Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Женщина-автор в русской литературе
первой половины
XIX века

 Костина Анжелика Владимировна,
 учитель русского языка и литературы ГБОУ школы № 568
Красносельского района Санкт-Петербурга
 
В данной статье поднимается проблема понимания такого явления как женская литература и ошибочное представление, что оно появляется только в  XX веке.
Актуальность статьи в раскрытии сути данного явления и возможности сравнить внутренний мир женщин XIX века и XX.
 
                                                   «…Нет, лживый свет
                                                     Не знает и не смыслит,
                                                     Какое счастье быть всегда
                                                     Самим собой!...»
                                                                  Ю. Жадовская
 
         Прошло более века с петровских реформ, коснувшихся всех сторон государственной, но, главное – человеческой жизни. Россия преобразилась, но внутренние изменения часто не соответствовали внешним…
         Так и жизнь русской дворянки первой половины XIX века, по сути своей, ненамного отличалась от жизни купеческой дочки или жены России века XVIII. Все также целью ее жизни считалось удачное замужество – «прилепиться» к мужу; место женщины – в кругу семьи: в гостиной (как украшение), в будуаре, в детской. Даже образование в женских учебных заведениях носило прикладной характер: девочек обучали, но больше готовили к жизни идеальной жены, хозяйки дома. Т. е. женщина продолжала считаться всего лишь природным и социальным приложением к мужчине. (Можно оговориться что и в XX веке эта тихая гавань привлекает многих женщин).
         Конечно с тех пор как Петр I «вывел из терема» русскую затворницу, она приобрела европейский лоск, обучилась манерам, приобщилась к европейской культуре: журналы, театры, выезды за границу… Но в этом мире женщина не вольна распоряжаться своей жизнью; этот мужской мир уже давно прописал наперед всю ее жизнь – бесхитростную жизнь женщины.
         Жизнь под тотальным контролем с самого детства; когда благое намерение оградить от дурного влияния извне оборачивалось жесткой дрессурой молодой особы для формального соблюдения приличий и норм, надиктованных светом. Любая духовная деятельность, кроме молитвы, находится под запретом: это не только не нужно, но и вредно для женщины.
         В искусстве, и, в частности, литературе женщина могла быть музой при творце – мужчине, или же стать объектом описания, но никак не субъектом. А вот в эпоху культурных переворотов, когда становятся возможными эксперименты, новаторство, патриархально немая женщина «заговорила», и 30-ые года XIX века характеризуются как время, когда «едва ли когда-нибудь  столько мыслила и писала русская женщина»…
         Мягко говоря, неоднозначной была реакция общества на это явление. Если дама писала хорошо, то это ее достоинство признавалось как существующее вопреки принадлежности автора к женскому роду: Надо же! Женщина, а неплохо написала…(Вообще писательницы считались недоженщинами, как-бы «выродками» женского рода). Даже образованные люди – профессиональные критики писатели, в случае признания у женщины – автора некоего литературного таланта, всегда делали оговорку, что ей, женщине, никогда не сравниться с мужским гением. 
         Здесь нельзя не процитировать А. Зражевскую: «Так вы же сами воспитываете нас с установкой на ограничения, а дайте нам волю ума, образование…»
         А. Зражевскую можно было бы назвать первой русской женщиной – критиком, даже феминисткой: «До сих пор, кроме княгини Зенеиды Волконской, А. П. Глинки и графини Ростопчиной, наши стихотворицы не занимались истинною поэзиею, а шли избитою тропою и передразнивали мужчин» [2]. То время не допускало для ее жизни иного финала, кроме печального: она умерла в доме для умалишенных.
         Женское писательство первоначально встречало снисходительно – галантное отношение: как милая, но не заслуживающая внимания, забава. В основном это касалось салонных поэтесс: К. Павловой, Е. Ростопчиной – дам из высшего общества, женщин замужних и обеспеченных. Они получали дежурные комплименты по прочтению своих стихов, но позже те же господа, что расточали любезности перед хозяйкой дома, в разговорах и письмах критиковали творчество дам нещадно, необоснованно жестоко. Критика стихов переходила в обсуждение самой поэтессы, ее внешности, способности справляться со своими женскими обязанностями (особенно «доставалось» Каролине Павловой).
         И раньше женщины России писали (Хераскова, Урусова, Лукина, Княжина и др.), но впервые они начали заниматься этим профессионально, т. е. для публикации за вознаграждение. Их настойчивое желание писать и печататься вызывало раздражение у консервативно настроенного большинства, т. к. по мнению общества, женщина (если она не из низших слоев общества) не может и не должна работать, выходить на общественную арену – все это, якобы, неестественно для стыдливой женской натуры. Т. е. если образованной даме вздумается писать, то пусть пишет в дневники, альбомы или, в крайнем случае, это могут быть книги для детей.
         Писательниц, как женщин, отличающихся от остальных, преследовали сплетни. И больше всех злобствовали охранительницы патриархальных стереотипов –«судейство в чепцах», устраивавшие настоящий моральный террор неугодным. Осуждение и отчуждение окружения женщины – автора сопровождалось неприятием ее творчества профессиональными писателями, которые, за редким исключением, считали ее писательство дилетантством, а ее произведения – второсортной литературой. Между прочим такое отношение было не только в России: бабским дилетантизмом была названа женская литература в переписке Гете и Шиллера [1].
         Надо вспомнить, что в этот период (первая половина XIX века) произошла смена литературных направлений: сентиментализм и романтизм уступают место «реалистическому» искусству. В середине XIX века в моде Некрасов, ему подражают, в литературе востребована гражданская тема, вопросы социальной несправедливости… А о чем пишет женщина? Все ее душевное богатство выливается в стихи и прозу, на которые реакция у «передовых людей» того времени чаще всего; «чувства много, жизни мало». Но в своем творчестве женщина часто видит единственную возможность самореализации, заявить миру о своем существовании. Отсутствие злободневных политических вопросов не делает ее творческую жизнь менее важной: для женщины важен мир внутренний, а не внешний, событийный.
         Это может показаться странным, но в своих произведениях женщины мало затрагивают тему социальной дискриминации женщины мужчинами. Писательниц больше интересует тема внутренней трагедии женщины, которой нет места в мужском мире. Это не стандартный романтический образ бунтарки, противостоящей толпе – новым в литературной традиции стало появление обыкновенной женщины с несчастливой (и будничной) судьбой. Например, М. Жукова, как и многие другие писательницы своего времени, рисует те женские типы, которые остались за границами современной ей литературы: жительница маленького городка, приживалка, старая дева, дурнушка…ничем не примечательные для обывателя персонажи [3].
 Также новаторством женщин – писательниц XIX века является то, что впервые описываются (и показывается, что они существуют) сложные, драматические взаимоотношения между женщинами: сестрами, подругами, матерью и дочерью, мачехой и падчерицей, воспитательницей и воспитанницей… Тема молвы, уже существующая в литературе (Грибоедов),  была обогащена женским взглядом на проблему, открыв сторону молвы как соперничество между женщинами. В произведениях писательниц женщина как образ перестает существовать исключительно в наборе стереотипов (дева – мученица, пассивная жертва, неприметная дева, беспутница, мужеподобная бунтарка). Теперь женщина сама рассказывает и о том как соблазняется невинная девушка, и о первых душевных порывах влюбленной девочки – до сих пор предлагалась только мужская точка зрения.
Т. о. женщины – авторы наделили женские образы психологизмом, вывели новые типажи (обыкновенная женщина), ускорили тем самым отход русской литературы от штампов и стереотипов.
И все же имена русских писательниц первой половины XIX века знакомы, за редким исключением, разве что литературоведам. У тех, кто писал историю русской литературы XIX века ( века динамичного, для России – насыщенного событиями и богатого личностями мирового масштаба) не нашлось «местечка» для женщин – авторов с их «исповедью сердца». Женская проза в русской традиции всегда ассоциировалась с чувством, а не с мыслью. Именно этот взгляд «во внутрь», а не отсутствие таланта – причина их временного забвения.
 
Список литературы
  1. Критическая рецепция женской литературы в переписке И. Гете и Ф. Шиллера  https://cyberleninka.ru/article/n/kriticheskaya-retseptsiya-zhenskoy-literatury-v-perepiske-i-gete-i-f-shillera  
  2. Савкина И.  «Что значит быть женщиной-писательницей: модели «Я» в «Зверинце» Александры Зражевской»    https://a-z.ru/women_cd1/html/chto_znachit_bit_zhenschinoy.htm  
  3. Савкина И. «Провинциалки русской литературы (женская проза 30-40-х годов XIX века)» https://a-z.ru/women_cd1/html/s_6.htm

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»