Проблема содержания в преподавании русской
словесности в старших классах
Белкин Александр Васильевич
Нехватка красоты также может вызвать заболевание.
А.Г. Маслоу
Нехватка красоты также может вызвать заболевание.
А.Г. Маслоу
В последние годы в педагогике много говорится о гуманизации школы. Суть этого процесса педагоги определяют как «совершенствование задач содержания и методов образования»[ ] с целью «целостного развития и позитивной самореализации учащихся» [ ]. И хотя задачи такие ставились в педагогике всегда, отрадно все же, что методика преподавания постоянно совершенствуется и обновляется. Однако содержание изучаемых предметов остается почти без изменения, в частности, практически не меняется содержательная направленность программы по литературе в старших классах.
О русской литературе существует множество разноречивых суждений. В. В. Розанов считал, что «выше русской литературы... не было ничего в целой всемирной литературе, именно по служению народу и человечеству...» [ ]. При этом мыслитель предъявлял серьезные претензии к ее содержанию: «Как ни страшно сказать, вся наша "великолепная" литература в сущности ужасно недостаточна и не глубока. Она великолепно "изображает", но то, что она изображает,— отнюдь не великолепно и едва стоит этого мастерского чекана» [ ]. В.В. Розанов приходит к парадоксальному выводу: «…литература была смертью своего Отечества» . Ему вторит И. Солоневич: «...Всякая литература, в особенности большая литература, всегда является кривым зеркалом жизни... Но в русском примере эта кривизна переходит уже в какое-то четвертое измерение… Отразила ли она идеалы русского народа?» [ ]
С этими утверждениями можно спорить, но оба мыслителя правы не по отношению ко всей русской литературе, а применительно к программному списку произведений, рекомендуемых для изучения в 9-11 классах. Более объективным представляется точка зрения И. А. Ильина, считавшего, что «русская поэзия… стала органом национального самосознания... Русская поэзия — величайшая сокровищница мировой литературы; богатства ее — неописуемы, неисчерпаемы; совершенство ее языка, разнообразие ее форм, власть ее над содержаниями жизни — единственны в своем роде» [ ]. На мой взгляд, это суждение справедливо, если говорить о лучших образцах русской прозы и драматургии. Но, к сожалению, произведений, являющихся «органом национального самосознания», в программе по литературе в старших классах немного.
Главный изъян современной программы по литературе в специфическом отборе произведений, обусловливающих круг обсуждаемых учащимися проблем. В основном это проблемы «человек и человек», «человек и общество», «век нынешний» и «век минувший» (некорректное со- и противопоставление), «отцы и дети», «герой времени», «новый человек» «личное и общее», «я и мы», «человек и природа» и др. Проблемы же «человек как микрокосм», «человек и Бог», «человек и искусство», «русская идея», русская история почти не затрагиваются. Если же и рассматриваются, то фрагментарно и бессистемно. Не представлены или есть в виде отдельных исключений литература историческая, духовная, мемуарная; литература, об искусстве, фантастика и т. д. Отчасти положение спасает учитель, включающий в список для чтения ряд новых произведений или предоставляющий школьникам право выбора стихотворений при изучении поэзии.
В центре внимания изучаемых произведений трагический герой, губящий свою или чужую жизнь: бедная Лиза, Чацкий, Онегин, Печорин, «мёртвые души», Катерина, Обломов, Базаров, Раскольников, «маленькие» люди и люди «дна» и др. А где же подлинные герои, созидавшие настоящее и будущее государства? Ведь наряду с негативными тенденциями, происходившими в обществе в XIX — XX веках, был и необычайный рост во всех областях жизни России. Разве не было золотого века русской литературы и философии, серебряного века русской поэзии, расцвета искусств, стремительного экономического развития страны? Кто же эти созидатели - творцы «малых» и отнюдь не малых дел? Рассказала ли о них русская литература? Безусловно, да! Но они безымянны для наших ребят. В программной литературе идёт сплошное отрицание прошлого России и русской жизни. Наверное, прав был В.В.Розанов, когда говорил: «У нас слово "отечество" узнается одновременно со словом "проклятие"».
Почему мы сейчас наблюдаем у школьников утрату интереса к чтению? Причин много: это и телевидение, и компьютеризация, и лень, и демонстративный отказ читать непонравившиеся произведения... Но одна из главных причин, по-моему, в противоречии между юношеским оптимизмом и пессимистическим характером программной литературы. Каждое отдельно взятое произведение, без сомнения, прекрасно, но собранные вместе, «в один фокус», они «жгутся» и наносят душевные ожоги юному читателю. Школьнику предлагаются для чтения книги, в которых доминирует негативный взгляд на человека и общество («Мертвые души», «Господа Головлевы», «Гроза», «Преступление и наказание» и др.). Лишь в немногих произведениях таких, как «Евгений Онегин», «Очарованный странник», «Война и мир» и др., Россия и русский человек показываются не с «одного боку», а всесторонне. Не потому ли у нас, взрослых, порой нет ни уважительного отношения к прошлому, ни почитания предков, ни благоговейно-благодарного отношения к жизни, ни сострадания и любви к людям, а есть только постоянное недовольство всем и вся и равнодушие к судьбе Отечества?!
И чем талантливее учитель интерпретирует произведение, находя все новые грани и черточки в безобразной картине мира, тем он опаснее для учащихся, так как вольно или невольно формирует в них комплекс духовной неполноценности, вины за своих предков, порождает в юных сердцах недоверие, апатию или агрессивность. Внешне, на уровне сознания, защитная реакция детской психики срабатывает и отторгает односторонность видения мира и человека, но постепенно в подсознание ребенка на уроках словесности закладывается мина замедленного действия, которая однажды взрывается. Статистические данные угрожающи: «Количество детей с неврозами или неврозоподобными состояниями оценивается от 2% до 50%» [8]. Согласно только официальным данным Всемирной Организации Здравоохранения, в России 25 млн. человек имеют отклонения в психике ( по неофициальным — до 40 млн. чел.). Россия занимает одно из первых мест в мире по количеству убийств (30000 ежегодно) и самоубийств. За годы перестройки в России ушли добровольно из жизни 800.000 человек.
Не случайно еще И. А. Бунин с горечью отмечал, что «литературный подход к жизни просто отравил нас». И как тут не услышать стон-вопль философа Николая Федорова: «И вот уже 60 лет как нас бичуют, бьют, бьют по голове, по груди, по чем попало, называют нас собакевичами, маниловыми, ноздревыми, коробочками, землю нашу темным царством, города—глуповыми, поселян — подлиповцами: бьют так, что в нас не осталось ничего здорового... Наша литература — бич России"» [9].
Вот такой фундамент мировосприятия и мироотношения закладывается в школе, и хорошо, если ребёнок не воспринимает его всерьез.
Согласно исследованиям учёных, в головном мозге человека существуют «системы положительных и отрицательных эмоций, каждая из которых саморегулируемая, стремящаяся к реализации» [ ]. И несмотря на то что каждый из нас всегда стремится убежать от отрицательных эмоций, для нормальной психической жизнедеятельности необходим некий подвижный баланс этих систем, в противном случае возникают нервно-психические и психосоматические расстройства. Мне могут возразить, что ребенку, воспитанному на «добренькой» литературе, трудно будет адаптироваться в жизни, где много зла, уродств, несовершенства. Да, культурологи и психологи считают, что негативный материал выполняет в искусстве важную роль: именно на нём у ребенка пробуждается способность к состраданию и сопереживанию. Но сегодня, когда наше общество пребывает в кризисном состоянии и когда идет нагнетание негативной информации везде, необходимо противопоставить девятому валу безобразного хотя бы частично что-то светлое и прекрасное в литературе. Поэтому совершенно очевидна необходимость изменения программы по литературе, чтобы она стала более оптимистичной, жизнеутверждающей. Разумеется, речь идет не о том, чтобы «сбросить с парохода современности» наших вечных путеводителей, а лишь о необходимости выбора в творчестве писателей тех произведений, которые показывают читателю многовариантность выходов из сложнейших ситуаций, воспитывают на действительно положительных примерах и учат видеть прекрасное в себе и в окружающем мире. На мой взгляд, в 10 классе следовало бы вместо «Грозы», «Обломова», «Преступления и наказания», изучать такие произведения, как «Банкрут» «Снегурочка», «Обрыв», «Братья Карамазовы», повести и рассказы Н.С.Лескова, создавшего иконостас русских праведников, поэзию А.К.Толстого, А.Н.Майкова, Я.Полонского и др.
По утверждению современного русского писателя В.Г.Распутина в 20 веке наша литература тоже приложила руку к разрушению своего Отечества, социализма, несмотря на то, что утверждала великие идеи ценности человеческой жизни, экологии природы, человечности. (А.И.Солженицин «Архипелаг ГУЛАГ», В.Шаламов «Колымские рассказы», В.Г.Распутин «Пожар», В.П.Астафьев «Прокляты и убиты» и др.). Эти и подобные им произведения сами по себе, может быть, блистательные, но они порождают в душах наших подростков комплекс физической и духовной неполноценности, вины, ущербности, навязывают пессимистические настроения, подрывают волю к жизни, подавляют активность, желание преобразовывать себя и наш несовершенный мир, наносят огромный вред психике учащихся.
Почему же до сих пор в программе по русской словесности в 11 классе нет таких высокохудожественных жизнеутверждающих произведений русских классиков о дореволюционной России (И.А.Шмелёв «Лето Господне»), о строительстве новой более справедливой жизни (А.П.Платонов «Ювенильное море»), о подлинных героях (военные рассказы А.П.Платонова), о сбережении родной природы ( «Русский лес» Л.М.Леонова), о красоте и тайнах творчества (К.Г.Паустовский «Золотая роза»), о будущем (И.А.Ефремов «Час быка»)?
Учитель призван готовить ребенка к будущему, поддерживать в нем жажду жизни, помогать понять и принять ту необходимую для жизни деятельную философию, которую выразил А.С. Хомяков в поэтических строчках:
Подвиг есть и в сраженьи,
Подвиг есть и в борьбе;
Высший подвиг в терпеньи,
Любви и мольбе.
Чтобы успешнее справиться с этой задачей и нацелить ребенка на мужественное самостояние в жизни, необходимо включить в программу поэзию «чистого искусства», историческую прозу, поэзию и драматургию.
Сложность преподавания заключается также и в том, что человек в XX веке в силу его все большей «интеллектуализации», «критичности» утрачивает целостное восприятие мира, множественность представлений о нём, что лишает читателя душевного равновесия. И лишь литература, апеллирующая к эмоциональной сфере человека, способна еще дарить «переживания высшего порядка» и помогает воспитанию его чувств. Если же этого не учитывать, то «в 15 лет эти дети — мертвые старички» [11].
В своей учительской деятельности для воспитания высокого художественного вкуса и позитивного взгляда на жизнь мы со школьниками проводим так называемую «Страничку культуры» или живописно-музыкально-поэтическую десятиминутку, которая очень нравится ребятам, глубоко западает в их души и обогащает внутренний мир. Вот, например, некоторые из них: М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива» - И.И.Шишкин «Рожь» - П.И.Чайковский «Времена года. Июль»; Ф.И.Тютчев «14 декабря 1825 года» - К.Кольман «Восстание на Сенатской площади» - С.С.Прокофьев «Ромео и Джульетта. (Танец рыцарей)»; В.С.Соловьёв «Вся в лазури сегодня явилась…» - Н.К.Рерих «Матерь мира» - А.Н.Скрябин «Первая симфония» (1 часть – главная партия); А.Ахматова «Летний сад» - А.Грицай «Летний сад» - А.С.Даргомыжский «Петербургские серенады»; М.Голодный «Над убитым ребёнком» - А.А.Пластов «Фашист пролетел» - Д.Д.Шостакович «Симфония №7» (тема нашествия) и многие др. Каждый учащийся 1 раз в течение года предлагает нашему вниманию свою «Страничку культуры» и обосновывает свой выбор. Кроме того, на заключительных уроках по той или иной теме мы с ребятами проводим деловые игры, КВНы, викторины, сценические постановки, выполняем различные творческие задания. В результате этого к концу года во многих из них пробуждается жажда словесного творчества. Это позволяет нам издавать школьный альманах «Петербургские сфинксы», неоднократно занимавший первые места в городских конкурсах Санкт-Петербурга.
Мы, учителя словесности, должны помнить, что русский человек — человек «созерцающего сердца», дитя стихии, порыва, страсти, чувства. Он часто не доверяет доводам рассудка, полагаясь на «ум» своего сердца. Да и далеко не все поддается логическому прочтению. Есть в жизни такие мгновения, которые нельзя уложить в прокрустово ложе схем и догм. Нет, я вовсе не против рефлексии, но когда постоянно срываешь покровы с загадочного, обестайниваешь мир и душу, жизнь становится неинтересной, потому что из нее уходит чудо, а из сердца—способность удивляться.
Разумеется, невозможно отгородиться от трагических противоречий эпохи, от бурь внешнего мира в семье, в классе или в своем «я». Сознавая это, Альберт Швейцер говорил: «Наше время бессмысленно бьется, как упавшая лошадь, запутавшаяся в постромках»12]. Только новые идеи, считал он, помогут «лошади подняться на ноги». И несмотря на то что «никогда не кончится в нас борьба между оптимизмом и пессимизмом», необходимо «выработать в себе навык самосохранения», волю к жизни. Единственным полноценным мировоззрением, по мнению мыслителя, является оптимистически-этическое мировоззрение [13], к сознательному выстраиванию которого в самом себе он призывал каждого человека.
Принцип А. Швейцера — «благоговение перед жизнью» — представляется мне наиболее оптимальным ориентиром в преподавании литературы, это целеполагающий принцип. Опираясь на него в своих размышлениях над судьбами нового «сущностного» образования, психоаналитик А. Маслоу приходит к выводу, что важнейшей целью преподавания в XXI веке будет объяснение учащимся, что «жизнь — драгоценный дар», и внушение им понимания «жизни в свете вечности», передачи «опыта одновременного осознания сиюминутного и вечного, сакрального и мирского в одном и том же объекте» [14]. Вследствие реализации природных способностей каждого ученика в процессе обучения и возможно дать «ясное и постоянное осознание прекрасных и удивительных сторон жизни» [15]. Приближать эру психологически комфортного образования — благородный долг каждого педагога. И, может быть, первым существенным шагом на этом пути сегодня должен быть пересмотр содержания программы курса русской литературы в 9-11 классах.
Использованная литература:
1.Личность, семья, школа (проблемы социализации учащихся). Под ред. С. Г. Верш-
ловского.— СПб. 1996.— С. 50.
. Личность, семья, школа (проблемы социализации учащихся). Под ред. С. Г. Верш ловского.— СПб. 1996.— С. 41.
. Розанов В. В. Сочинения.— М.: Сов. Россия. 1990.— С. 458.
. Розанов В. В. Т.2.— М.: Правда. 1990.— С. 214.
. Розанов В. В. Сочинения.— М. Сов. Россия. 1990.— С. 456.
. Солоневич И. Дух народа. Наш современник. 1990, №4. — С. 163—164.
. Ильин И. А. Одинокий художник. Статьи, речи, лекции.— М.: Искусство, 1993.— С. 174.
8. Личность, семья, школа (проблемы социализации учащихся). Под ред. С. Г. Вершловского.— СПб. 1996.— С. 71.
9. Сыренский В.И. Залог успеха (Валеологические аспекты) — СПб., 1988.— С. 31.
10. Семенова С. Московский Сократ, Волга, 1989. – №9. – С. 118.
11. Розанов В. В. Т.2. — М.: Правда, 1990.— С. 499.
12. Швейцер Л. Упадок и возрождение культуры. Избранное.— М: Прометей, 1993.—С.446
13. Швейцер Л. Упадок и возрождение культуры. Избранное.— М: Прометей, 1993.—С.457
14. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики.— СПб.: Евразия, 1997.— С. 203.
15. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики.— СПб.: Евразия, 1997.— С. 202.