 1990-х. Первый сборник стихов Искандера, "Горные тропы", вышел на русском языке в 1957 в Сухуми. Прозу начал писать с 1962 г. Печатался в журналах "Литературная Абхазия", "Юность", "Новый мир", "Неделя". Фазиль Искандер - лауреат многочисленных премий, в том числе Пушкинской премии (1993) и премии "Триумф" (1999). Живет в Москве. 
    Среди произведений Фазиля Искандера - стихи, рассказы, повести, романы, сценарии.

Учитель: А теперь посмотрим, какие произведения написал этот писатель. Названия записаны на доске, только вот буквы в них перепутались. Придётся вам разобраться!

Запись на доске: «К л о и р и к и И ы у д в а», « О с з е в д и е з З о к л у о т а р», «О й м И у к м р», « З п р т н й а е ы О п д л»

Ученики: «Кролики и удавы», «Созвездие Козлотура», «Мой кумир», «Запретный плод».

Учитель: Молодцы! Искандера нельзя назвать детским писателем, поскольку он не адресует свои произведения специально детям. Но в его рассказах, повестях и романах часто фигурирую дети. В одном интервью писателя спросили, почему для него так важна тема детства. Вот что он ответил: «Детство формирует человека, и многие впечатления детства становятся основой характера взрослого человека. В этом смысле детство - это основа будущего взрослого человека.».

 

Анализ текста

Учитель: Дома вы познакомились с рассказом «Тринадцатый подвиг Геракла». О чём он? Кто появляется в первых строчках?

Ученики: Это рассказ о том, как мальчик поплатился за несделанное задание. На первых страницах мы видим учителя математики — Харлампия Диогеновича.

Учитель: Давайте послушаем отрывок из фонохрестоматии. А вы себе в тетради запишите ключевые слова, характеризующие/показывающие этого необычного учителя.

Ученики слушают фрагмент, выписывают слова. Проверка.

Учитель: Что мы можем сказать, исходя из услышанного? Как водится, ученики бояться контрольных. Послушаем, как проходили контрольные на уроках Харлампия Диогеновича. Откройте учебники.

Ученики. Несколько учеников выразительно читают фрагмент.

Учитель: подчеркните средства выразительности, которые использует автор для создания ярких образов героев.

Ученики: сравнение (с бусами, жёлтыми, как кошачьи глаза), метафора (чёрный лебедь), эпитет (мощные усилия), ирония.

Учитель: Кто ёще действует в рассказе? Для этого выполним небольшую тестовую работу

О ком из героев говориться во фрагменте?

  Рядом со мной сидел тихий и скромный ученик. Звали его___________???______ Теперь он себя называл Аликом и даже на тетради писал Алик, потому что началась война и он не хотел, чтобы его дразнили Гитлером. Все равно все помнили, как его звали раньше, и при случае напоминали ему об этом. 
     Я любил разговаривать, а он любил сидеть тихо. Нас посадили вместе, чтобы мы влияли друг на друга, но, по-моему, из этого ничего не получилось. Каждый остался таким, каким был. 

______???____________подошел к столу, длинный, нескладный, и по липу его было видно, что он так и не решил, что лучше, получить двойку или идти первым на укол. 
     Он заголил рубаху и теперь стоял спиной к докторше, все такой же нескладный и не решивший, что же лучше. И потом, когда укол сделали, он не обрадовался, хотя теперь весь класс ему завидовал. 

______???________, пересядьте, пожалуйста, к ***. 
     ----------???----------------- встает и смотрит на Харлампия Диогеновича вопросительно. Он не понимает, зачем ему, отличнику, пересаживаться к ***, который плохо учится. 

 

 

 

 

 

Ученики: выполняют задание. (возможны разные виды проверки).

Учитель: От чьего лица ведётся повествование? В какое время произошла история, описанная в рассказе.

Ученики: послевоенное время, Абхазия. Рассказчик — пятиклассник.

Учитель: Тогда почему же в названии рассказа появляется Геракл? Что это за герой?

Ученики: древнегреческий герой, сын Зевса, совершал подвиги.

Учитель: Перечислите подвиги Геракла

Ученики: (с помощью картинок)

  • «Немейский лев»

  • «Лернейская гидра»

  • «Керинейская лань»

  • «Эриманфский вепрь»

  • «Авгиевы конюшни»

  • «Критский бык»

  • «Кони Диомеда»

  • «Пояс Ипполиты»

  • «Стадо Гериона»

  • «Стимфалийские птицы»

  • «Укрощение Цербера»

  • «Яблоки Гесперид»

Учитель: Хорошо!(оцениваются наиболее активные). Какое значение имеет слово подвиг?

Ученики: Смелый поступок.

Учитель: Можно ли назвать подвигом поступок главного героя рассказа? Почему Искандер называет это «подвигом»

Ученики: Нет, автор иронизирует.

Учитель: Давайте прочитаем концовку рассказа. Каким образом Харлампий Диогенович дал мальчику урок?

Ученики: (чтение по ролям финальной сцены у доски). Он воспитывает смехом. Никто не хочет быть смешным.

 

Подведение итогов. Сегодня мы познакомились с произведением о детстве. Как и большинство подобных текстов, он учит нас, читателей. Но Искандер учит по-своему. В рассказе нет нравоучительности. Мы смеемся вместе с героем. В том числе и над ним самим. Рекомендую вам прочитать ещё несколько рассказов этого автора.

Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание. Выучить наизусть финальное размышление героя о смехе.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»