Проблема духовно-нравственного воспитания
старшеклассников на уроках литературы
Миронен Наталья Николаевна
Проблемы снижения уровня нравственности в российском обществе, утрата интереса к чтению у значительной части подрастающего поколения актуализировали поиск эффективных средств воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в процессе изучения художественной литературы. Разработка большого количества теоретических подходов к сущности понятия "духовно-нравственное воспитание" и многочисленность практик формирования и развития ценностно-смысловой сферы личности(В.В. Абраменкова, М.В. Захарченко, С.В. Макеева, Н.Д. Никандров, Т.И. Петракова, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, О.Л. Янушкявичене) привели к отсутствию единого понимания данного понятия в теории и практике. В педагогической литературе, опубликованной в ХХ веке, существует более тридцати различных определений данного понятия. Большинство преподавателей литературы образовательных учреждений Санкт-Петербурга (почти 72%) не имеют четкого представления об особенностях решения задач духовно-нравственного воспитания обучающихся в процессе преподавания литературы.
Литература — одна из важнейших учебных дисциплин средней школы, которая формирует духовный облик и нравственные ориентиры учеников. В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В. Путин заявил: «Мы должны сделать все, чтобы знание классической и современной литературы, грамотная речь стали неотъемлемой частью жизни страны... чтобы об их сохранении и развитии заботилось все наше общество. <...> Потому что речь идет о сохранении — ни больше, ни меньше — национальной идентичности, о том, чтобы быть и оставаться народом со своим характером, со своими традициями, со своей самобытностью, не утратить историческую преемственность и связь поколений» [1].
В рамках Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) методологические основы решения воспитательных задач в образовательном процессе определены и заданы в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В ней духовно-нравственное воспитание обучающихся рассматривается как "педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию"[4]. К сожалению, данное определение не отражает всей полноты достижений современной педагогической науки и требует уточнения.
В стандарте второго поколения написано, что «литература — это одна из основ гуманитарного образования в средней школе, определяющая уровень интеллектуального, эмоционально-нравственного развития школьника, его культуры, его способности владеть родным языком, искусством речи и мышления. Изучая литературу, школьник приобретает не только опыт ее понимания и этического, эстетического самоопределения, творческого самовыражения, но и сведения о развитии литературного языка, умение пользоваться им как важнейшим инструментом сознания» [3, с. 18]. Она способствует формированию миропонимания и национального самосознания учеников, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Через книгу происходит общение разных поколений, в ней прописано духовное завещание, совет старца юноше, начинающему жить, передан опыт многих человеческих жизней. Особенность духовно-нравственного воздействия урока литературы заключается в том, что читатель-подросток имеет возможность сопоставить свои оценки жизни с авторитетными оценками писателей, осмыслить подход к миру и человеку, и, таким образом, через познание других осуществляется процесс самопознания.
Таким образом, обозначим выявленную научную проблему: отсутствие системного подхода к сущности феномена духовно-нравственного воспитания порождает трудности при его осуществлении в конкретной педагогической ситуации. В рамках данной статьи поставлена и решается задача разработки модели осуществления духовно-нравственного воспитания старшеклассников в процессе изучения художественной литературы на основе:
— системного рассмотрения и уточнения понятия "духовно-нравственное воспитание";
— анализа возрастных особенностей старшеклассников и определения специфики их духовно-нравственного воспитания;
— определения возможностей изучения литературы как эффективного средства духовно-нравственного воспитания старшеклассников.
Сегодня духовно-нравственное воспитание становится одной из главных и ключевых задач образования. «Духовность и нравственность рассматриваются как двуединая основа, благодаря которой культура и, в частности, образование воспроизводятся и развиваются в череде поколений» [2, с. 2]. Сам воспитательный процесс предполагает формирование у подрастающего поколения таких качеств, как: сострадание, вера, ответственность, гражданственность, патриотизм, терпение, милосердие, способность отличать добро от зла, служение людям и отечеству. Доброта, порядочность, честность, открытость — это те зерна, которые нужно прорастить у обучающихся. Задача семьи, школы и общества в целом — воспитать ребенка таким, чтобы нравственные поступки стали постоянной чертой его характера.
Источниками духовно-нравственного развития обучающихся являются: искусство, наука, религия. Остановимся на искусстве слова, источнике, который используется в школе, в частности, на уроках литературы.
Литература — феномен культуры, ее специфика в эстетическом осваивании мира, выражении богатства и многообразия человеческого бытия в художественных образах. В русской художественной литературе показана вся умственная жизнь народа, в ней заложена большая сила воздействия на читателя, она обращена к его сердцу, приобщая тем самым юношество к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Духовно-нравственное воспитание средствами литературы и родного языка рассматривается в трудах Д.С. Лихачёва, Ю.Г. Круглова, Т.В. Ефимовой, В.Ю. Троицкого и др. В работах Г.В. Волкова, М.С. Жировой, М.А. Никитиной, М.Ю. Новицкого, Н.М. Сокольниковой, Т.Я. Шпикаловой и др. духовно-нравственное воспитание представлено средствами народной педагогики, Н.А. Белканов, Б.В. Емельянов, В.П. Кузовлев, В.Н. Мезинов, Т.И. Петракова, Т.А. Петрунина, А.Н. Стрижев, Э.А. Чурсина, А.В. Моторин и др., выделяя духовно-нравственную проблематику, связывают ее с возрождением православного образования в России. Особое место в решении данной задачи занимают творения православных мыслителей: Иоанна Златоуста, Свт. Феофана Затворника, Свт. Тихона Задонского, Св. Прав. Иоанна Кронштадтского и ряда других, а также сочинения православных ученых и педагогов В.В. Зеньковского, Б.А. Ничипорова, С.С. Коломзиной и др.
Хорошая литература учит читателя самого ставить вопросы, искать ответы, думать о главном и, таким образом, формирует личность в соответствии с нравственными принципами автора. Во многих произведениях русской литературы стоит проблема нравственного выбора, и задача учителя сформировать у обучающихся умение выбирать сторону добра и способность противостоять злу, воспитать у юношества важнейшее качество души — способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию и милосердию.
Чтобы сформировать духовно богатую, гармонично развитую личность с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями, должна быть правильно подобрана художественная литература и сам преподаватель должен быть примером духовно-нравственной личности.
Литература как школьная дисциплина обладает уникальными возможностями для личностного развития обучающихся. Задача уроков литературы: развить и пробудить активность обучающихся. «Слово "воспитание" означает возрастание, развитие человека посредством "питания" (вос-питание), причем возрастание не только телесное на пище вещественной, но также, и даже, прежде всего, душевное на пище духовной. Духовною пищей для человека служит, прежде всего, слово (особенно в расширительном древнерусском значении: слово как словесное произведение, то есть неповторимое сочетание общеупотребительных слов, несущих исполненные смыслом образы)» [2, с. 26].
Безусловно, личность подрастающего ребенка развивается не только на уроках литературы или во время домашнего чтения: этой цели подчинен весь школьный процесс. Специфика литературы в том, что она воздействует на сознание силой художественных образов. В образе как духовном инструменте реализуется потенциал идеального. Образ является сущностью духовного мира, особенно, если он связан с литературой.
Художественная литература может стать неким «пособием и руководством» в моральном самоопределении старшеклассника, ответить на многие чрезвычайно значимые для него вопросы о человеке.
Во-первых, когда подросток читает классическую литературу, она может влиять на его эмоциональную, чувственную сферу, и пробудить «человеческое в человеке» — через сопереживание и художественное представление о совершенстве, отраженное в произведении. Именно благодаря эстетическим идеалам (высшим образцам красоты, добра, истины), заложенным в искусстве слова, человек преображается. Поэты, писатели, художники каждой эпохи тяготеют к своему идеалу в зависимости от общественных тенденций.
Во-вторых, литература способствует самопознанию через самовопрошание. Каждый человек рано или поздно задает себе вопросы: «Как жить достойно?», «Быть или иметь?», «Быть или не быть?» и т.д. Эти вопросы осмысливались во многих произведениях мировой литературной классики, а также поднимались в рамках философии, искусства, религии. Искусство в широком смысле помогает в духовном развитии увидеть «диалектику души» (Л.Н. Толстой), «широту человека» (Ф.М. Достоевский), даёт толчок к осмыслению своей судьбы. Андре Моруа считал, что хорошие книги никогда не оставляют человека таким, каким он был до знакомства с ними.
В-третьих, литература дает возможность для самовыражения и раскрытия своих творческих способностей.
Разные литературные произведения влияют на человека по-разному в зависимости от читательской позиции:
— понимание замысла художественного произведения;
— восприятие эмоционального содержания произведения;
— сопереживание действующим лицам;
— оценка, критика и анализ произведения литературы, дополнение мыслей автора своими.
Во время урока литературы один педагог делает акцент на эстетической проблематике, второй — на поэтических особенностях, третий — на истории создания и восприятия текста читателями. Важно, чтобы произведение вызывало интерес у обучающихся и сам учитель был воодушевлен материалом.
Через книгу происходит общение разных поколений, в ней прописано духовное завещание, совет старца юноше, начинающему жить, передан опыт многих человеческих жизней. Особенность духовно-нравственного воздействия урока литературы заключается в том, что читатель-подросток имеет возможность сопоставить свои оценки жизни с авторитетными оценками писателей, осмыслить подход к миру и человеку, и ,таким образом, через познание других осуществляется процесс самопознания. В стандарте второго поколения написано, что «литература — это одна из основ гуманитарного образования в средней школе, определяющая уровень интеллектуального, эмоционально-нравственного развития школьника, его культуры, его способности владеть родным языком, искусством речи и мышления. Изучая литературу, школьник приобретает не только опыт ее понимания и этического, эстетического самоопределения, творческого самовыражения, но и сведения о развитии литературного языка, умение пользоваться им как важнейшим инструментом сознания» [12, с. 18]. Она способствует формированию миропонимания и национального самосознания учеников, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Литература может стать тем ключом, который открывает дверь в мир духовно-нравственного развития личности тогда, когда у человека есть потребность в чтении, умение понимать читаемое, и когда он открыт к эмоциональному восприятию.
В качестве методологического основания систематизации научных взглядов на сущность духовно-нравственного воспитания задан полипарадигмальный подход (Н.М. Борытко, И.А. Колесникова, Г.Б. Корнетов, И.Г. Фомичева), который определяет, что всю полноту современной педагогической действительности можно представить и описать на основе спектра взаимодополняющих друг друга педагогических парадигм. Из множества существующих классификаций педагогических парадигм (образования, воспитания) для проведения исследования за основу была взята классификация, предложенная волгоградскими учеными Н.М. Борытко, И.А. Соловцовой, А.М. Байбаковым, которые выделяют три парадигмы воспитания: традиционную, гуманитарную и гуманистическую [5]. Рассмотрим трактовку духовно-нравственного воспитания в логике каждой из данных парадигм.
В логике традиционной парадигмы воспитание задается и определяется как "целенаправленный педагогически организованный процесс формирования и развития личности"[5]. В этом случае, духовно-нравственное воспитание представляет собой педагогически организованное "последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом" [4].
На основе традиционной парадигмы воспитания осуществлён широкий круг педагогических исследований, посвященных проблемам духовно-нравственного воспитания. Е.В. Селезнёва ставит и решает педагогическую задачу формирования у старшеклассников "духовно-нравственных ценностей и гуманистических убеждений, ответственного отношения к природе, обществу, самому себе, нравственных чувств (чувства патриотизма, коллективизма, справедливости, долга, дисциплинированности) на основе восприятия и осмысления нравственных идеалов, содержащихся в произведениях художественной и религиозной литературы" [6, с.9]. 3.М. Молчан определил ряд условий, способствующих формированию духовно-нравственных ценностей старшеклассников в учебно-воспитательном процессе [7].
В логике гуманитарной парадигмы воспитание задается и определяется как "межсубъектное взаимодействие воспитателя и воспитанника, направленное на осмысление и преобразование окружающего мира" [5]. Духовно-нравственное воспитание в рамках данной парадигмы рассматривается как "процесс ценностно-смыслового диалога (согласования) воспитателя и воспитанников" [4]. Диалогический характер современного духовно-нравственного воспитания обоснован в широком круге педагогических исследований (В.С. Библер, В.И. Слободчиков, А.И. Шамшурина). А.И. Шамшурина рассматривает этический диалог как "важнейшее средство и главный принцип актуализации процесса нравственного развития школьников" [8, с.48]. Н.П. Очирова обосновывает процесс духовно-нравственного воспитания школьников на основе диалога
культур в процессе обучения родному и иностранному языкам [9, с.8].
В логике гуманистической парадигмы воспитание задается и определяется как "создание условий для самоопределения воспитанника в жизненном пространстве" [5]. Соответственно духовно-нравственное воспитание в логике данной парадигмы представляет собой процесс создания условий для духовно-нравственного самоопределения воспитанников. В последние годы появился ряд педагогических исследований, посвященных рассмотрению духовно-нравственного воспитания в логике данной парадигмы. В частности, С.Г. Макеева выделяет "педагогическое содействие овладению детьми механизмами ценностно-ориентирующей деятельности (поиском, оценкой, выбором проекцией ценностей в жизнедеятельность с их интегрированием, расширением отношенческой сферы)" [7, с.9] как базового условия для ценностно-смыслового самоопределения воспитанников.
В логике полипарадигмальности современной педагогической реальности с учетом выявленных парадигм воспитания духовно-нравственное воспитание может быть рассмотрено как совокупность взаимодополняющих процессов: формирования духовно-нравственных ценностей, организации ценностно-смыслового диалога, создания условий для духовно-нравственного самоопределения.
Данное определение позволяет уточнить основные результаты процесса духовно-нравственного воспитания личности:
— сформированность системы духовно-нравственных ценностей (освоение, приобщение, следование) - соблюдение традиции;
— опыт ценностно-смыслового согласования (решение конфликтов, наличие общности, обретение общности на основе ценностно-смыслового единства);
— жизненная позиция, определяющая духовно-нравственный выбор воспитанника в различных жизненных ситуациях.
На основе предложенного понятия "духовно-нравственное воспитание" и комплекса его результатов следует уточнить специфику системы духовно-нравственного воспитания старшеклассников (обучающихся на ступени среднего образования). В ФГОС среднего общего образования отмечается, что центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является "предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее, формирование идентичности и устойчивого образа "Я" [11, с.11]. Важность создания условий для самоопределения старшеклассников обоснована в работах А.В. Мудрика, В.И. Слободчикова, Е.А. Александровой.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание старшеклассников может быть рассмотрено как создание условий для их духовно-нравственного самоопределения. В педагогической литературе рассмотрены особенности и методика создания условий для профессионального самоопределения старшеклассников (Н.С. Пряжников), самоопределения старшеклассников в пространстве культуры (Н.М. Борытко), гражданско-правового самоопределения старшеклассников (Н.И. Элиасберг).
Рассмотрим специфику и особенности духовно-нравственного воспитания старшеклассников в процессе изучения художественной литературы. Воспитательный потенциал процесса чтения и анализа литературных произведений подробно проанализирован в педагогической науке (Г.И. Беленький, И.С. Збарский, Т.Ф. Курдюмова, Н.Я. Мещерякова, Т.Я. Шпикалова, Е.В. Шорохов). Особо следует отметить, что одной из базовых национальных ценностей в системе духовно-нравственного воспитания выделяется "искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие" [4]. Каждое литературное произведение – особый феномен культуры, встреча и знакомство с которым влияет на ценностно-смысловую сферу человека. Во ФГОС отмечается, что в процессе изучения литературы обеспечивается "эмоционально-нравственное развитие обучающихся, приобретение опыта этического и эстетического самоопределения, творческого самовыражения" [11, с.18]. В основе большинства литературных произведений лежит проблема нравственного выбора, что дает возможность учителю решать задачи духовно-нравственного воспитания. Е.Ф. Григорьева особо отмечает, что "воспитательные возможности уроков литературы увеличиваются пропорционально тому, насколько учитель способствует организации и развитию реального жизненного, духовно-нравственного опыта старшеклассников на основе чтения" [3, с. 7]. Особое внимание в педагогической деятельности уделяется воспитанию любви к чтению, что чрезвычайно актуально в современных условиях.
Данное определение позволяет уточнить основные результаты процесса духовно-нравственного воспитания старшеклассников в процессе изучения художественной литературы:
— сформированность системы духовно-нравственных ценностей, ценностное отношение к литературным произведениям, любовь к чтению, потребность в ценностно-смысловом анализе текста;
— опыт ценностно-смыслового диалога при обсуждении различных литературных произведений, понимание и принятие различного ценностного отношения к различным произведениям литературы;
— осознанное и аргументированное ценностно-смысловое отношение к различным литературным произведениям, наличие и постоянное расширение списка любимых литературных произведений.
Рассмотрим необходимые и достаточные условия, создание которых в процессе изучения художественной литературы станет основой системы их духовно-нравственного воспитания и будет способствовать достижению данных воспитательных результатов.
Качество и продуктивность ценностно-смыслового самоопределения старшеклассников зависит от уровня сформированности их жизненной позиции. Это определяет первую педагогическую задачу (условие) учителя литературы в процессе изучения литературных произведений: формирование духовно-нравственных ценностей посредством изложения различных основных литературоведческих подходов к сущности литературного произведения и предъявления личного педагогического отношения к литературному произведению. Глубина и широта самоопределения зависят от теоретических представлений ученика, поэтому важной составляющей работы учителя по данному направлению является изложение учителем широкого круга литературоведческих подходов. При изложении подходов учитель не расставляет эти подходы в логике правильные - неправильные, а показывает преимущества и недостатки каждого подхода. У учащихся должно в сознании возникнуть пространство для самостоятельного выбора. Обозначение правильного подхода и требование к его заучиванию и трансляции на уроке приводит к формированию у обучающихся стандартного ответа на вопрос и не способствует выработке собственной позиции. Важность данной составляющей духовно-нравственного воспитания старшеклассников обоснована в работах Т.А. Кондратюк [6] и Е.В. Селезнёвой [10].
При этом следует отметить необходимость ценностно-смыслового самоопределения учителя, который предъявляет свое личное отношение к литературному произведению и обосновывает свой выбор. Отказ от подобного выбора, ссылка на наличие правильной точки зрения, которая не должна поддаваться сомнению, ведет к снижению эффективности духовно-нравственного воспитания старшеклассников. Особое внимание необходимо обращать на чтение учителем его любимых отрывков, цитат из литературных произведений.
Была разработана методика проведения занятия со старшеклассниками, направленного на формирование мотивации на чтение, изучение и ценностно-смысловое самоопределение в пространстве конкретного литературного произведения. Такое занятие обозначается как "рекомендация к прочтению" и представляет собой беседу учителя, в которой дается эмоционально-привлекательный образ литературного произведения (излагается замысел, звучат значимые цитаты, приводятся мнения литературных критиков) и выражена ценностная позиция учителя к этому литературному произведению (мое отношение к произведению, почему рекомендую прочитать, на что обратить внимание).
Важным условием для обогащения опыта ценностно-смыслового диалога старшеклассников является практика изложения собственного мнения и его соотнесение с мнением окружающих. Это определяет необходимость решения второй педагогической задачи (условия): обогащение опыта ценностно-смыслового согласования в процессе организации совместной деятельности старшеклассников (работа в малых группах, пары сменного и постоянного состава) по изучению и анализу литературного произведения в различных формах (дискуссия, проект, драматизация, диалог).
Столкновение и соотношение различных точек зрения старшеклассников на литературное произведение обеспечивается в процессе организации совместной деятельности, обучающихся по изучению и анализу литературного произведения.
Работа в парах сменного и постоянного состава направлена на развитие коммуникативных навыков старшеклассников и соотношение различных взглядов на литературное произведение. Учащимся предлагается подобрать цитату из литературного произведения и прочитать ее разным партнерам. В паре учащиеся могут готовить и задавать друг другу вопросы по изучаемому произведению. Работа в малых группах (3-7 человек) носит творческий характер и направлена на представление общего продукта: инсценировки, литературного обзора, иллюстрации.
В научно-методической литературе представлен широкий спектр организационных форм совместной деятельности старшеклассников [3, 8, 9,10].
Литературная дискуссия направлена на изложение различных точек зрения, поиск аргументов в защиту своей позиции, применение знаний, умений и навыков в различных ситуациях; умение отстаивать собственную позицию и точку зрения; умение работать в коллективе; развитие речи в свободном общении.
Организация проектной деятельности при изучении литературных произведений способствует повышению качества практической работы учащихся. Приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создание ситуации обсуждения литературного произведения осуществляется разными формами: дискуссией, "мозговым штурмом", семинаром, творческой лабораторией, групповой работой, ролевыми играми. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает возможность изменить свое отношение к конкретному литературному произведению.
Драматизация отрывков из литературных произведений позволяет включить учащихся в процесс понимания сущности авторского замысла. Проживание в процессе драматизации текста литературного произведения способствует формированию у старшеклассников ценностного отношения к нему.
Организация диалога, в котором систематизируются различные точки зрения и базовые смыслы литературного произведения, позволяет показать специфику гуманитарного знания, его принципиальное многозначное понимание.
Таким образом, была разработана методика проведения занятия со старшеклассниками, направленного на организацию ценностно-смыслового диалога по содержанию конкретного литературного произведения. Такое занятие обозначается как "диалог читательских смыслов" и представляет собой педагогически организованную дискуссию, в которой создаются малые группы, которые формулируют и излагают свое отношение к различным сторонам конкретного литературного произведения, создают на его основе свои творческие продукты (инсценировки, рисунки, тексты).
Осознанное и аргументированное ценностно-смысловое отношение к различным литературным произведениям осуществляется в процессе индивидуальной самостоятельной работы по изучению литературного произведения. В основе самостоятельных заданий лежит выбор и изложение своей точки зрения в отношении литературного произведения (мое отношение) и в отношении его ценностно-смысловой направленности (мое понимание авторского замысла). Это может быть поиск и чтение любимых цитат из произведения, рассказ о любимом герое, фантазирование на тему будущего героев ("десять лет спустя"), рисунки по мотивам литературного произведения, написание эссе и мини-сочинений, прием незаконченных предложений.
Также была разработана методика проведения занятия со старшеклассниками, направленного на создание ситуации выбора своей точки зрения на содержание конкретного литературного произведения. Такое занятие обозначается как "мое отношение к литературному произведению" и
представляет собой педагогически организованную ситуацию, в которой определяется и излагается авторская позиция старшеклассника по отношению к различным сторонам конкретного литературного произведения.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание старшеклассников (обучающихся на ступени среднего общего образования) в процессе изучения художественной литературы определяется как педагогическая деятельность, направленная на создание условий для ценностно-смыслового самоопределения в отношении литературного произведения (мое отношение) и в отношении его ценностно-смысловой направленности (мое понимание авторского замысла) посредством:
— изложения основных литературоведческих подходов к сущности литературного произведения;
— предъявления личного педагогического отношения к литературному произведению;
— организации совместной деятельности обучающихся (работа в малых группах, пары сменного и постоянного состава) по изучению и анализу литературного произведения в различных формах (дискуссия, проект, драматизация, диалог);
— организации индивидуальной самостоятельной работы по изучению литературного произведения и изложению своего отношения к нему.
На основе данного определения нами разработана модель духовно-нравственного воспитания старшеклассников в процессе изучения художественной литературы (см. Приложение). Данная модель относительно конкретного литературного произведения включает в себя комплекс трех видов занятий со старшеклассниками:
— беседа - рекомендация к прочтению;
— учебная дискуссия - диалог читательских смыслов;
— самостоятельная творческая работа — мое отношение к литературному произведению.
Практическая апробация разработанной модели показала ее эффективность, прежде всего, в рамках внеурочной деятельности со старшеклассниками.
Реализация на практике представленной модели требует высокого уровня профессионального мастерства учителя литературы, которому необходимо овладеть навыками педагогической поддержки и интегрировать их в традиционную систему работы с учащимися.
Цель: создание условий для ценностно-смыслового самоопределения обучающихся в процессе изучения художественной литературы в отношении литературного произведения (мое отношение) и в отношении его ценностно-смысловой направленности (мое понимание авторского замысла) | |||
Основные направления достижения цели: | |||
Изложение основных литературоведческих подходов к сущности литературного произведения | Предъявление личного педагогического отношения к литературному произведению | Организация совместной деятельности обучающихся (работа в малых группах, пары сменного и постоянного состава) по изучению и анализу литературного произведения в различных формах (дискуссия, проект, драматизация и диалог) |
Организация индивидуальной самостоятельной работы по изучению литературного произведения и изложению своего отношения к нему |
Беседа – рекомендации к прочтению | Учебная дискуссия – диалог читательских смыслов | Самостоятельная творческая работа – мое отношение к литературному произведению | |
Результат: расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы: ценностное отношение к литературным произведениям и их авторам; осознание ценностного отношения автора к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом |
Список литературы:
[1] Выступление Президента РФ В.В. Путина на съезде Общества русской словесности // Литература в школе. 2016. № 10.С. 5.
[2] Моторин А.В. Духовно-нравственные основы культуры и образования. Лекции. Великий Новгород, 2008. 38 с.
[3] Григорьева Е.Ф. Педагогические условия развития духовно-нравственных качеств личности младших подростков: на материале изучения художественных образов: дис. канд. пед. н. — М., 2007. — 167 с.
[4] Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, А.М. Тишков. — М.: Просвещение, 2009.
[5] Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. - М., 2007. - 496 с.
[6] Кондратюк Т.А. Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея: автореф. дис. канд. пед.н./Кондратюк Татьяна Александровна; [Место защиты: Краснояр. гос. пед. ун-т).— Красноярск, 2008.- 23 с.
[7] Макеева С.Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами русского языка как учебного предмета: автореф. дис. ... д-ра пед. н. / Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. - Ярославль, 2001. - 46 с.
[8] Молчан Э.М. Диалогический аспект в формировании духовно-нравственных ценностей старшеклассников: автореферат дис. канд.пед.н./Молчан Эдуард Михайлович; [Место защиты: Смол. гос. ун-т]. - Смоленск, 2008. - 20 с.
[9] Очирова Н.П. Формирование духовно-нравственных ценностей школьников на основе диалога культур: автореф. дис. ... канд. пед. н./ Очирова Наталья Пюрвеевна; [Место защиты: Астрахан. гос. ун-т]. —
Астрахань, 2009. - 22 с.
[10] Селезнёва Е. В. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников в процессе интегрированного обучения русскому языку и литературе: автореф. дис. канд. пед. н. / Селезнёва Елена Владимировна; [Место защиты: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева]. - Чебоксары, 2013. - 23 с.
[11] Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413.
[12] Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; Под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. 4-е изд., дораб. М. : Просвещение, 2011. 79 с.