Урок литературы в 10 классе с использованием технологии проблемного обучения
Человек в творчестве Ф.М. Достоевского
Селивановская Галина Александровна
Используется .В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания являются более прочными.
Подбор заданий урока стимулирует самостоятельную мысль, дает возможность выразить свое отношение к поднимаемым в произведениях проблемам, выявить уровень сформированности у учащихся основных учебных умений, соответствующих ряду важнейших предметных компетенций – читательских, литературоведческих и речевых.
В зависимости от подготовленности класса этот урок может проводиться либо перед изучением романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», либо как завершающий изучение творчества писателя.
Образовательная и воспитательная цели урока здесь неотделимы друг от друга:
Донести до десятиклассников глубину, сложность и противоречивость художественного мира Достоевского, причём сделать это так, чтобы ребята почувствовали, как важно не упустить для себя возможности разобраться в трудных вопросах, которые задаёт Достоевский.
Жанр урока – философское размышление – предполагает , естественно, дальнейшую работу, здесь мы -- в начале пути: умение сформулировать свои вопросы по проблеме – это одна из важнейших частей данного урока.
Ход урока
Учитель читает стихотворение Беллы Ахмадулиной, как будто обращаясь непосредственно к каждому сидящему в классе:
Ты человек, ты баловень природы,
Ты в ней возник, в её добре, тепле,
Возьми себе урок её свободы,
Не обмани её любви к тебе.
Страдает и желает совершенства
Души твоей таинственная суть,
Так в совпаденье муки и блаженства
Вершит земля свой непреложный путь.
Ты созидаешь сам себя и лепишь,
И никому неведомым резцом
Ты форму от бесформенности лечишь
И сам себе приходишься творцом…
Какое отношение это стихотворение имеет к теме урока «Человек в творчестве Ф.М.Достоевского», предстоит выяснить в конце урока (текст стихотворения выдан каждому ученику). Однако для учителя важно, что стихотворение Б. Ахмадулиной послужило своеобразным мостиком от сегодняшнего сознания к философии Ф.М.Достоевского. Кроме того всегда важно подключать эмоции – только с их помощью включается воображение и гораздо более эффективно усваивается любая информация.
Далее учащиеся обращаются к материалам, которые выданы каждому, и у ребят есть возможность на любом этапе урока вернуться к той или иной цитате, чтобы поразмышлять над ней, особенно в ходе выполнения письменного задания.
Слушая учителя, десятиклассники фиксируют свои вопросы на листочках – об этом задании им нужно напоминать и делать паузы для того, чтобы у них была возможность для ведения записей.
В конце урока надо выслушать каждого, предложив выразить главное, что волновало на уроке: возникший вопрос, трудную проблему, суждение и т.д.
Задания, которые выполняли ребята, -- это материал, на основе которого учитель может отследить, насколько грамотно был построен урок, чтобы не отпугнуть детей сложностью материала, и к каким вопросам следует вернуться в дальнейшем.