Литературная гостиная
Болдинская осень
Святова Едлена Николаевна
Оборудование:
- Плакат «Болдинская осень» с надписью: «Я в Болдине писал, как давно не писал»
- Литературный календарь Болдинской осени с перечнем произведений А.С.Пушкина, созданных в сентябре, октябре, ноябре 1830 года
- Мультимедиа. Презентация «Болдинская осень» с видами Болдина, дома поэта, с рисунками А.С.Пушкина периода Болдинской осени, с гравюрами к «Маленьким трагедиям», с иллюстрациями к произведениям данного периода, с портретами адресатов любовной лирики периода Болдинской осени.
Учитель( на фоне «Осенней песни» из «Времён года» П.И.Чайковского):
«Унылая пора! Очей очарованье!» - такое небычное определение осени даёт Александр Сергеевич Пушкин! Именно осень всегда для поэта была порой вдохновения! Однажды судьба привела Пушкина в нижегородское имение отца, в Болдино, и провёл в нём поэт – одиноко и вдохновенно – три долгих осенних месяца, вошедших в историю русской литературы под названием Болдинская осень, ставшей символом необыкновенного плодотворного литературного труда. Знаменитой болдинской осени мы и посвящаем сегодняшнюю гостиную.
1-й ведущий. 31 августа 1830 года Александр Сергеевич Пушкин выехал из Москвы в сторону Нижнего Новгорода. Перед тем как сесть в кибитку, он запечатал конверт с письмом Петру Александровичу Плетнёву, который был для него «всем – и родственником, и другом, и кассиром». «Сейчас еду в … Болдино. Милый мой, расскажу тебе всё, что у меня на душе: грустно, тоска… если я и не несчастлив, по крайней мере, не счастлив. Осень подходит. Это любимоё моё время – здоровье моё обыкновенно крепнет – пора моих литературных трудов настаёт – а я должен хлопотать о приданном да о свадьбе, которую сыграем Бог весть когда. Всё это не очень утешно. Еду в деревню, Бог весть, буду ли иметь время заниматься и душевное спокойствие, без которого ничего не произведёшь… Так-то, душа моя,…» «Бог весь, буду ли иметь время…», но в коляску, конечно, поставлен дорожный сундучок, а в нём несколько старых, больших, изрядно исписанных тетрадей и сотни листов бумаги…
2-й ведущий. На три долгих дорожных дня Пушкин остался один со своими неотвязными мыслями. Думалось о невесте. Два месяца назад он писал ей из Петербурга: «Я мало бываю в свете. Вас ждут там с нетерпением. Прекрасные дамы просят меня показать Ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой Мадонной, похожей на Вас как две капли воды; я бы купил её, если бы она не стоила 40 тысяч рублей». Это была картина Перуджино «Бриджуотерская Мадонна», выставленная в книжном магазине. Пушкин написал сонет – об этой картине и о своей живой Мадонне.
Звучит сонет А.С.Пушкина «Мадонна»(под музыку П.Чайковского)
3-й ведущий. Венчающие сонет слова: «Творец тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец», - Пушкин готов был повторять как заклинание, как молитву! В начале сентября в Болдино приходит письмо от Натальи Николаевны. Она извещала, что выйдет за него и без приданого, о котором он хлопочет в Болдине, она звала его в Москву! Пушкин тут же пишет ответ: «Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна, я у ваших ног… Ваше письмо прелестно, оно вполне меня успокоило. Моё пребывание здесь может затянуться вследствие одного совершенно непредвиденного обстоятельства. Я думал, что земля, которую отец дал мне, составляет отдельное имение, но, оказывается, это – часть деревни в пятьсот душ, и нужно будет произвести раздел… Ещё более опасаюсь я карантинов, которые начинают здесь устраивать. У нас в окрестностях – holera morbus (очень миленькая особа) … Простите меня и верьте, что я счастлив, только будучи с Вами вместе».
1-й ведущий. Пушкин воскрес. Он знал, что порыва его творческого вдохновения уже ничто не остановит: ни хлопоты по имению, ни дела с чиновниками, ни даже мысли о невесте.
Откроем сентябрьские листки литературного календаря Болдинской осени:
Сентябрь – Пушкин закончил
стихотворения «Бесы», «Элегия», «Труд»
повести «Гробовщик», «Станционный смотритель»,
«Барышня-крестьянка»
сказку «Сказка о попе и его работнике Балде»
роман «Евгений Онегин»
Звучит стихотворение «Элегия» (под музыку М.Глинки)
Инсценировка эпизода из повести «Барышня-крестьянка»: Лиза и Настя.
2-й ведущий. Первого октября пришло известие, что холера в Москве. А ведь там Наталья Николаевна! Пушкин проклял тот час, когда решил расстаться с невестой. Преодолевая все препятствия, Пушкин выезжает из Болдина, но прорваться в Москву безнадёжно: приходится вернуться в это унылое место…
Звучит стихотворение «Дорожные жалобы»(под музыку И.Шварца)
2-й ведущий. И вот судьба повёртывает беды оборотной стороной. Вынужденное бездействие вызывает у Пушкина новый прилив творческих сил.
Откроем октябрьские листки литературного календаря Болдинской осени:
Октябрь – Пушкин закончил
стихотворения «Прощание», «Паж, или Пятнадцатый год»
«Я здесь, Инезилья…», «Моя родословная»,
«Два чувства дивно близки нам…»,
«Заклинание», «Стихи, сочинённые ночью
во время бессонницы»,
ряд «мелких» стихотворений
поэму «Домик в Коломне»
повести «Выстрел», «Метель»
«Маленькие трагедии» «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери»
Звучит стихотворение «Два чувства дивно близки нам…»
3-й ведущий. В Болдине, накануне свадьбы с Натальей Николаевной , накануне появления будущей супруги, Пушкин пишет три стихотворения-прощания с теми, кого любил прежде: стихотворение «Прощанье», посвящённое Елизавете Ксаверьевне Воронцовой, и два стихотворения, посвящённые Амалии Ризнич, - «Заклинание» и «Для берегов отчизны дальней…»(последнее стало известным романсом).
Звучит стихотворение «Прощанье» ( под «Романс» Г.Свиридова).
Звучит стихотворение «Заклинание» ( под «Лунный свет на террасе» Клода Дебюсси).
1-й ведущий. Поэтическое воображение Пушкина легко и смело устремляется в любые края и века. Испания чем-то особенно влекла поэта. В октябрьские дни Болдинской осени им написаны два «испанских» стихотворения: «Пред испанкой благородной…» и «Я здесь, Инезилья…». При чтении последнего в памяти сразу возникает музыка М.И.Глинки.
Исполняется испанский танец.
Звучит стихотворение «Пред испанкой благородной…».
2-й ведущий. Стихи и поэмы, сказки и проза… настало время сочинений драматических. Раскрыть истину страстей, заглянуть в глубь души человеческой - вот задача, которую решает А.С.Пушкин в драматических произведениях болдинской поры. Они удивительны – болдинские драмы( «Маленькие трагедии» ): предельно коротки, остросюжетны, в каждой лишь несколько действующих лиц, но каждое из них обнаруживает себя глубоко и полно.
Инсценировка II сцены из маленькой трагедии «Скупой рыцарь»( под трагическую музыку)
3-й ведущий. Работа над «Маленькими трагедиями» продолжается и в ноябре.
Откроем последний листок Болдинской осени 1830 года:
Ноябрь – Пушкин закончил
стихотворения «Не розу пафосскую…», «На перевод Илиады»,
«Цыганы», предисловие к «Евгению Онегину»
повесть «История села Горюхина»
«Маленькие трагедии» «Каменный гость»,
«Пир во время чумы»
критические статьи.
Инсценировка IV сцены из маленькой трагедии «Каменный гость».
1-й ведущий. 28 ноября 1830 года. Осень позади. Лошади запряжены, в коляску поставлен дорожный сундучок, а в нём несколько больших тетрадей и стопы бумаги, которые за месяц болдинского заточения словно бы потяжелели.
2-й ведущий. Пушкин забирается в кибитку. Возница тряхнул поводьями, звякнули бубенцы… Лошади бегут резво. Оцепление где-то вовсе снято, где ещё осталось; карантинные смотрители, заглянув в свидетельство, поднимают шлагбаум перед отставным чиновником X класса Александром Сергеевичем Пушкиным, спешащим в Москву «по собственной надобности».
3-й ведущий. Лошади несут его прочь от Болдина, и он не знает, вернётся ли ещё когда-нибудь в свою бедную вотчину. Но воспоминания о вдохновенном труде и «детородной» осени, в которую он «писал, как никогда ещё не писал», не оставят его до конца дней, будут манить и тревожить.
Звучит музыкальная иллюстрация к «Метели» - «Тройка» Г.Свиридова.