Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Литературное образование как средство
формирования и развития личности школьника

Сидорова Наталья Юрьевна
    В настоящее время система образования стремится к более гуманным отношениям, общеобразовательные дисциплины приобретают ярко выраженный гуманитарный характер. Меняются в связи с этим   ценности и  смыслы, которые составляют глубинное основание этой системы. Образование в настоящее время в большей степени, чем раньше, призвано давать навыки не только в учебной, но и в социальной жизни.
     Учебная деятельность играет важную роль в формировании индивидуальной системы ценностей. В настоящее время в образовательной среде делается преимущественный акцент на академических успехах учащихся, при этом перспектива применения знаний совершенно не раскрывается, как не раскрывается и их общечеловеческий смысл. Большинство подростков относятся к обучению чисто утилитарно: они хотят получать хорошие оценки или поступить в вуз. Истина сама по себе ценности для них не представляет. Учение осознается не как процесс познания, а способ зарабатывания баллов и нацелено именно на такой конечный результат. При этих целевых установках формирование духовных ценностей весьма затруднено. Для формирования потребности учиться не только в школе или в вузе, но и всю жизнь, что является велением времени, необходимо находить смысл в самом процессе. Результат при этом рассматривается как что-то преходящее, всего лишь основа для следующей ступени.  
Школа как социальный институт относится к сфере формального образования. По идее, именно здесь должны транслироваться ценности и смыслы, которые поддерживают общество и развивают его. На практике же получается, что неформальное образование (общение с друзьями, сверстниками, усвоение информации из телевизионных передач и пр.) играет в этом процессе главную роль. Знания, умения и навыки осваиваются в школе, а ценности и смыслы в большей степени - во внешкольном пространстве. Трансляции ценностей от педагогов учащимся практически не происходит. И здесь важно, прежде всего, осознавать и решать проблему взаимодействия взрослого и ребенка.
     Учитель как фактор влияния предстает в двух ипостасях – как предметник и как личность со своими внутренними установками, потребностями, целями и ценностями, которые в процессе взаимодействия с личностными характеристиками других субъектов образовательного процесса, в той или иной степени воздействуют на их установки, потребности, цели и ценности. В содержание школьных дисциплин заложен большой потенциал для формирования системы ценностей школьников.
     Курс литературы в общеобразовательной школе, наряду с другими учебными предметами, содействует решению комплекса воспитательных задач: развитию гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота своего Отечества.
     Курс литературы – один из основных в школьном гуманитарном образовании. Освоение этого курса определяет уровень интеллектуального и эмоционально-нравственного развития школьника, его образного мышления, его культуры, в том числе уровень владения  родным языком и искусством речи.
Чтение, комментарий, анализ и интерпретация — неотъемлемые части всякой знаковой деятельности. Развитие указанных умений, овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), а затем и создание собственного текста, представление собственных оценок и суждений по поводу прочитанного необходимы школьникам для последующей успешной самореализации в любой сфере деятельности. 
Его реализация зависит от личности учителя, его умений и навыков как предметника, психологической и педагогической культуры, личностными качествами, а также от его гражданской позиции, общего культурного уровня, понимания своей миссии в стенах образовательного учреждения.
Даже целенаправленная деятельность педагога по формированию нравственных ценностей может не иметь результата, если «…между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи, коллективизма, если не происходит постоянного «подкрепления» хода деятельности провоцированием взаимоотношений, побуждающих к нравственным поступкам» [2].
На характеристики ценностной среды влияет содержание учебных предметов, стиль взаимодействия учителя с учеником, формы и методы, которые выбирает педагог. Но все же определяющую роль играют ценностно-смысловые ориентации учителей, уровень их гражданской и человеческой зрелости, интегрированность в социально-экономическое пространство, степень влияния на процессы и факты жизни.
     Непосредственная цель преподавания литературы – воспитание эстетически и этически развитого читателя, который заинтересован в общении с искусством и способен самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественную модель мира, созданную автором, вести с автором опосредованный произведением «диалог» о главных мировоззренческих проблемах.
     Весь процесс обучения нацелен на формирование культуры восприятия и понимания, коммуникативной культуры личности, на воспитание умения почувствовать чужую боль, выслушать другую сторону, понять иную точку зрения, формулировать собственную позицию с учётом чужой; на воспитание толерантности, благожелательности, самокритичности.
     Чтение произведений художественной литературы обогащает учащегося опытом чужой жизни, расширяет представления о мире и культуре, и, таким образом, способствует расширению кругозора школьника.
     Изучение лучших образцов художественной литературы развивает эмоциональную сферу и образное мышление личности.
     Литературно-художественные произведения в образной форме представляют читателю разнообразные художественно-идеологические позиции авторов, их представления о человеке, человеческом обществе, его истории, мире в целом. Чтение художественной литературы с последующим анализом её на уроке позволяет школьнику познакомиться с этими позициями и, благодаря художественной форме, «пережить их изнутри».
    Таким образом, литературное образование оказывается средством формирования и развития личности школьника, широты его мышления.
    Школьный курс литературы позволяет познакомить учащихся с разнообразными и часто неоднозначными оценками явлений действительности; это формирует критичность мышления, умение выражать, аргументировать и корректировать собственную позицию.
    Знакомство в школьном курсе литературы с литературно-художественными произведениями разных времён и народов, созданных в различных стилевых и культурных традициях, их обсуждение, анализ и интерпретация создают условия для эстетического самоопределения школьников.
    В процессе обучения каждый школьник учится формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её, что способствует формированию самостоятельности мышления учащихся, их мировоззренческому самоопределению.
    Поставив перед собой такую серьёзную задачу, как задача понимания неоднозначных художественных смыслов, учитель не может не осознавать, что имеет дело с учениками разного уровня литературного развития и заинтересованности в литературном образовании. Поэтому необходимость реальной дифференциации обучения может быть осуществлена в ходе многоуровневого подхода к преподаванию курса литературы.
    Исследования отношений по линии «ученик – педагог» вскрывают те противоречия, которые характерны для нашего времени и образования на данном историческом этапе. В общественном и научном сознании давно сложилось мнение о необходимости расширения диапазона ролей учителя в профессиональной деятельности. Традиционный подход в обучении, когда педагог занимает доминирующую и авторитарную позицию, исчерпал себя. Именно эта позиция мешает учителю понять ученика, именно она не позволяет последнему развиваться в зоне свободного самоопределения (в том числе и ценностного).
Резюмируя все вышесказанное, можно отметить, что ценности и смыслы в образовании влияют на выбор стратегических и тактических целей обучения и воспитания.
Литература.
1. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.
2. Психологические аспекты смысла жизни и акме (IX симпозиум по проблемам смысла жизни и акме), Вопросы психологии, №4, 2003, с.146-150.
3. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб., 2001
4. Чудновский В.Э  Актуальные проблемы психологии становления убеждений. Вопросы психологии, №3, 1990, с. 40 – 48.
5. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Глобализация и синергетический историзм. С-Пб., 2004.
6.  Братусь Б.С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева. М., 1999.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»