Урок внеклассного чтения в 10 классе
Сопоставительный анализ стихотворений
И.А. Бродского «На смерть Жукова»
и Г.Р. Державина «Снигирь»
Баранов Евгений Николаевич
Дата, тема | Урок внеклассного чтения в 10 классе: «Сопоставительный анализ стихотворений И.А. Бродского «На смерть Жукова» и Г.Р. Державина «Снигирь»» |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Цель и задачи |
Цель урока: повторить и закрепить навык анализа художественного поэтического текста; выявить принципиальные сходства и отличия в изображении великих военачальников разных исторических эпох: XVIII век и XX век; соотнести стилистические манеры авторов двух временных эпох. Развить творческие способности обучающихся. Задачи: Образовательные. - актуализировать знания о исторических персоналиях их отражении в литературных поэтических текстах; - отработать навыки сопоставительного анализа поэтических текстов; - выявить способы создания героического стихотворения и средства художественной выразительности. Развивающие. - создать условия для самостоятельной творческой деятельности обучающихся, способствовать развитию навыков работы с информацией, познавательной учебной деятельности, ассоциативного мышления, воображения и творческих способностей обучающихся . Воспитывающие - воспитание речевой культуры личности, ее коммуникативных навыков; - воспитание патриотических чувств на примере роли личности в истории. |
Планируемые результаты | Предметные: научить видеть, понимать и классифицировать способы создания образа героического стихотворения (оды) и средства художественной выразительности, которые используют авторы. Анализировать поэтическое произведение с точки зрения функций средств художественной выразительности в тексте произведения. (Проблемный вопрос: великий полководец – прошлое, настоящее и будущее – каков его образ в литературе и в нашем сегодняшнем представлении?) Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков. Регулятивные УУД: планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и другими обучающимися; постановка вопросов; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка Метапредметные: развитие навыков анализа, синтеза, рефлексирования, работа над формированием речи. |
Межпредметные связи | История, МХК |
Ресурсы: | Оборудование: презентация, дидактические материалы для урока на печатной основе, словари. ИКТ. |
Этап | Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
I. Актуализация Слайды презентации. Видео. Патриотическая (гражданская) составляющая. |
Выявление знаний исторического и литературного контекста в беседе-обсуждении об авторах и героях стихотворений (Бродский, Державин, Жуков, Суворов) Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность |
Погружение в историческую и культурную атмосферу двух эпох 18 и 20 веков: исторические реалии и события Обращаются к уже известному материалу |
На основе наблюдения уметь ориентироваться в различных видах информации. Соотнести видеоряд и текст на предмет литературных, исторических, параллелей с обсуждаемым текстом. |
II. Основная часть
2. Формулирование темы урока Целеполагание. Поиск путей решения проблемного вопроса. |
Проблемный вопрос: великий полководец – прошлое, настоящее и будущее – каков его образ в литературе и в нашем сегодняшнем представлении? Цели: подведение обучающихся к формулированию темы и постановке целей урока проверка готовности обучающихся, эмоциональный настрой на работу |
Формулируют: какой «пробел» в знаниях необходимо устранить для понимания материала. Формулируют тему Формулируют цели, которые необходимо достигнуть, чтобы сопоставить образы великих полководцев: прошлое, настоящее и будущее. |
Поиск информации. Работа по группам. Несколько источников информации (словари, справочный материал). Представление найденной информации, объяснение ее актуальности и значимости для понимания изучаемого материала. |
III. Практическая часть. Этап практического анализа художественного текста. Цель: исследование текстов стихотворений на предмет обнаружения общих/различных черт при изображении Г.К. Жукова и А.В. Суворова. |
Сообщает один из возможных алгоритмов работы с вопросами |
Две исследовательские группы. Работа в группах/ работа в парах/индивидуальная работа с текстом. Анализ текста (заполнение таблицы) и представление полученной информации по выбранному группой стихотворению, работающих на раскрытие темы занятия Выводы по каждой группе. Работа с листом актуализации информации. Обсуждение |
|
IV. Подведение итогов Цель: проанализировать степень освоения материала. |
. Подведение обучающихся к подведению предварительных итогов. |
Анализ продуктивности собственной деятельности, достаточности ее объема для подведения итогов. Результат максимум: создают собственный текст, в котором представляют образ современного военачальника. |
Рассмотрение полученной информации. |
V. Рефлексия Цель: самоанализ |
Заполняют лист самооценки Слайд с началом фразы. |
Заполняют лист самооценки (устно/письменно). | Лист самооценки |
Преподаватель ________________Баранов Е.Н.