Актуальность изучения творчества Ф.М. Достоевского в школе
Карпенко Дмитрий Александрович
«Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает все остальное»,-призывал выдающийся русский писатель, философ и гуманист ХIХ века Ф.М. Достоевский. Чтобы как можно раньше начался путь познания окружающего мира, постижения искусства, становления прекрасного человека, нужно говорить о творчестве Ф. М. Достоевского уже со школьной скамьи, с учащимися любого возраста. Но как сделать так, чтобы не только классный руководитель во внеурочное время проводил занятия, а чтобы это была целенаправленная работа специалиста по воспитанию вдумчивого читателя. Вся ответственность лежит на плечах учителя литературы. А наградой за этот бесконечный труд будет благодарность детей и родителей.С учащимися десятого класса создан проект « Мотив раскаяния и прощения в романе Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание». Девятиклассники рассуждали о возможности выбора, читая рассказ «Кроткая». С учащимися выпускных классов 4 часа посвятили страницам романа «Идиот». «Мир красотой спасется» - так звучала тема занятий, на которых дети искали ответы на сложные во все времена вопросы: «Почему мир нужно спасать? Какая красота спасет мир? Каким должен быть человек, который поможет людям увидеть спасительную красоту?» Даже хрестоматийные занятия по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в 10 классе были настоящими открытиями. В работе для меня главное: нельзя повторяться, пользоваться однажды найденными, но ставшими собственными штампами. Это может закончиться охлаждением интереса к тебе, а значит, к преподаваемому предмету. Какой чудесной музыкой после двухчасового занятия звучат слова пятиклассника: « Я не хочу уходить с урока. Нисколько не устал». Можно и нужно найти время для изучения творчества великого русского писателя с учащимися пятых - одиннадцатых классов без исключения. В тематическом планировании всегда учитываются резервные уроки в конце года или обзорные темы. И возможно составить планирование так, чтобы приурочить часы, отведенные на изучение творчества великого художника слова Ф.М. Достоевского в дни его памяти, то есть в ноябре или феврале месяце.
Программой А.Г. Кутузова в 5 классе предполагается изучение рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».
Данный урок был необходим мне как человеку и учителю для того, чтобы дети прочувствовали необходимость сострадания, милосердия по отношению ко всем людям без исключения, стремились найти пути решения проблемы нищеты, обездоленности. На уроке учащиеся давали определение рассказу как малому эпическому жанру, осознали отличие новеллы Ф.М. Достоевского от ранее изученных рассказов; сопоставили реальность с жизнеподобной ситуацией произведения. Для того, чтобы выполнить все эти задачи, в течение двух учебных четвертей дети учились оформлять объемную информацию в немногословное выражение-опору для характеристики героев. После прочтения первой части новеллы «Мальчик с ручкой», учащиеся получили задание составить пятистишия - характеристики образов «мальчишка», «мальчики с ручкой». Получилось:
1. Мальчишка | 1. «Мальчики с ручкой» | ||
2. неизвестный, семилетний | 2. Голодные, дикие | ||
3. Просил доверчиво милостыню | 3. Вертятся, завывают, воруют | ||
4. В мороз одет по-летнему | 4. Без сознания о преступности | ||
5. Ребенок | 5. Существа |
Вторая часть произведения написана также по жизненным наблюдениям. Писатель увидел накануне Рождества Христова, светлого, любимого, чудесного, долгожданного праздника, в подворотне у сложенных дров замерзшего мальчика. Суровые дворники и хмурый блюститель порядка или, одним словом, представители власти сердиты: слишком много хлопот с этими нищими трупами. А сострадающий обездоленным, сам задавленный бедностью автор пытается вместе с нами поразмышлять о происшествии. Так рождается еще одна чудесная сказка о маленьком мальчике, мечтавшем о сытости, тепле, маме, счастье, любви ко всем людям.
Читая и комментируя отрывок второй новеллы, учащиеся сопоставляли « Реальность» и «Жизнеподобие» в форме диаграммы Венна. Что же объединяет реальную жизнь и застекольную? А объединяет два мира маленький мальчик лет шести или меньше, который только «заснув», то есть, умерев, попадает на светлый радостный праздник, где есть мама, где его ждут, любят абсолютно все, где всех прощает и благословляет Он, Христос, Господь Бог. Все это могло случиться не только в праздник, но именно праздник усиливает трагизм происходящего. Мальчик верил, надеялся, искал место, где ему будет тепло, сытно, хорошо, счастливо. Всем и всегда помогает вера, надежда на лучшее будущее. У замерзшего мальчика такой надежды не было.
Для ответа на вопрос: «Можно ли решить проблему детской незащищенности, обездоленности, которая существовала в ХIХ веке, существует и сейчас, в ХХI веке?» учащиеся объединились в группы. Группы политиков, бизнесменов, медиков, учителей, журналистов, священников разрабатывали предложения для представления их в кабинет министров (присутствующие на уроке взрослые): «Как изжить нищету?». Прозвучали достаточно серьезные предложения: необходимо уменьшить налоги, организовать бесплатное, качественное образование, создать дома-приюты для нищих, открыть бесплатные столовые при храмах.
В конце занятия в течение одной минуты дети писали эссе: «Что могу сделать я сейчас, чтобы помочь хотя бы одному нищему, обездоленному человеку?» Потрясающе прозвучали высказывания учащихся, которые сошлись во мнении, что сейчас у них нет ни материальных, ни физических сил, чтобы оказать действенную помощь кому-либо нуждающемуся, но нельзя забывать, что нищий – такой же человек, как и ты. И ты можешь оказаться на его месте: «Будь же милосерден, ищи человеческое в человеке»!
Как призывал Ф.М. Достоевский: «Будем, во-первых и прежде всего, добры, потом честны, а потом – не будем никогда забывать друг о друге». Этой мыслью закончился урок по новелле «Мальчик у Христа на елке», ею же начнется другой урок по отрывку «Мальчики» из сложнейшего романа «Братья Карамазовы», который можно провести с разновозрастной группой учащихся или с одиннадцатилетними детьми. Не навязывая своего взгляда на героев и события, хотелось обратить внимание участников на проблему взаимоотношения друг с другом. «Будем добры»,- просит нас писатель. Как можно определить добрый человек или злой, умный или глупый, искренний или скрытный? Конечно же, по поступкам, по тому, как ведет себя человек. Когда каждый задумается над своими поступками, проблемами (каким быть?), он обратится к книге, чтобы с наименьшими потерями и духовными затратами найти для себя самые правильные ответы. В книгах Достоевского ошибается не герой, а сама жизнь. И ошибается она так часто потому, что гораздо сложнее простого и, казалось бы, очевидного правила: добрый человек – добрые поступки, злодей – злые поступки.
Старец Зосима отправляет Алешу Карамазова из монастыря в мир к людям, к братьям и отцу, чтобы спасти их от беды, привнести в их отношения мир и добро. ( Участники занятия узнали об этом, просмотрев кадры фильма «Братья Карамазовы») В момент, когда Алеша размышляет о брате Дмитрии и отце, его отвлекают дерущиеся ребята.
После прочтения отрывка, дети говорят о впечатлении, полученном от чтения. Комментируя текст, его можно разделить на 3 части:
- Алеша Карамазов, умиленно наблюдающий группу детей, желающий всем добра, хочет восстановить мир и среди этих школьников, похожих на невинных ангелов;
- Алеша беседует с группой из шести школьников;
- Алеша пытается помочь опальному мальчику.
1. Смуров | 1. Одинокий мальчик | ||
2. Румяный, белокурый | 2. Бледненький, болезненный | ||
3. Одет в курточку | 3. Сражается в одиночку | ||
4. Подготовил камни для стрельбы | 4. Обижен на всех людей | ||
5. Ангелочек | 5. Беззащитность |
- Что может противостоять камню-оружию в битве?
- Как защитить себя и других от зла?
- Можно ли защитить свою честь и достоинство камнем – злом, как это пытается сделать опальный мальчик?
Участники занятия делают вывод, что защитить себя и других можно только добрым словом, которое возьмется от милосердия, от доброты души. А душу можно прочесть в глазах – зеркале души. Поэтому-то такое большое место в отрывке отведено описанию взгляда, глаз героев. Опять противостояние – поединок «тихого» взгляда Алеши и озлобленного взгляда опального мальчика.
«Пусть будет жить добро!»- «Противопоставим добро злу!» - «Будем помнить друг о друге!» - «Относись к другому так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе», - такие призывы вместе со словами благодарности за час Сострадания, Сопереживания, Чтения остались на импровизированных «сердцах», оставленных Учителю в награду за Урок.
Хрупкость, ранимость души каждого человека, необходимость гуманного отношения ко всем людям без исключения осознали учащиеся 10 классов, побывав на уроке «Человек создан для счастья!». Так назывался двухчасовой урок, куда должны были войти традиционные «Трагедия семьи Мармеладовых» и «Зло, на которое ополчился Раскольников». На уроке рассматривалась судьба Катерины Ивановны.
Критик Николай Дмитриевич Ахшарумов (1867,№3, ж. «Всемирный труд») в статье о романе «Преступление и наказание» сказал, что Катерина Ивановна – настоящая героиня, ежечасно, ежедневно борющаяся до последнего вздоха со всеми несчастиями мира. Основной задачей урока было увидеть трагедию безысходности, увидеть женщину – борца, воздать должное ее подвигу, поразмыслить над вопросом: «Что должен был чувствовать такой человек как Раскольников (Лужин, Свидригайлов и др.), встретясь лицом к лицу с такою женщиною?»
Урок начался с просмотра танца «Юность». Вслед за этим проще было составить ассоциативный ряд «Счастье». В понятие «счастья» участники включили разные составляющие: любовь, семью, дом, детей, родину, работу, взаимоуважение, востребованность… Список можно было и продолжить. Выбрано было только самое главное. Человек, о котором пойдет разговор на занятии, окончил учебное заведение с золотой медалью и похвальным листом. Вступил в брак по чрезмерной любви. Остался после смерти супруга с тремя детьми в нищете безнадежной. Родные от него отказались. «Горда была, чересчур горда».
Конечно же, это Катерина Ивановна. Казалось бы, все, о чем мечталось в юности, сбылось. Но ведь счастье – величина непостоянная, остановить мгновение нельзя, все изменяется. Кто ответственен за то, что случилось?
Как жить Катерине Ивановне, оставшейся после смерти мужа без всяких средств к существованию с тремя малышами на руках? Для дискуссии в группе был выбран вопрос: «Есть ли выход из создавшейся ситуации?» Возможный выход, который и выбрала Катерина Ивановна, выйти замуж за Мармеладова, который и хотел тем самым поддержать несчастную. Вот один из вариантов ответа учащихся: «Катерина Ивановна сама не может прокормить своих детей, она их только обстирывает ночью, запрещает говорить о еде, может даже прибить, ударить от бессилия что-то изменить. Выйдя замуж за Мармеладова, который хотел разделить тяжесть ноши, но сломался, не вынес, Катерина Ивановна живет даже не в углу, а в проходной комнате, все равно что на улице. Посмотрев фрагмент «Поминки» из фильма «Преступление и наказание», осознаешь всю трагедию безысходности, видишь Подвиг Героини-Матери, страдаешь вместе с ней, преклоняешься перед неимоверной силой и гордостью.
Что же должен был чувствовать такой человек, как Раскольников, видя эту героиню «ежечасно борющуюся до последнего вздоха со всеми несчастиями мира»? Нести свой крест нужно достойно, защищая и поддерживая Жизнь.
«Не убий!»- гласит заповедь. Убивая других – убиваешь себя, умножаешь зло, которое решил уничтожить».
Размышляя вместе с учащимися над страницами серьезных книг, воспитывая вдумчивого читателя, мы, учителя литературы, должны помочь детям стать прекрасными людьми.
Но нужно понимать, что творчество Ф. М. Достоевского - сложнейший пласт литературы, изучаемый в средней школе. Помимо традиционных сложностей в интерпретации его текстов имеются и иные, связанные с традиционными советскими типами исследований творчества писателя.
Существует множество классических трактовок понимания творчества Достоевского. Если социальная, нравственная и философская проблематики рассмотрены достаточно глубоко, то христианско-религиозные, как и «соборно-русские», только начинают в полной мере рассматриваться.
В современных учебниках по литературе мы можем наблюдать срез тех же самых проблем. Зачастую основная роль принадлежит социально-нравственной трактовке произведений, религиозно-философская же отодвигается на второй план. К тому же гигантское наследие Достоевского в данных учебниках представлено в основном «Преступлением и наказанием».
Есть ,однако, и положительные моменты – интересная подача уроков, глубокий анализ, системный подход.
Перспективно также использование материалов педагогов, остающихся за чертой основных учебных программ. Например, Д. Л. Быкова. Хотя делать это следует чрезвычайно дозировано.
В ЕГЭ по литературе проблемы у учащихся возникают с эссе и сочинениями по творчеству Достоевского, в первую очередь, ввиду их философско-эстетической сложности. Тестовая часть же вполне традиционна, и с ней, как правило, ученики справляются хорошо.
Перспективны также нетрадиционные формы занятий по творчеству Достоевского – например, урок-суд, урок-дискуссия.
Несмотря на сложности, с которыми приходится сталкиваться педагогу в преподнесении творчества Достоевского школьникам, дело это крайне важное, увлекательное и очень актуальное.