Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Воспитание нравственности на уроках литературы как основа
формирования личности школьника и развитие
его творческих способностей

Турлюк Светлана Анатольевна 
Радость детства не в игрушках и удовольствиях, а в открытии себя и жизни, в приближении к своему будущему. Вот почему дети совершают поступки, в которых утверждают свою самостоятельность.
А. А. Амонашвили
 
Основными препятствиями на пути полноценного развития учеников в современной школе являются: 1) оценка не деятельности ученика, а ее результат; 2) информационная концепция обучения.
Кроме того, действующая методика преподавания нацелена на то, чтобы дать учащимся по возможности наиболее готовые к использованию знания, наполнить ими память учащихся с тем, чтобы они могли при контроле их как можно четче воспроизвести. Качественное воспроизводство школьниками на экзаменах, срезах, в контрольных работах информации, полученной на уроках, – надежный критерий эффективности труда учителя.
При таком подходе на уроках отсутствует атмосфера борьбы за истину, поиска своих путей к решению проблемы. Все определено методикой. Место растущего человека – по ту сторону парты. Он – обучаемый, зачастую без права на ошибку.
Развитие личности, выработка того или иного вида мышления, типа отношения к окружающей жизни остаются на периферии образования.
Вот почему на протяжении многих лет работы в школе и лицее вопросы нравственности и развитие творческих способностей стали для меня определяющими. Это были годы поисков нетрадиционных подходов к преподаванию литературы.
Подросток, как правило, еще не способен к систематизации. Выстраиваемые им связи ошеломляют случайностью и аналогичностью, иерархии ценностей еще нет. Подросток склонен к парадоксам, он жаждет присвоить и одновременно отвергнуть накопленный культурный человеческий опыт.
В последние годы возникла еще одна проблема: компьютеризация образования имеет не только положительные, но и отрицательные результаты – школьники, «общаясь» с машиной, не имеют навыков общения с людьми, при «живом» контакте они теряются, поэтому, на мой взгляд, уроки литературы должны быть не только уроками нравственности, но и уроками этики.
Данные наблюдения и выводы привели к необходимости перестраивать работу. Если использовать на уроках игры, можно вызвать интерес к литературе, но он будет временным и неглубоким.
На мой взгляд, настоящий, т.е. не сиюминутный, а на долгие годы жизни, результат будет тогда, когда на уроках литературы уделяется внимание философским, политическим, этическим, психологическим вопросам, которые логично напрашиваются текстом художественного произведения.
«...Современный человек превратился в сверхзанятое, неспособное сосредоточиться существо, современный человек потерял духовную независимость и стал жертвой поверхностных суждений, неверных оценок исторических фактов и событий... ужасного оскудения человеческих чувств...
Мы должны обновить свое мышление и с его помощью вернуться к мировоззрению, заключающему в себе идеалы истинной культуры», – пишет А. Швейцер.
Как подвести ребят к необходимости осознания этого? Как преодолеть их инертность, нежелание чувствовать? Как проломить «твердую скорлупу повседневности» и обратить внимание к Вечным вопросам Бытия, без решения которых невозможно самостояние современного человека в нашем тревожном мире?
Сейчас, как никогда раньше, необходима помощь нашим ученикам, ведь они боятся своего будущего. На мой взгляд, эта помощь будет тогда действенна, когда они нам будут доверять.
На вопрос: Какого учителя выбрали бы? Знающего свой предмет, но равнодушного к вам или того, кто вас будет любить и понимать! Они выбрали второго. Им не хватает любви и понимания, поэтому для меня важно не «натаскивание» по предмету, а установление доверительных отношений с ребятами, которые дают чистую радость передачи знаний и опыта. Их нужно учить чувствовать и выражать свои чувства словами – это дает им возможность познать себя.
«Всякое отношение есть взаимность». Я искренна с ребятами и приглашаю их вместе со мной искать Истину (такой урок запланировать нельзя).
Такой подход к работе требует от учителя каждодневной духовной и интеллектуальной напряженности, но, с другой стороны, он превращает работу учителя в настоящее творчество и дает чистую радость.
Сформулированную проблему нельзя разрешить за один год, да и за весь период работы в лицее, но на протяжении многих лет была выработана своя методика преподавания, опробованы такие формы уроков, которые действительно дают результат. Он был обобщен в статьях, докладах на УМК и педсоветах, в конспектах уроков. И, конечно, в творческих работах школьников и в их научных работах.
Подробнее остановлюсь на вопросе нетрадиционного подхода к преподаванию литературы.
Режиссура урока:
1. Позитивное начало урока. Если обучение ассоциируется с чем-то приятным – оно эффективно.
Это может быть музыка, строчки стихотворений, метафоры, интрига (например: какие книги стояли на полке у читателей 60-х г. XIX в.?) или упражнение, например, психологическое: «Представь себе, что в одной руке у тебя находится что-то тяжелое. Ощути тяжесть. Руку трудно поднять. А в другой руке что-то легкое, такое легкое, что рука сама поднимается вверх. Поиграй немного, сравнивая тяжелое и легкое. А теперь медленно соедини руки. Держа руки соединенными, подумай, почувствуй, что у тебя получилось?» После этого настроение большинства учеников улучшается. Можно дать таблицу Л. Гумилева, чтобы ребята подумали о себе, о своем характере, пояснив ее следующей фразой: «Цену и масштаб личности определяет характер».
Аттрактность (привлекательность). Лев Гумилев
2.        Объявляя цель, задачи и эпиграф урока, необходимо заинтересовать самой формулировкой проблемы урока, например: «Зачем и почему лежит Илья Ильич Обломов на диване?»
3.        Форма урока литературы определяется и характером творчества писателя, например, если это произведение Достоевского, конечно же, это будет урок-дискуссия, урок-расследование.
Традиционно сложились такие формы обучения, как урок-лекция, урок-семинар, сюжетно-ролевые игры.
Несколько слов об уроке-лекции. Самое трудное в ее проведении - это активизация деятельности учащихся. Можно привести несколько приемов ее проведения: а) лекция с проблемным эпиграфом и планом – это позволяет поставить цель исследования и пригласить учащихся к совместному поиску; б) лекция с элементами беседы или с сообщениями учащихся; в) лекция с элементами контроля и оценки ее со стороны учащихся (т.е. учащиеся по ходу лекций составляют план ее сами).
Можно сопровождать лекцию составлением ее конспекта учащимися, тезисов, таблиц, схем и т.д. Конечно, этому нужно учить: дважды повторить вывод. Поставить вопрос. Самое существенное проговорить медленно. Использовать в речи обращение и т.д.
Интересно проходят уроки-репортажи.
Например, по теме «Лицейский период в жизни А. С. Пушкина». До урока предлагается прочитать книгу И. Пущина «Записки о Царскосельском Лицее», выбрать понравившийся эпизод и дать о нем репортаж от имени какого-то печатного органа, как современной, так и пушкинской поры.
Роль учителя на уроке – обозреватель, который комментирует, оценивает. Как правило, на таком уроке идет полемика.
При знакомстве с поэмой Н. В. Гоголя «Мертвые души» можно провести урок-вернисаж, где в качестве экспонатов выставки выступают персонажи поэмы, которые располагаются полукругом перед классом (за неделю до этого роли распределяются), а учитель-экскурсовод рассказывает о каждом из них. Выставленный персонаж имеет право возражать против фактов экскурсовода. Приводя аргументы в пользу своего героя. Спорить и доказывать невозможно, не зная текста. И это – стимул и к чтению текста, и к пониманию героев поэмы.
Иногда остро необходимо вызвать восприятие классического произведения с позиции современного читателя. Этому помогает урок – «круглый стол» – это беседа специалистов, где принимают участие психологи, социалисты, философы, юристы, журналисты и т.д. «Круглый стол» проводится по одной из ключевых проблем произведения.
Какой эпизод является ключевым в драме А. Островского «Гроза»? Может быть, выкрики барыни: «Что, девка, красива?! В омут! С красотой-то в омут!», то есть в обществе Диких и Кабановых нельзя быть красивым, умным, ярким: или гнись, как Борис, или изворачивайся, как Варвара, или в омут, тем более, если ты – Катерина.
Как показать лицеистам, ни жившим в домостроевских порядках, трагическую остроту конфликта?
«Круглый стол» по проблеме «Брак и семья, положение женщины 150 лет назад и сегодня».
Каждая группа специалистов получат задание подготовиться к беседе по вопросам: «Эмансипация женщин – благо или зло?», «Утрачиваем ли мы сейчас нравственные традиции?», «Кого сейчас больше: Варвар или Катерин?», «Какая в этом роль семьи?» и т.д.
Итог такого занятия – глубокая проработка текста в поисках связей классики с современностью. Такой урок раскрепощает творческую активность.
Книга любого большого писателя дает возможность найти параллели с днем сегодняшним.
Главное в этой форме занятий – формирование культуры вести дискуссию, коллективный поиск истины.
В системе уроков урок-прогноз занимает особое место, т.к. позволяет глубоко осмыслить текст книги вплоть до выстраивания дальнейшей предположительной судьбы героя: куда может привести героя логика развития его характера.
За неделю до обобщающего урока-прогноза ребятам предлагается ролевое распределение и задание: продумать и воссоздать дальнейшую судьбу персонажа.
Роль учителя на уроке – критик.
Это нужно сделать аргументировано, доказательно. Цель – перейти к дискуссии, где идет углубленный анализ качеств персонажа.
Сверхзадача этой формы – прочтение текста с акцентом на личную трактовку.
Более сложная форма занятий – урок-испытание. По сути, поиск истины. Это пытка интеллектуальная и нравственная. Такой, например, которой подвергает своих героев и читателей Достоевский. Испытуемые – ученики, испытатель – учитель и автор.
Попытка докопаться до глубинного смысла звучащих в романе слов Раскольникова: «А, впрочем, как это подло все...». Что - все? Почему подло? Всегда было подло? Или стало? И с каких пор?
Постоянный мотив романа «Подлец-человек». Чьи это слова? Героя? Автора? Чье мировоззрение? О чем эта мысль? Только ли констатация факта, что человек может быть подлым? А если глубже копнуть? А если переставить местами: человек-подлец. Какая разница? Что впереди – подлежащее или сказуемое? Сказуемое обозначает состояние субъекта. Значит у Достоевского страшнее? У него человек изначально — подлец, от рождения? И надо человеку доказать, что он не подлец, что он может быть человеком. Как доказать? Страданием или жертвами. А Соня?
И так весь урок. Накал нравственной атмосферы. По несколько раз разрушать самые логические построения, метаться в поисках выхода. Это Достоевский. И прочтение его должно быть таким. Нравственное утомление учеников после урока – это не апатия, скорее – просветление.
Непредсказуем в своем развитии урок-диспут. Обсуждение проблемы может пойти по неожиданному направлению. Здесь выявляется оценка ребятами книги. При изучении творчества И.Тургенева несколько уроков посвящается анализу текста «Отцы и дети», с поиском деталей, а потом – два урока – диспут «Нужны ли Базаровы России?» – общефилософская постановка вопроса – и «Нужны ли Базаровы сегодня?» – актуальный злободневный взгляд. Вопросы обсуждаются серьезные: можно ли найти общие черты во времена Базарова и в дне нынешнем, каких людей требуют времена перемен: можно ли сегодня добиться чего-либо отрицанием, – в этом контексте углубляется анализ образа.
Вполне логичен переход от уроков нравственности к творческим работам ребят. Мною был разработан план и пособие теории и практики сочинений в 8-х –11-х классах с учетом специфики лицея и конспекты уроков. Это пособие помогает вести работу по развитию речи в системе.
И в заключении хочется привести в качестве примера перечень нескольких нравственных проблем и вопросов, которые можно обсудить с учащимися на уроках литературы в 11 классе:
1.        И. Бунин      - любовь в жизни человека («Темные аллеи»);
-   жизнь и смерть («жизнь Арсеньева»);
-   деньги, богатство («Г-н из Сан-Франциско»);
-   смысл жизни.
2. М. Горький  - правда и ложь («На дне»);
-   поиски истины;
-   жалость унижает человека?
3. А. Блок      - духовность и «душевность» («Стихи о Прекрасной Даме»);
- одухотворенная любовь;
-   красота, вечная женственность;
-   мужское и женское начало в жизни;
-   революция: благо или зло для страны, народа, человека («Поэма 12»)
4. А. Ахматова - любовь, патриотизм (Лирика, «Реквием»);
- оценка событий истории России с позиции сегодняшнего дня.
5. А. Фадеев     - интеллигенция и революция;
-   становление характера человека;
-   человек - это «человеческий материал»? («Разгром»)
-   предательство и героизм.
6. С. Есенин     - что есть Родина (Лирика);
-   любовь;
-   испытание славой;
-   прогресс - это благо для человека или зло и т.д.
-   любовь к животным.
7. В. Замятин - понятие личности, индивидуальность («Мы»);
- ответственность человека за свою жизнь.
8. А. Платонов - жизнь и смерть («Котлован»);
-   человек и общество;
-   индивидуальное и общее.
9. М. Булгаков - вопросы религии («Белая гвардия», «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»);
-   художник и время;
-   любовь;
-   философские взгляды бытия;
-   семья, дом, традиции;
-   вопросы истинной культуры.
10. Военная проза - военный человек;
-   что происходит с человеком, когда он лишает жизни другого человека;
-   долг перед Отечеством и заповедь «Не убий!».
И в заключении хочется сказать, что результатом этой работы будет диалогшкольника с собой, в котором рождается самосознание, самооценка, личностная концепция, а это значит, что и ошибок в его жизни будет меньше и осознавать он будет себя личностью. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»