Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Технологическая карта урока литературы в 6 классе

Творчество М.Ю. Лермонтова

Куренкова Татьяна Михайловна
Раздел М.Ю. Лермонтов. Лирика.  (4 ч)
Тема
  1. М. Ю. Лермонтов. Лирика. «Лермонтов – поэт совсем другой эпохи» (В. Г. Белинский). Очерк жизни и творчества с обобщением ранее изученного
  2. «Из пламя и света рожденное слово». Основные темы и мотивы лирики: вольнолюбие, мятежность, чувства одиночества и тоски, гражданственность и социальная активность
  3. «Родина и современники в поэзии М. Ю. Лермонтова» или «Тема современности в поздней лирике М. Ю. Лермонтова»
  4. Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова
Цели и задачи Дать представление о взаимообусловленности фактов реальной и творческой биографии М. Ю. Лермонтова, своеобразии его творческой манеры. 
Обобщить и расширить представления учащихся об основных темах и мотивах лермонтовской лирики, о специфике раскрытия каждой темы.
 Показать эволюцию лирического «я» в ранней и зрелой лирике М. Ю. Лермонтова, усиление реалистических тенденций в творчестве поэта в 30-е г., помочь осознать трагичность человека и поэта в бездуховном мире.
 Помочь учащимся понять, в чем М. Ю. Лермонтов видит высокое предназначение поэтического творчества, показать эволюцию его отношения к поэтическому дару
Термины и понятия Гражданственность, лирика, лирический герой
Планируемый результат Личностные умения Проявлять интерес к изучаемой теме. Осознавать успешность собственной учебной деятельности. Развивать свои творческие способности, работать над культурой речи
Межпредметные умения Уметь работать с тестовым материалом. Выполнять учебное задание в соответствии с целями, соотносить собственные учебные действия с известным алгоритмом работы. Уметь формулировать собственные мысли; обобщать и делать выводы; адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Предметные умения Знать содержание и проблематику произведения, уметь анализировать текст, пересказывать текст.  Читать выразительно
Организация образовательного пространства Межпредметные связи Русская культура, история
 
Ресурсы (оборудование) Информационные: учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания на печатной основе, тесты
Демонстрационные: иллюстрации
Интегративные: презентация PowerPoint, аудио-, видеозапись
Формы и методы работы Фронтальная. Индивидуальная. Анализ и синтез, «Микрофон»
 
Урок 1.          М. Ю. Лермонтов. Лирика. «Лермонтов – поэт совсем другой эпохи» (В. Г. Белинский). Очерк жизни и творчества с обобщением ранее изученного.
Технология изучения темы. 1 этап: Организационный
Задачи Учебное  задание
Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу  
2 этап: Целеполагание и мотивация
Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему Глубокий и могучий ум! Как он верно смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного! О, это будет русский поэт с Ивана Великого.
В. Г. Белинский о Лермонтове
3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация
Выявить пробелы в знаниях уч-ся
Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы   
Актуализировать знания учащихся о М. Лермонтове
Что вы знаете о М. Лермонтове.
М. Ю Лермонтов (1814–1841гг.) – великий поэт, прозаик, драматург, талантливый живописец и скульптор, спортсмен, шахматист, способный музыкант. Его творчество – высшая точка развития русской поэзии после-пушкинского периода.
С именем М. Ю. Лермонтова связывается понятие «30-е годы XIX века». Это время двадцатипятилетнего правления одного из самых жестоких русских самодержцев – Николая I. Зловещая расправа над декабристами, деспотизм и произвол, нетерпимость ко всякому проявлению независимости, по словам А. И. Герцена, «глубокое отчаяние и всеобщее уныние» царили в России. Но в то же время нарастал народный гнев, проявлялось стихийное недовольство крестьян.
На развитие русской общественной мысли значительное влияние оказало национально-освободительное движение в Европе. «Да, очевидно, что Лермонтов – поэт совсем другой эпохи и его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества» (В. Г. Белинский).
4 этап: Первичное усвоение материала
Пробудить интерес  к личности и творчеству Лермонтова Жизнь и судьба М.Ю. Лермонтова
М.Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве. Детство провел в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии и принадлежавшем бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Она была умна, образованна, властолюбива, внука своего любила без памяти, и Лермонтов отвечал ей большой искренней любовью.
Отец — Юрий Петрович Лермонтов — носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода.
Мать — Марья Михайловна — происходила из старинного и богатого рода Столыпиных.
Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери, к тому же между родителями Лермонтова стали возникать ссоры. В 1817 г. мать Лермонтова умерла, Юрий Петрович уехал в свое тульское имение, а Михаил Юрьевич остался с бабушкой. Елизавета Алексеевна сделала все, чтобы разлучить отца и сына. Она дала Юрию Петровичу деньги и взяла с него обещание не требовать сына к себе. При нарушении условий бабушка грозилась лишить внука наследства.
Лермонтов рос болезненным ребенком, и Елизавета Алексеевна возила его на кавказские воды, которые совершенно исцелили мальчика.
Бабушка сумела дать внуку прекрасное домашнее образование, он свободно овладел французским и немецким языками и подготовился для поступления в Московский университетский благородный пансион, куда и был зачислен 1 сентября 1828 г. в четвертый класс.
Лермонтов учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830 г., он сразу же поступает в Московский университет.
В 1832 г. из-за участия в «маловской истории» (бунт студентов против бездарного преподавателя Малова) и трений с профессорами Лермонтов был вынужден покинуть университет и переехать в Петербург, где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Из письма М. Ю. Лермонтова П. М. Верещагиной: «Поступаю в школу гвардейских подпрапорщиков. Если бы вы могли догадаться, сколько огорчений мне это причиняет…» Годы учебы в школе поэт назвал «страшными годами». По окончании Школы в 1834 г. М.Ю. Лермонтов был произведен в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка. Зимой 1837 г., откликаясь на смерть А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», мгновенно облетевшее весь Петербург.
Приписанные к нему вскоре 16 строк (начиная со слов «А вы, надменные потомки...») вызвали неудовольствие царского двора, арест и ссылку поэта на Кавказ, под пули горцев. Ссылка на Кавказ дала возможность увидеть новых людей, обогатила впечатлениями. Для Лермонтова Кавказ – символ красоты и свободы. Поэма «Мцыри» (1837 г.). Главная тема поэмы – изображение смелой и сильной личности, юноши, рвущегося на свободу, на родину.
Весной 1838 г. благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же лейб-гвардии Гусарский полк, откуда он отбывал в ссылку.
В Петербурге Лермонтов сразу был принят в светском обществе, познакомился с В.А. Жуковским, П.А. Вяземским, П.А. Плетневым, В.Ф. Одоевским — писателями пушкинского круга.
Светская жизнь, насыщенная балами, праздниками и раутами, продолжалась вплоть до 1840 г. На балу у графини Лаваль сын французского посла Эрнест де Барант приревновал М.Ю. Лермонтова к красавице княгине М.А. Щербатовой. И Лермонтов, и Э. де Барант увлекались ею, а красавица, по свидетельству современников, отдала «слишком явное предпочтение» Лермонтову.
Состоялась дуэль, окончившаяся полным примирением, однако дело получило огласку. Э. де Барант уехал на родину. Поэта снова отправляли на Кавказ, в действующую армию. Лермонтов был переведен в Тенгинский пехотный полк, который тогда воевал с горцами. Сражение при реке Валерик. Лермонтов держался мужественно  и  бесстрашно,  но  в  наградах  ему  было  отказано.  Из  книги М. Сизовой «Из пламя и света»: «Лермонтову начинало казаться, что он всегда так жил: в боях, в переходах, с постоянным чувством опасности и подстерегающей на каждом шагу смерти…»
Сражаясь в Чечне, Лермонтов проявил себя как мужественный офицер, за что и был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость».
Зимой 1840 г., вняв беспрестанным просьбам и ходатайствам бабушки Лермонтова, император разрешил ему взять отпуск на два месяца и отбыть в Петербург. В апреле 1841 г. после неудачных попыток выйти в отставку М.Ю. Лермонтов был вынужден вернуться на Кавказ.
13 июля 1841 г. в Пятигорске в доме Верзилиных на обычном балу Лермонтов и его знакомый Л.С. Пушкин были в веселом расположении духа, они острили смешно, но не зло. Тут они увидели Н.С. Мартынова, одноклассника Лермонтова по Школе гвардейских подпрапорщиков, в горском наряде: в бурке и с большим кинжалом. Лермонтов громко пошутил по этому поводу. Мартынов подошел к нему и сдержанно сказал: «Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах». Завязался спор, закончившийся вызовом на дуэль. Лермонтов принял вызов.
Доказательством тому, что Лермонтов считал ссору незначительной, а примирение необходимым и возможным, служит тот факт, что он, стрелявший первым, произвел выстрел в воздух. Мартынов же решил убить Лермонтова.
Поводом для дуэли послужила небольшая ссора Лермонтова с бывшим товарищем по юнкерской школе Мартыновым. Лермонтов не собирался стрелять в Мартынова, о чем и сказал своему секунданту. Но поединок состоялся. «Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед… В правом боку дымилась рана, пуля пробила сердце и легкое… Черная туча, медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась страшной грозой, и перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу» (Из воспоминаний секунданта Лермонтова князя Васильчикова).
Дуэль состоялась 15 июля 1841 г. Поэт был убит. Его бабушка обратилась к Николаю I с просьбой перевезти тело внука из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребен в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах, где он и покоится до сих пор. Лермонтов был похоронен в Пятигорске 17 июля 1841 г., в апреле 1842 г. его прах был перевезен в поместье Тарханы.
5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений
Дать представление о взаимообусловленности фактов реальной и творческой биографии М. Ю. Лермонтова, своеобразии его творческой манеры С. 180-195. Дополнить таблицу-конспект.
Период Жизненный период Творчество
  1. Детство и юность 1815- 1827
Родился в ночь со 2 на 3 октября (14 - 15 н.с.) в Москве в доме у Красных ворот. Отец, Юрий Петрович, отставной пехотный капитан, из обедневшей дворянской семьи; мать, Мария Михайловна, урожденная Арсеньева (из рода Столыпиных). В 1815 молодая семья живет в селе Тарханы Пензенской губернии, имении бабушки будущего поэта Е.Арсеньевой. Здесь прошли детские годы поэта. Он рано потерял мать (умерла в 1817, в возрасте 21 года) и вырос в разлуке с отцом. Бабушка делала все для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернеров. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке). Опасаясь за здоровье болезненного внука, бабушка предпринимала утомительные путешествия на Кавказ (1818, 1820, 1825) для лечения минеральными водами. Впечатления от этих поездок остались у Лермонтова в памяти на всю жизнь, нашли отражение в раннем творчестве  
  1. Учеба в Москве, жизнь в столице
  2. 1827-
В 1827 бабушка привезла внука в Москву, чтобы продолжить его образование. 1 сентября 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в Московский университетский благородный пансион, одно из лучших учебных заведений России. Получает гуманитарное образование, которое пополняет самостоятельным чтением. В пансионе пишет стихи, очень рано осознав, что поэзия - его призвание.
Осенью 1830 поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение. Неудовлетворенность Лермонтова лекциями профессоров и недовольство профессоров непочтительными ответами и пререканиями студента, что считалось непозволительной дерзостью, привели к тому, что он подал заявление об увольнении и покинул университет в 1832.
 
В 1830 - 31 - вершинный этап юношеского творчества Лермонтова. Он работает необычайно интенсивно: за два года перепробовал практически все стихотворные жанры: элегия, романс, песня, посвящение, послание и т.д. Поэт напряженно всматривается в свою внутреннюю жизнь, пытаясь выразить словом невыразимые душевные движения. Он касается и общих вопросов бытия, и нравственной жизни личности.
Однако надо было продолжать образование, и Лермонтов рассчитывал сделать это в Петербургском университете, но ему пришлось бы начать с первого курса, поскольку время учебы в московском университете ему как уволенному не засчитывалось. Он не захотел терять два года и круто изменил планы.
 
4 ноября 1832 он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Два года, проведенные в обстановке казарменной муштры, были, по его словам, "страшными". Но и в этих условиях Лермонтов тайком продолжает писать, хотя его творчество переживает период спада.
 
По окончании Школы в 1834 произведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. Однако большую часть жизни Лермонтов проводит в Петербурге, впервые почувствовав себя свободным. Убедившись, что "Маскарад" не протащить сквозь театральную цензуру, возвращается к прозе.  Автобиографические моменты романа связаны с Варенькой Лопухиной, глубокое чувство к которой всю жизнь не оставляло поэта. 3 марта 1837 поэт был арестован по делу "о непозволительных стихах". Лермонтов был переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк и 1 апреля отправился из Петербурга на Кавказ. Направляясь в свою первую ссылку, он на месяц задержался в Москве, которая готовилась к большому торжеству - 25-летию Бородинского сражения.
В эти годы испытывает влияние поэзии Байрона и пишет несколько "байронических поэм" ("Черкесы", "Кавказский пленник", "Корсар", "Преступник", "Олег", "Два брата"); в 1829 задумывает поэму "Демон", над которой будет работать почти до конца жизни.
 
 
Драма "Странный человек" - своего рода фокус автобиографических мотивов его лирики этого периода.
 
 
 
 
 
 
Его наблюдения за жизнью светского общества легли в основу драмы "Маскарад" (1835), которую он задумывал так: "Комедия, вроде "Горя от ума", резкая критика на современные нравы". начинает роман - "Княгиня Лиговская", в котором впервые появляется имя Печорина.
 
Известие о гибели А.Пушкина потрясло Лермонтова и на следующий же день он пишет стихотворение "На смерть поэта", а через неделю - заключительные 16 строк этого стихотворения, которое сразу сделало его известным, переписывалось и заучивалось наизусть.Сидя под арестом, пишет несколько стихотворений: "Узник", "Сосед", "Молитва", "Желанье". Поэт перерабатывает свое юношеское стихотворение "Поле Бородино", и появляется "Бородино", опубликованное в "Современнике" в 1837.
  1. Первая ссылка на Кавказ
1837
Во время кавказской ссылки познакомился с декабристами, тоже отбывавшими здесь ссылку, а с поэтом А.Одоевским даже подружился. Почти все, что создал Лермонтов в период между двумя ссылками, так или иначе связано с Кавказом. Они запечатлены и в многочисленных зарисовках и картинах Лермонтова,-одаренного живописца. Кавказские темы и образы нашли широкое отражение в его творчестве: в лирике и в поэмах, романе "Герой нашего времени" (1838).
  1. Возвращение в Петербург
1838-1840
В январе 1838 приезжает в Петербург, так как хлопоты бабушки и ходатайство В.Жуковского увенчались успехом, и поэт был переведен в Гродненский полк, расположенный недалеко от Новгорода. Около месяца прожил в Петербурге, каждый день бывая в театре, был у Жуковского, которому отдал поэму "Тамбовская казначейша", вскоре опубликованную в "Современнике". В результате дальнейших ходатайств Лермонтов был переведен в свой прежний гусарский полк, стоявший в Царском Селе.
К началу 1839 сближается с редакцией "Отечественных записок", издававшихся А.Краевским, и постепенно входит в среду петербургских литераторов. Посещает поэтические вечера, встречается с Куковским, Тургеневым, Белинским. В прогрессивных кругах в нем видят надежду русской литературы. "На Руси явилось новое могучее дарование - Лермонтов", - объявляет Белинский.
окончание работы над романом «Герой нашего времени»;     поэмы «Мцыри», «Демон»;    стихотворение «Поэт»
Тогда же появилась без имени автора, не пропущенного цензурой, "Песня про царя Ивана Васильевича..."
Стихотворение «Три пальмы»; в «Отечественных записках» напечатана по­весть «Бэла»
  1. Вторая ссылка на Кавказ
1840
В марте 1840 за дуэль с сыном французского посла Э. де Барантом Лермонтов был переведен в пехотный полк и отправлен в действующую армию на Кавказ. Участвует в военных действиях, "исполняя возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием ". Стихотворения «Дума», «Как часто пёстрою толпою окружён...»; стихотворение «Тучи»; выход в свет единственного прижизненного сборника стихов «Стихотворения М. Лермонтова»
 
  1. Последний отпуск
1841
В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, приезжает в Петербург, надеясь получить отставку и остаться в столице. Но и в этом ему будет отказано, как и в награде за смелые действия в боях на Кавказе. Более того, ему будет предписано в течение 48 часов покинуть столицу и следовать в свой полк на Кавказе. «Выхожу один я на дорогу», «На севере диком стоит одиноко...», «Родина»
  1. Дуэль
15 (27) июня 1841 г.
 
 
 
 
 
 
 
1842 г., апрель
Он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения минеральными водами.
Встречает своих старых приятелей, в числе которых и его товарищ по Школе юнкеров, Н.Мартынов. На одном из вечеров в доме Верзилиных, где собиралась молодежь, оскорбленный очередной язвительной шуткой Лермонтова, Мартынов вызывает его надуэль. Дуэль состоялась 15 июля 1841. "Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу", - напишет Белинский. Поэт был убит.
Тело Лермонтова было погребено на Пятигорском кладбище. Позднее по просьбе бабушки гроб с прахом поэта был перевезен в Тарханы и погребен в фамильном склепе.
В записной книжке Лермонтов запишет свои последние стихи: "Спор", "Сон", "Утес", "Тамара", "Листок", "Свиданье", "Пророк", "Выхожу один я на дорогу" и др.
 - Каковы мотивы лирики Лермонтова? Что такое мотив?
Мотив — устойчивый смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда литературно-художественных произведений. Мотивами называют и характерные для поэта лирические темы. Вычленение и анализ поэтических мотивов важны как способ постижения художественного мышления и сознания поэта.
В лирике М.Ю. Лермонтова отчетливо прослеживаются следующие мотивы:
1) свобода и воля — центральный мотив, определяющий мятежный пафос поэзии М.Ю. Лермонтова; 2) действие и подвиг — опорные мотивы, действие — основа существования человека. Подвиг тот след, который он должен оставить в жизни; 3) одиночество — мотив и основная тема творчества; 4) странничество. Этот мотив обусловлен бесприютностью героя в мире устоявшихся, но уже дискредитировавших себя ценностей. Странник Лермонтова не знает надежды на возвращение, его дорога бесконечна. И даже смерть — лишь продолжение земного пути. Духовный мир странника — мир прощаний и воспоминаний; 5) изгнанничество. Изгнанник проклят, обречен на скитания. Но в то же время это проклятие — знак избранности по отношению к «толпе», к «другим»; 6) Родина; 7) память и забвение; 8) обман; 9) мщение; 10) покой; 11) земля и небо; 12) сон; 13) путь; 14) время и вечность; 15) любовь; 16) смерть.
- Какие мотивы из перечисленных доминируют? для ответа на этот вопрос предварительно выписать на доску следующие сведения из Лермонтовской энциклопедии:
Слово «бог» встречается на страницах произведений М.Ю. Лермонтова 589 раз, «воспоминание» — 72, «волшебный» — 64, «гроза» — 65, «грозный» — 85, «зло» — 136, «злодей»— 92, «играть» — 183, «казаться» — 336, «камень» — 142, «крест» — 92, «луна» — 135, «мечта» — 194, «минута» — 333, «миг» — 121, «надежда» — 263, «могила» — 144, «напрасно» — 134, «небесный» — 95, «небо» — 415, «земля» — 385, «нет» — 1006, «ночь» — 328, «ночной» — 122, «обмануть» — 129, «один» — 1472, «рай» — 127, «скала» — 164, «сон» — 277, «любовь» — 605, «страдание» — 149, «страдать» — 81, «ложь» — 60, «смерть» — 273.
 
Основные темы и мотивы: а) Тема судьбы поколения (отрицание существующей действительности, бездуховность общества)  б) Тема одиночества (мотив непонятости, усталости и безысходности)  в) Тема Родины (обращение к отечественной истории и поиск идеалов в прошлом)  г) Тема природа (природа как одухотворенная красота и как отражение трагических моментов жизни человеческой души)  д) Тема любви и дружбы (страсть и страдание как составляющие любви, поиск духовной близости и понимания)  е) Тема самопознания (противоборство земных и небесных сил, богоборческие мотивы)  ж) Тема избранности (судьба поэта и его творений)
 
Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова:
жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь);
разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («В минуту жизни трудную...», «И скучно и грустно», «Горные вершины», «Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива...»);
любовь-страдание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет...»);
критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Россия...», «Смерть поэта»); осмысление судьбы своего поколения («Дума»); положение народа и Родины («Родина», «Бородино»);
трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии («Я жить хочу! хочу печали...», «Не обвиняй меня, Всесильный...», «Поэт», «Пророк»);
Главная тема творчества Лермонтова — личность в процессе самопознания и самовоплощения. Лирика Лермонтова — это летопись процессов самопознания и самовоплощения, становления души, и в этой исповедальности — истинное художественное открытие автора. Лирический герой Лермонтова предельно близок автору.
Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна жизни и смерти воспринимается им в рамках вечной жизни духа. Миропонимание поэта строится на понятиях личности и Судьбы. Духовный мир поэта и мир внешний поражают своей раздробленностью, нарушением взаимосвязей. Тяга к идеалу, к высшему совершенству при осознании несовершенства мира и человека — удивительная, чисто лермонтовская черта. Противоборство сил добра и зла в душе человека — основной конфликт лирического героя Лермонтова. Именно поэтому одного из ранних своих автобиографических героев назвал он «странным человеком». Исследование духовного мира человека бесконечно, и эту бесконечность открыл русской литературе М.Ю. Лермонтов.
 
Основной творческий принцип поэта сформулирован в «Герое нашего времени»: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...» Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро и зло находятся не вне человека, но внутри него, в его душе.
 
 Своеобразие художественного мира М.Ю. Лермонтова
Творческая деятельность М.Ю. Лермонтова протекала в годы жесточайшей политической реакции, наступившей после восстания декабристов в 1825 году. Эта общественная обстановка наложила отпечаток на поколение, к которому принадлежал и Лермонтов, на его характер и творчество. По стихам поэта можно проследить судьбу поколения. Между поэтом и жестокой действительностью, которая извращала и уничтожала самые возвышенные чувства, сложились враждебные отношения, конфликт, который не мог закончиться примирением. Его разрешение неминуемо предполагало гибель одного из действующих лиц исторической драмы. Созданный реакцией общественный климат убил Лермонтова-человека, но Лермонтов-поэт, как бы предугадавший свою участь задолго до катастрофы у подножия горы Машук, нанес самодержавному режиму неотразимый нравственный удар. Права личности стали для Лермонтова единственным критерием оценки действительности.
Лермонтов начал свой творческий путь как поэт романтического направления и, воплощая идеи протеста против окружающего его общества, увлекаясь мечтами о светлом будущем, стал ярким творцом гражданственного, философско-психологического романтизма. Но уже в первых романтических произведениях Лермонтова возникали и росли реалистические тенденции (социальная среда в «Маскараде»). Отражая более сложный период развития общественной мысли, Лермонтов, по мнению И.А. Гончарова, «опередил Пушкина глубиною мысли, смелостью и новизною идей и полета».
Вслед за Белинским многие критики, писатели, общественные деятели и литературоведы характеризовали творчество Лермонтова, его художественное мастерство и роль в литературе словами благоговейного преклонения, восторженного восхищения и национальной гордости. Н.Г. Чернышевский считал, что он стал «оригинальнейшим из всех бывших у нас до него поэтов, не исключая и Пушкина». Н.А. Добролюбов, отмечая проницательное умение Лермонтова постичь недостатки современного ему общества, сослался на стихотворение «Родина», в котором поэт стал «решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно». По его мнению, «полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта». Не случайно некоторые исследователи говорят о лермонтовском этапе в развитии русской литературы.
6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений
Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям
Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы  
В творчестве Лермонтова отразилась общественная ситуация в России 1830-х годов. Основные мотивы его творчества связаны с вечными проблемами бытия и глубокими раздумьями поэта о смысле жизни, одиночестве и жажде душевной свободы, поиске гармонии в отношениях с миром. Ранняя лирика поэта несет в себе черты романтизма, но изображение человеческих переживаний у раннего Лермонтова значительно отличается от поэтов-романтиков.
На протяжении всего творчества свое развитие получает традиционная для русской литературы тема поэта и поэзии, эволюцию которой можно проследить в стихотворениях 1829-1841 годов. Так, пятнадцатилетний поэт просит Бога забрать у него поэтический дар, освободить его "от страшной жажды песнопенья", которая "лавой вдохновенья" клокочет в груди и заставляет отдалиться от божественных молитв. Но позже лирический герой Лермонтова начинает осмысливать свой талант, пытается осознать истоки поэтического творчества, которые видит, прежде всего, в страдании, и подчеркивает отличие своих стихов от творений его поэтических предшественников, например Байрона. После гибели Пушкина Лермонтов видит свое предназначенье в продолжение его начинаний. Поэзию он теперь осознает действенным средством освобождения от мертвящего влияния бездушного светского общества. Слово для него - оружие, необходимое и в храме, и в бою. Однако Лермонтов с горечью отмечает, что поэты стали не нужны миру, променяв "на злато" свой божественный поэтический дар. А тот, кто остался верен своему пророческому предназначенью, презираем обществом, и может жить только в пустыне, находя слушателей среди земных тварей или небесных звезд.
7 этап: Домашнее задание
Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания С. 180-195. Дополнить таблицу-конспект.
Выучить наизусть стихотворение «Родина»
8 этап: Рефлексия. Итог урока
Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока. Научить соотносить собственный результат с поставленной целью.
Оценить работу учащихся
Индивидуальная
«Рисунок по шаблону»
1-й вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов
2-й вариант: Я ….. своей работой на уроке. Мне удалось….. у меня не получилось…. Я хочу….
 
Урок 2.          «Из пламя и света рожденное слово». Основные темы и мотивы лирики: вольнолюбие, мятежность, чувства одиночества и тоски, гражданственность и социальная активность
Технология изучения темы. 1 этап: Организационный
Задачи Учебное  задание
Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу  
2 этап: Целеполагание и мотивация
Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему  
3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация
Выявить пробелы в знаниях уч-ся
Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы   
Актуализировать знания учащихся о Лермонтове и его творчестве
Что вы знаете о судьбе и творчестве Лермонтова?
Выборочная проверка выразительного чтения стихотворения «Родина»
4 этап: Первичное усвоение материала
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала. Продолжить знакомство с личностью М. Горького и его творчеством. Тема Родины

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»