Урок в 10 классе
Нравственная проблематика в повести В. Быкова «Обелиск»
Титоренко Ирина Порфирьевна
Цели урока:раскрыть идею повести, подготовить учащихся к осмыслению нравственной проблематики повести;
способствовать формированию у обучающихся патриотических чувств, связанных с размышлением о событиях Великой Отечественной войны;
формировать умение работы с текстом, умение формулировать свою точку зрения;
По ходу урока учителю рекомендуется уделять внимание формулировке проблем, поставленных автором в повести.
Ход урока
В начале урока – знакомство учащихся с биографией Василя Быкова ( презентация или сообщение)
- Василь Владимирович Быков родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Ушачского района Витебской области (Белоруссия).
В 1940 году нам отменили стипендию, а других средств к существованию я не имел. Пришлось бросить учёбу. Пошёл работать. Потом началась война, и я попал на фронт. Отправили меня в Саратовское пехотное училище. Прошёл там ускоренный курс обучения, и в звании младшего лейтенанта получил взвод в стрелковом полку.
Летом 1942 года был призван в Красную Армию.
В 1943 году окончил Саратовское пехотное училище, получив звание младшего лейтенанта.
- «Сам я всю войну прошёл в стрелковых подразделениях. А там постоянно была в основном молодежь. Глянешь на цепочку бегущих в атаку – почти одни мальчишки. Вот почему большинство моих героев – молоды. Поэтому верю и хочу надеяться, что мои произведения будут поняты молодыми людьми».
В 1956-1972 годы был сотрудником редакции, литературным консультантом "Гродненской правды", активно работал над созданием собственных литературных произведений.
- В 1978 году переехал в Минск, с этого времени занимался исключительно творчеством.
- «Но тут какая закавыка: если на русском языке давать простой эквивалент – получается обычно бледно. Плоско, поверхностно. И я, грешный, делаю, по существу, двойную работу: сначала пишу по-белорусски, потом то же самое – по-русски. Наверное, я единственный такой чудак».
8. 22 июня 2003 года Василь Быков умер в реанимационном отделении онкологического госпиталя в Боровлянах под Минском после продолжительной болезни.
Был похоронен на Московском кладбище Минска.
9. К образу учителя из «Обелиска» прямое отношение имеет и польский педагог Януш Корчак, который по собственной воле принял смерть вместе с питомцами – варшавскими детьми, и известная трагедия школьников в югославском городе Крагуеваце. Остались зарегистрированными последние слова старого преподавателя Радовановича, который добровольно направился на казнь вместе со своими учениками: «Мой класс ждет пули, а никто не шепчет никому. Удивляет ли вас, что я все еще вместе с ними, я старый преподаватель? Разве я брошу их? А что завтра? Чтобы пальцами указывали на меня? Стреляйте, я продолжаю урок».
Для размышления над нравственными проблемами, поставленными автором в повести, обратимся к тексту повести «Обелиск». Анализ текста, беседа.
1) Анализируя произведения Василя Быкова, литературоведы отмечают в его творчестве традиции близких ему писателей Толстого и Достоевского. Именно на них и ссылается в своих высказываниях сам Быков.
Найдите в тексте повести такие ссылки и подумайте, когда и в связи с чем они появляются. ( при подготовке ответа на вопрос можно использовать Приложение 1).
2) Какая идея испытывается в повести «Обелиск»?
(зачем живет человек, «польза» его жизни на фоне неизбежной смерти)
разговор возницы и Ткачука о главной идее Миклашевича. (стопор – бог в душе, выбор между добром и злом в трудных жизненных обстоятельствах)
Вопрос о целесообразности принятого Морозом решения
3) Трагические жизненные обстоятельства поставили героя повести перед важным в его жизни выбором. Сформулируйте, в чем заключался выбор учителя Мороза
( умереть с чистой совестью или остаться жить, запятнав себя перед людьми)
4) Мороз жертвует своей жизнью ради других, ради детей.
В чем же символический смысл поступка Мороза? Что он исправляет в жизни, чему помогает?
(пример духовной стойкости и человечности)
И этот пример не пропал зря. (Мороз – Миклашевич – Витька)
5) Процитируйте, как утешал Мороз учеников перед смертью. Как его слова соотносятся с названием повести?
Сопоставьте долг Мороза – долг Миклашевича – долг журналиста. Сделайте вывод.
Домашнее задание (для подготовки к итоговому сочинению): сформулируйте нравственные проблемы, поставленные автором в повести. Запишите их в виде списка с указанием эпизодов.
Приложение 1.
Характерные черты, присущие произведениям Толстого (повесть «Детство», роман «Война и мир»):
- огромное число действующих лиц, глобальность изображаемых событий, повлиявших на жизнь многих
- раскрытие внутреннего мира героев через действия и поступки;
- психологизм изменяющегося, развивающегося человека («диалектика души»);
Ставя героя в самые напряженные жизненные ситуации, Толстой раскрывает суть своих нравственных идей.
Главный вопрос Толстого - как живёт человек
Характерные черты, присущие произведениям Достоевского (романы «Преступление и наказание», «Идиот»):
- непредсказуемость внутреннего мира человека;
- раскрытие внутреннего мира героев через диалоги и монологи;
- психология современного автору человека, который пытается найти решение социальных проблем;
- ограниченное число действующих лиц, локальность изображаемого события, для героя ставшего переломным;
Главный вопрос Достоевского - зачем живёт человек
Проблема добра и зла - центральная в романах Достоевского - решается применительно к конкретному человеку.
Герои Достоевского полностью поглощены своей «идеей». Ставя героя в самые напряженные жизненные ситуации, Достоевский испытывает, проверяет на практике истинность или ложность идеи человека.