Гранинские чтения «Вспоминая Гранина»
Наследие Д. Гранина – инструмент формирования
качеств личности современного выпускника
Святова Елена Николаевна
Страна нуждается в людях, к которым
прислушиваешься, даже если они говорят шепотом.
Е. Боброва, И. Вирабов
Школа была и есть основа основ, где закладывается будущее не только детей, но и нашей страны. Система образования неизменно находится в центре внимания Главы Невского района, Губернатора Санкт-Петербурга, и мы с удовлетворением отмечаем, что ее стратегия и тактика не выпадают из общего контекста, а находятся в тесной связи с федеральной концепцией развития. Мне приятно отметить, что свою лепту в повышение качества образования вносит и наша Гимназия №343.Страна нуждается в людях, к которым
прислушиваешься, даже если они говорят шепотом.
Е. Боброва, И. Вирабов
Качество образования – это в первую очередь степень соответствия системы образования потребностям детей и их семей, общества, государства. Потребности всех этих трёх групп одинаково важны, и нельзя реализовать одни, не учитывая других.
Семья сегодня, как и всегда, ждет от школы, что родительское добро, заложенное в ребенке, приобретет новое качество времени — протяженность. Согласно родительскому заказу школа должна начинать не с образования как такового, а с развития человеческого в человеке.
Государство тоже ждет от школы не только образованного, но и культурного, воспитанного человека. Ученик в этой задаче представлен объектом привития образования, культуры, формирования нравственных ценностей.
Инициатива Президента страны объявить 2019 год «Годом Гранина», сориентировала нас в построении Программы воспитания и социализации обучающихся Гимназии на материале жизненного пространства и творческого наследия этого удивительного человека. Цель проекта "Гранинские чтения" – развитие общекультурной компетентности школьников в процессе проведения культурологических и гуманитарных исследований.
Имя Гранина наше поколение слышало с детства. Родители обсуждали его романы, делились впечатлениями от просмотренных фильмов по его произведениям. Я тоже пробовала подростком читать Гранина, но было не по возрасту, сложнова-то. В студенчестве захотела продолжить знакомство с писателем и погрузилась в мир ученых через гранинскую прозу.
Строя план воспитательной работы на год, предварительно решили выяснить, а знают ли наши гимназисты Гранина. И увы, к нашему величайшему огорчению, 54% детей из 274 опрошенных, признались, что ранее имя слышали, ничего больше не добавив, 27 % опрошенных узнали в нем писателя ХХ века, фронтовика, 21 % припомнил его выступление в бундестаге, сообщения о нем в новостной ленте СМИ, и лишь 12% смогли назвать среди его наследия «Блокадную книгу».
Мы решили начать знакомить детей с Даниилом Александровичем Граниным через членов их семьей. Гимназисты провели в своих семьях опрос старшего поколения, а тему «Мое отношение к инициативе Президента» и, проанализировав в классах полученные анкеты, наметили кандидатов для приглашения на классный час «Век Даниила Гранина». Во внеурочное время, в гости к гимназистам пришли их бабушки и дедушки, которые познакомили с Почетным жителем нашего города, со временем в котором он жил и смогли передать свое увлечение героями из его книг "Иду на грозу", "Искатели", "Зубр", - решительными, уверенными в себе, упорными, умеющими преодолевать трудности на пути к намеченной цели.
В школьной библиотеке силами инициативной группы учащихся 7-х классов были оформлены выставки «Литературное наследие Д.А.Гранина», «Судьба и личность», которые в дальнейшем были использованы их одноклассниками для проведения библиотечного часа, экскурсий для учащихся начальной школы.
Огромный потенциал для достижения результатов Образовательных программ Гимназии в частидуховно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся заложен в публицистике Даниила Александровича. В октябре нами был запущен творческий проект «Беседуем с Д.А.Граниным». Старшеклассники получили задание для Чудодейственного чтения: очерки «У совести нет мерила», «О милосердии», «Вблизи престола», «Чем я богат» и др. на выбор. Через неделю определились группы по интересам. За круглым столом представили свой выбор и анонсировали выбранные тексты. В результате определившегося большинства в декабре состоялось заседание дискуссионного клуба учащихся 8-9 классов по очерку Д. Гранина «О милосердии» «Почему мы проходим мимо?». Громкие чтения помогли размышлять о проявлениях милосердия или его нехватке в сегодняшнее время. Дети высказали свою точку зрения на проблемы, поднятые в очерке, не остались равнодушными к воззванию автора беречь в себе «способность откликаться на чужую боль». В заключении высказали мысль: тема актуальна и сегодня. Дискуссионный клуб продолжил свою работу на материале других очерков, обсудив темы «Гражданская роль искусства», «Противостояние таланта и посредственности». Надо отметить, что участники первого заседания пришли и на последующие, пополнив первоначально сформированные группы. В планах на февраль провести выездное заседание дискуссионного клуба, с любезного позволения хозяев этой замечательной библиотеки.
Знакомство с биографией фронтовика и писателя, работа с публицистическим материалом Д. Гранина, помогает нам расшевелить душу ребенка, сделать её способной на сочувствие, помощь, сострадание, разбудить совесть.
Ученики нашей гимназии в декабре 2018 г приняли участие в социальном проекте «Добрые сердца». Школьник сегодня стоит перед серьезным выбором – жить только для себя или помнить о других и помогать им по мере своих сил и возможностей. Наш проект - коллективная работа над большим и важным делом, помогает сделать этот выбор. Решается одна из целей воспитательной системы гимназии: формирование человека гуманного, творческого, толерантного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества; использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, общением, деятельностью. Эта цель достигается через проведение благотворительных акций, в которых активно участвуют учащиеся, родители и педагоги.
Это акция «От сердца к сердцу», посвященная Дню пожилых людей, младшие школьники сделали открытки своими руками, а восьмиклассники подарили их представителям старшего поколения.
Это акция «Новогодний подарок», когда одни гимназисты готовили подарки для маленьких пациентов педиатрического отделения детской клинической больницы №5 им. Н.Ф.Филатова, оставшихся без попечения родителей, а другие подарили частицу тепла и заботы пожилым людям, живущим в домах престарелых.
Старшеклассники свое погружение в наследие Д.Гранина начали в рамках подготовки к Открытому микрофону по «Блокадной книге» Д. Гранина и А.Адамовича. Рефлексия прошла в актовом зале. Гимназистам была представлена литературно-музыкальная композиция «Страницы, опаленные войной», подготовленная учащимися 10а класса.
Таким образом, реализация данного проекта, объединяющего обучающихся разных возрастов и педагогов, даёт возможность воспитать в учениках важные качества современного человека, так как ориентирована на саморазвитие, самообразование, самореализацию личности.