Юлаева Ирина Алексеевна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
ГБОУ школы №580 Приморского района Санкт-Петербурга
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. Проблема результативности обучения, качества образования-одна из актуальных и приоритетных в системе современного российского образования .Одним из важных направлений решения этой проблемы является разработка и внедрение новых педагогических технологий. В основе многих из них - принцип гуманизации образования, обращение к личности и индивидуальности каждого ученика. Как сформировать у растущей личности умение жить, умение достичь жизненного успеха в сложном, быстроменяющемся современном социуме? Необходимо отказаться от репродуктивного усвоения знаний, перейти от информационно-накопительного обучения к личностно-ориентированному, в основе которого- создание ценностного и конструктивного стиля мышления, мотивация достижения высоких результатов, что и составляет «фундамент» готовности каждого ученика к самообразованию, к самостоятельному добыванию нужной информации из различных источников. Кроме того, принцип гуманизации предполагает переход к такой образовательной системе современной школы, где педагог (взрослая личность) и ученик (растущая личность) выступают равноправными субъектами образовательного процесса. Реализовать подобную модель обучения, которая обеспечивает достижение результата, соответствующего цели гуманизации, и повышает качество образования, позволяют акмеологические технологии.
Акмеология в образовании-это наука о закономерностях целостного и устойчивого развития человека. Акмеологические технологии направлены на целостное и устойчивое развитие обучающихся, на достижение успеха каждым учеником, на формирование устойчивой внутренней мотивации. Акмеологические технологии «созвучны» многим другим современным педагогическим технологиям ( в частности, технологии развивающего обучения), поскольку её несомненными сильными сторонами является следующее:
- ориентация на достижение личностного успеха;
-развитие и воспитание ученика на основе устойчивой внутренней мотивации, приоритета
духовных и нравственных ценностей;
-саморазвитие ученика как субъекта познавательной деятельности, способной к сотрудничеству;
-тактика наращивания успешности в обучении с опорой на опережающее обучение.
Отличительной особенностью акмеологических технологий являются специфические структурные компоненты - стадии саморазвития ученика:
- самоактуализация, потребность в достижениях;
- самоанализ своих проблем и достижений;
- самооценка своих результатов;
- самореализация в творчестве;
- саморегуляция своей работы;
- развитие самосознания ученика как субъекта образования
И блоки параллельного педагогического воздействия, а именно:
- развитие творчества;
- рефлексия;
- сохранение работоспособности;
- общение и сотрудничество.
Акмеологическая технология особенно эффективно «работает» в рамках определённой учебной темы, раздела программы по конкретному предмету, позволяя выделить блоки уроков по каждому этапу саморазвития обучающихся. В качестве наглядного примера предлагается авторская методическая разработка «Проектирование акмеологических технологий в учебной теме», которая включает приёмы работы и творческие задания для обучающихся 11-х классов в процессе изучения творчества И.А.Бунина (количество уроков в теме-14).