Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Урок литературы в 11 классе

Благословенный дар

(по рассказу А.И. Куприна « Гранатовый браслет»)
Чеснова Мария Геннадьеана
Ход урока.
I.Этап организации(1 мин.)
Здравствуйте, уважаемые одиннадцатиклассники. Наш сегодняшний урок посвящен рассказу А. Куприна «Гранатовый браслет».
II. Этап вызова(2 мин.)
Пожалуйста, посмотрите на экран, какие ассоциации у вас возникают, когда вы видите эти изображения? (Холод, пустота, бездушие) Запишите самые яркие ассоциации в рабочие листы, лежащие на ваших столах. (2 мин.) Прочтите их (4-3 ученика). Если вам понравились какие – либо ассоциации ваших одноклассников, можете дополнить ваш список.(1 мин.)
III. Этап восприятия новой информации.(20 мин)
  1. Прочитайте фрагмент произведения. Чей это портрет? Подчеркните слова, которые помогают охарактеризовать персонажа.
 «… пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах… была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна.»
     2.Прочтите фрагмент произведения. Подчеркните в нем слова, которые, по-вашему, являются в нем ключевыми.
«Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой — наполовину в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях, пахнущих капустой, розовые кусты ещё давали - в третий раз за это лето — бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах»
Каким термином в литературе называется изображение картин природы?
Для чего Куприн использует пейзаж?
3.Как вы думаете, почему Куприн так часто использует слово «холодный» в раскрытии образа главной героини? Какой мы видим Веру Шеину в начале рассказа? Можно ли назвать ее живой и умеющей чувствовать?
Вера Николаевна ведет привычное, как бы дремотное существование, выразительно оттененное холодноватым осенним пейзажем засыпающей природы. Вера «независима и царственно спокойна». Это спокойствие разрушает Желтков.
4.С появлением на страницах рассказа Желткова внутреннее состояние Веры начинает меняться. Прочитайте фрагменты текста и проследите по ним, что происходит с героиней.
  • «Точно кровь!» – подумала с неожиданной тревогой Вера»
  • «Вера хотя была встревожена, но не удивилась и не пришла в замешательство. Ночью, когда муж пришел к ней в постель, она вдруг сказала ему, повернувшись к стене:
– Оставь меня, – я знаю, что этот человек убьет себя»
  • «Целый день она ходила по цветнику и по фруктовому саду. Беспокойство, которое росло в ней с минуты на минуту, как будто не давало ей сидеть на месте. И все ее мысли были прикованы к тому неведомому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли когда-нибудь увидит, к этому смешному Пе Пе Же»
  • «Она пришла к мужу с покрасневшими от слез глазами и вздутыми губами…»
  • «Наискось комнаты лежал на столе Желтков. Голова его покоилась очень низко, точно нарочно ему, трупу, которому все равно, подсунули маленькую мягкую подушку. Глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь. Она вспомнила, что то же самое умиротворенное выражение она видела на масках великих страдальцев — Пушкина и Наполеона»
  • «Она узнала с первых аккордов это исключительное, единственное по глубине произведение. И душа ее как будто бы раздвоилась. Она единовременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. Вспомнила слова генерала Аносова и спросила себя: почему этот человек заставил ее слушать именно это бетховенское произведение, и еще против ее желания?»
  • «Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала. Дерево мягко сотрясалось. Налетел легкий ветер и, точно сочувствуя ей, зашелестел листьями»
                                                IV. Этап обобщения (3 мин.)
Уже посланные Желтковым письмо и подарок — браслет с пятью густо-красными («точно кровь») гранатами — вызывают «неожиданную» тревогу у героини. С этого момента нарастает мучительное для нее ожидание несчастья, вплоть до предощущения смерти Желткова. Прощание Веры с прахом молодого человека, их единственное «свидание» — поворотный момент в ее внутреннем состоянии. На лице усопшего она прочла «то же самое умиротворенное выражение», как «на масках великих страдальцев — Пушкина и Наполеона». «В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее».
VI. Подведение итогов.
О чем рассказ А.И. Куприна «Гранатовый браслет»? Пожалуйста, сформулируйте и запишите ответ. (2-3 предложения)
Рассказ не о возникновении любви Веры, а именно о ее душевном пробуждении, протекающем сначала в сфере предчувствий, а затем — внутренних противоречий.
Подумайте дома:
1.Как вы думаете, только ли дутый золотой браслет подарил Желтков княгине Шеиной?
2.Чувства, которые начинает испытывать Вера, вряд ли можно назвать радостными и приятными. Так почему же Куприн так воспевает страдания княжны Шеиной?

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»