Путешествуй со мной
Васильева Ольга Сергеевна
Проект «Путешествуй со мной!» – это разработки занятий внеклассного чтения, в которых представлены наиболее яркие, на наш взгляд, технологии, при помощи которых развивается читательская самостоятельность младшего подростка.
Цель проекта: развитие читательской самостоятельности младших подростков на уроках внеклассного чтения с использованием технологий поисково-исследовательского характера.
Бренд: «Читатель - звучит гордо» Слоган: «Читаю САМ!»
Логотип: О книге. Произведение «Хранители. Повелитель книг» написано современным российским писателем Олегом Роем.
Книга является первой частью трилогии для детей. Главный герой произведения – мальчик по имени Женя, которому однажды приснился страшный сон. В этом сновидении мальчик увидел странную комнату, похожую на древнюю библиотеку, в которой появилось странное чудовище, поглощающее все кругом. Через некоторое время подросток случайно услышал в разговоре дедушки упоминание о некой пожирающей субстанции, ему стало очень интересно, и он решил самостоятельно во всем разобраться.
Произведение выбрано с учетом возрастных особенностей учащихся.
Произведения, которые вошли в список «Моя книжная полка» после прочтения
О. Роя «Хранители» (1 том):
1. Брюсов В.Я. «Брюсова книга»2. Гоголь Н.В. «Мёртвые души»
3. Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита»
4. Э. Гофман «Щелкунчик и мышиный король»
5. Жюль Верн «Пятнадцатилетний капитан»
6. М. Твен «Приключения Тома Сойера»
7. Мифы Древней Греции «Орфей в подземном царстве»
8. Данте Алигьери «Божественная комедия»
9. Легенда. Паоло и Франческа.
10. А.К. Дойль. «Записки о Шерлоке Холмсе»
11. Миссис Хадсон (хозяйка дома Шерлока Холмса и Ватсона)
12. А. К. Дойль. «Собака Баскервилей»
13. Мифы Древней Греции. «12 подвигов Геракла»
14. У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»
15. Арабские сказки Шахерезады «1001 ночь».
16. Д.Г. Байрон. «Дон- Жуан»
17. Русские народные сказки. «Иван Царевич и Серый Волк»
18. Я. Гашек. «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» 19. Джона Р.Р.Толкина. «Властелин колец»
20. Ф.Рабле. « Гаргантюа и Пантагрюэль»
21. У. Стейг.«Шрек»
22. М. Сервантес. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»
23. «Повесть о Ходже Насреддине»
24. «Баллады о Робин Гуде»
25. Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»
26. Джоэль Харрис. «Сказки Дядюшки Римуса. Братец Лис и Братец Кролик»
27. «Слово о полку Игореве» Древнерусская литература.
28. А.Линдгрен «Пеппи Длинный чулок»
29. Сказка. «Красная Шапочка»
30. .Б.Гримм «Белоснежка и семь гномов»
31. А.К. Дойл «Белый отряд»
32. А.К. Дойл «Этюд в багровых тонах»
33. О.Дюпен «Убийство на улице Морг»
34. С. Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
35. А. Дюма «Три мушкетёра»
36. Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе»
37. А. К. Дойл «Собака Баскервилей»
38. Миф об аргонавтах.
39. А. Мазин «Варяг»
40. А.Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»
41. Корабль «Титаник».
42. Морган Робертсон «Тщетность, или Крушение Титана»
43. А. Грин «Алые паруса»
44. Легенда. Корабль-Призрак «Летучий Голландец»
45. Д. Дефо «Жизнь и приключения Робинзона Крузо»
46. Ж.Верн «Таинственный остров»
Маршрутный лист №1 «Таинственный враг».
1.Напишите синквейн к словам: герой, книга, подросток.
2.Запиши последовательность основных событий, происходивших с Женей до путешествия.
План: 1)
2)
3.Выпиши фразы главного героя о книгах: Понаблюдай, изменится ли его отношение? Почему?
4. Мини-сочинение: «Каким я вижу главного героя?»
Маршрутный лист №2 «Книжный экспресс»
Задание №1. Преображение Сан Саныча ( заполните таблицу, пользуясь текстом): Вместо древних валенок
Вместо заплатанного и растянутого свитера
На голове
На руках
За спиной
На какого героя становится похожим?
Женя поднял глаза на деда и обомлел. Куда девался одетый в старье библиотекарь? Сан Саныч выглядел потрясающе, словно переоделся в костюм героя какой-нибудь любимой внуком РПГ. Вместо древних валенок – шикарные кожаные сапоги на тяжелой платформе с коваными каблуками и множеством пряжек. Вместо заплатанного и растянутого свитера – длинный кожаный плащ. На голове – шляпа с отогнутыми полями, чем-то напоминающая те, что носили мушкетеры; на руках – кожаные перчатки без пальцев, украшенные замысловатым рисунком. За спиной висел большой старинный меч, а к поясу были прикреплены замысловатый арбалет и небольшой колчан со стрелами к нему. Широкий обшлаг рукава украшали шесть маленьких золоченых ромбиков с уже знакомым ребятам знаком из трех кругов, пересекающихся в центре. И сам по себе Сан Саныч очень переменился, как-то весь распрямился, окреп и помолодел. В общем, теперь он был больше похож на лихого героя фэнтези, а вовсе не на старого деревенского библиотекаря.
Задание №2
Сан Саныч, Женя и Оля вошли в невысокую кованую калитку и поднялись на крыльцо. Хранитель несколько раз ударил дверным молотком, и через некоторое время на пороге появилась миссис Хадсон – пожилая худощавая женщина с высокой прической, хозяйка квартиры, в которой проживали знаменитый сыщик Холмс и его друг доктор Ватсон. – Добрый день, мэм, – раскланялся Сан Саныч, демонстрируя манеры истинного джентльмена. – Нам необходимо срочно увидеться с мистером Шерлоком Холмсом. Он дома? – Очень сожалею, сэр, – отвечала хозяйка, – но вы прибыли зря. Ни мистера Холмса, ни мистера Ватсона нет. И не будет как минимум неделю. Им пришлось незамедлительно отбыть из Лондона и отправиться ….
Куда отправятся Сан Саныч, Женя и Оля?? Запишите:___________________________________
Задание №3. Составьте кластер «Путешествие по книжному миру».
Задание №4 Кого встретили наши путешественники?
Впишите в таблицу: У дверей в здание вокзала Геракл о чем-то беседовал с Джульеттой, за столиком привокзального кафе Шахерезада кокетничала с Дон Жуаном, а у стойки бара напротив весело распивал пиво Иван-царевич в компании бравого солдата Швейка и хоббита Фродо. У входа на перрон нагруженный чемоданами Гаргантюа столкнулся со Шреком, и между ними тотчас завязалась легкая потасовка, привлекшая внимание Жени. – Эй, но как же так? – удивленно воскликнул мальчик. – Шрек ведь не книжный герой, а персонаж мульта! Это все знают! – Но только не все знают, что на самом деле образ Шрека был придуман американским писателем Уильямом Стейгом, который лет двадцать назад сочинил небольшую историю о приключениях зеленого великана и его друга – говорящего осла, – блеснула эрудицией Оля. – Кстати говоря, книжка не имеет ничего общего с мультфильмом. – И как же все было в книге? – Вот вернемся домой, возьми и прочитай. Она совсем тоненькая, даже ты осилишь, – съязвила девочка. – Ну и пожалуйста! Больно надо! Подумаешь, мисс Зазнайка… – Женя махнул рукой и быстро зашагал вперед, к кассам, где расторопная фея в остроконечном лиловом колпаке выдавала Сан Санычу посадочные талоны. Герои:
Задание №5 Почему Шрек оказывается в этом поезде?
Задание №6 О чём впервые задумается Женя? (продолжаем тему книг) Подчеркните в тексте. У входа на перрон выстроилась целая очередь – дежурные тщательно проверяли у пассажиров билеты и визы, интересовались, кто в какую книгу направляется и с какой целью, просматривали содержимое багажа. – Дед, а зачем столько сложностей? У нас в аэропортах и то не так долго проверяют, – удивился мальчик. – Видишь ли, Женя, таможня в книжном мире вещь намного более серьезная, чем в нашем. Ведь если ты пронесешь на борт самолета ту или иную лишнюю вещь – не опасную, конечно, а какой-нибудь пустяк вроде пластиковой бутылки с газировкой, гелевой ручки или твоего любимого плеера, ничего особо страшного не случится. Но ты вообрази, что будет, если кто-нибудь из персонажей привезет с собой в другую книгу какую-нибудь вещь, которой там абсолютно не может и не должно быть. Вот ты, например, можешь себе представить, что произойдет, если в руки крестоносцев или индейцев Дикого Запада попадет пулемет? – Хм, могу, конечно, – кивнул парень. Его воображение тут же усиленно заработало. – Вот и я могу. То есть нам обоим ясно, что ничего хорошего не выйдет. Поэтому подобные вещи категорически запрещены, а досмотр багажа такой тщательный. Я вам больше скажу: даже неподобающий внешний вид может послужить причиной отказа, запрета на посещение той или иной книжной страны. – Да неужели? – удивилась Оля. – Именно так. Вообрази, что, допустим, вон та дама, – Хранитель кивнул в сторону мускулистой блондинки, судя по всему, героини какого-то современного воинственного фэнтези, поскольку одежды на ней было гораздо меньше, чем оружия, – решит вдруг отправиться в книгу, где живут персонажи со строгими нравами? Куда-нибудь на Восток, например, в романы о Ходже Насреддине, когда приличия требовали от женщин не только прятать под одеждой тело, но и закрывать лицо специальным покрывалом из конского волоса. Или, скажем, попадет она во времена Робин Гуда. Только натянут лучники стрелы – а тут является красотка с лазерным мечом... – Да уж! Вот прикол был бы! – захохотал Женя, представив себе такую картину – фильм о Робин Гуде он посмотрел совсем недавно. Внезапно в его голове мелькнула мысль, что любопытно было бы заглянуть и в книгу о благородном разбойнике – наверняка там все описано подробнее, чем в кино, и можно узнать много любопытных деталей, которые его всегда интересовали – как было устроено оружие тех лет, например... «Ой, что со мной? – удивился сам себе мальчик. – Неужели им всем удалось меня убедить, и еще немного – я тоже начну читать книги? Нет уж, не дождетесь!» И Женя торопливо зашагал следом за дедом, Олей и Баськой к пропускному пункту.
Задание № 7 Сложите название следующего маршрута? ____________________________________ Допишите встретившихся в этой главе литературных персонажей, укажите автора и название произведения.