Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование активных методов работы на уроках литературы

Соколова Наталья Владимировна
«Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность». Прочитав это в одном из педагогических журналов, я задумалась. Нас ждут значительные изменения. И как всегда, эмоции неприятия чего-то нового перехлестывают здравый смысл: зачем это надо, это все ерунда, это не решит проблему. А проблема-то назрела давно: учащиеся не хотят учиться. Об этом мы говорим уже давно, а выхода пока не находится. И делать что-то надо. Оказавшись на лекции А.С.Гормина, я с радостным волнением вслушивалась в слова лектора. Я понимала, что мне нравится все, что он говорит. И не только нравится, но я интуитивно уже несколько лет в своей работе использую определенные приемы, формы работы, задания, которые способствуют развитию самостоятельной познавательной деятельности учеников. А еще я поняла, что использование активных методов работы повышает интерес и желание учащихся найти ответ на поставленный вопрос и решить возникшую задачу. Проводя урок ценностно-смысловых ориентаций «Записка», после определения понятия записки как литературного жанра я предложила ученикам написать записки своим друзьям, одноклассникам. Эта форма работы позволила активизировать деятельность учеников, заинтересовать их. И приятно была удивлена, когда сама получила записку с очень трогательным посланием. Блеск в газах детей позволил сделать вывод, что такая форма работы была по душе моим ученикам и многие с воодушевлением прочитали свои записки вслух. Дальше урок проходил в классической форме: я предложила придумать окончание рассказа В. П. Астафьева «Записка». Позднее, анализируя работы учеников (я проводила этот урок в 7-10 классах), я поняла: размышления о нравственной оценке поступков людей очень трудно даются ученикам любых возрастов(наши компьютерные дети сопереживать, сострадать и сочувствовать научаются очень медленно), а вот анализ притчи о корзине оказался более доступным. Эмоционально-ценностная оценка – необходимость использовать в ответе словосочетания «Я считаю…», «Я думаю…» – способствовала формированию мировоззрения и умению строить логическое доказательство своего высказывания. Зрительный ряд картин А. Шилова о старости и песня И. Саруханова «Дорогие мои старики…», я считаю, оказали помощь в поиске ответа на проблемный вопрос «Почему надо уважать старость?» Хотелось бы рассказать еще об одном уроке. Урок литературы в 11 классе по поэзии, такие уроки всегда были трудны для проведения, не все любят и понимают поэзию. Сейчас я считаю, что если меня с вниманием слушают да еще и сами читают вслух с листа, значит урок удался. Тема урока «Венок из роз в русской поэзии» предполагала анализ стихотворений А. Пушкина «Роза», А. Блока « В ресторане» и А. Ахматовой «Последняя роза» в контексте размышления о жизни и смерти, о любви и ненависти, о вечности и бессмертии (автор урока Е. И. Кушнир). Меня привлек этот урок и необычным сопоставлением авторов разных эпох, и качественной презентацией, и возможностью учащимся проявить себя (на заключительном этапе урока предполагалось создание своего произведения о розе или размышления о прочитанном и услышанном).Япредполагала, что мои ученики в сочинении стихов не очень сильны, и мне хотелось, чтобы этот урок остался у них в памяти. Поэтому я внесла некоторые изменения в построение урока. Я переработала вторую часть и решила, что её мне помогут провести дети. Задания, которые я дала учащимся, активизировали их работу: было предложено найти, используя ПК(планшеты) по строке «Как хороши, как свежи были розы…» авторов, расположить их в порядке времени появления, выразительно прочитать стихи, которые больше понравились. В поиске приняли активное участие все. Отрадно отметить, что нашли они значительно больше авторов, чем я предполагала(я тоже «походила» по Интернету, и даже на всякий случайотпечатала тексты) Представление итогов поиска, чтение с планшета понравившихся стихов были удачны, интересны и даже артистичны. А в качестве рефлексии, итога работы я предложила создать венок из лепестков роз с написанными стихами. Алые шаблоны лепестков с понравившимися стихами и составили венок из роз. Материалы урока до сих пор висят на стене. «Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться». Кажется, что-то из этого «нового» я использую, и мне это нравится. Надеюсь, нравится и ученикам.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»