2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
Фильм
С музыкальным сопровождением -
Пьеса П И Чайковского «Апрель»
СЛАЙД №2
«Название темы: «Признаки весны»»
СЛАЙД №3
«Признаки весны»
Словарная работа
СЛАЙД №4
«Март»
СЛАЙД №5
«Апрель»
СЛАЙД №6
«Май»
Физкультминутка
|
- Прежде чем объявить тему урока, послушайте загадки:
- Солнце греет всё теплей
Начинается капель.
Снег с полей бежит ручьями
Время года угадали? /весна/
- Тает снежок, ожил лужок
День прибывает.
Когда это бывает? /весной/
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? /о весне/
Прислушайтесь к звукам природы, послушайте песенку весны (звучат звуки природы и веселая песенка «Что за музыка на улице слышна?»).
-Вам понравилась мелодия? (Релаксация.
^ Учитель показывает изображения веселого, грустного и безразличного человека). После прослушанного у детей радостное настроение.
-Ребята, я сегодня встретила доброго волшебника. Он подарил мне веточки с распустившимися листочками. Это тоже привет от весны. Как вы думаете, можно ломать веточки ? /Нет. Потому что мы губим деревья./
- Итак, сейчас весна. Она приходит не сразу. Вот что порой бывает.
^ Ученица читает стихотворение А. Л. Барто «Куда весна пропала?»
Не знаю, почему же
Весна все не идет?
Опять замерзли лужи,
Похрустывает лед.
А мы плащи надели
Еще на той неделе.
Куда весна пропала?
Куда девалась вдруг?
А вдруг она попала
Куда-нибудь на юг
И там осталась где-то?..
Но там все время лето,
Там нет морозных дней,
А нам весна нужней!
- Нам необходимо выяснить, по каким признакам мы определяем, что весна наступила. Тема урока: «Признаки весны».
- Скажите, какое сейчас время года?/весна/
- А какое время года она сменяет? /зиму/
- Назовите мне признаки зимы. /становится холоднее, птицы улетают на юг, люди одеваются теплее, льдом покрывается речка, кругом снег и т.д./
- А чем весна отличается от зимы? /Дети на основе сюжетных картинок называют: становится теплее, птицы возвращаются с юга, на деревьях набухают почки, всё кругом тает, капает с крыш и т.д./
Выделяются основные слова: весна, солнышко, капель, ручеёк. Подбираются определения, составляются простые предложения: солнце улыбается, ручеек журчит, тает снег, капель звенит; приходит, наступает весна.
- Ребята, а кто сможет мне назвать весенние месяцы? (Март, апрель, май).
- А знаете ли вы, что весна приходит не сразу, а постепенно. Ведь в природе бывает 3 весны: весна света, весна воды, весна травы.
- МАРТ – первый месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает, по –тихоньку природа начинает просыпаться от зимнего сна.
^ Ученица читает стихотворение Я.Акима «Март»
- Треплет ветер за окном
Дерево без листьев,
Воробей сидит на нем,
Перышки почистив.
Погляжу на воробья –
Весело качается!
Понимаем, он и я,
Что зима кончается.
- АПРЕЛЬ – второй месяц весны, месяц последнего снега. Про апрель говорят, что он водою славен, проворные ручьи клокочут, сбегая в лощины и овраги. Кругом появляются лужи и первая молодая травка.
^ Трое учеников читают стихотворение С.Маршак «Апрель».
- Апрель, апрель!
на дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
- МАЙ – третий месяц весны, месяц зелени. Лес в мае словно рождается заново. Всё в нём такое молодое, лёгкое. Обряжаются березняки, ткут пёстрые узоры цветы на полянах, а по оврагам черёмуха развешивает нежные облака.
- Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки
Тихо засыпают,
Головой качают
Только нам не спится
Будем мы трудиться.
|
3. Совместное открытие новых знаний.
|
- Мы с вами говорили о весенних признаках.
- А теперь попробуем выделить признаки в нужном порядке из прочитанных мною стихотворений о весне.
1. «Всё ярче, ярче дни за днями,
Уж солнце жёлтыми кругами
В лесу деревья обвело».
/Солнышко стало ярче пригревать, дни стали длиннее/
2. «А рядом у проталинки в траве, между корней
Бежит, струится маленький, серебряный ручей»
- Проталины – места, где растаял снег, и открылась земля. Раньше всего проталины появляются там, где меньше снега./появились проталины, ручьи/
3. «Ручьи, журча, и извиваясь,
И меж собой перекликаясь,
В долину шумную спешат. /появились ручьи, лужи/
4. «А там по нивам на просторе
Река раскинулась, как море,
Стального зеркала светлей.
И речка к ней на середину
За льдиной выпускает льдину,
Как будто стаю лебедей»./начался ледоход на реке/
|
4. Первичное закрепление
СЛАЙД№7
«Картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели»»
СЛАЙД№ 8
«Птицы и их гнёзда»
СЛАЙД№ 9
«Первые цветы»
Физкультминутка
Разгадывание кроссворда
Игра «Четвертый лишний»
|
- А сейчас обратите внимание на картину А.К. Саврасова «Грачи прилетели» (слайд №7).
- Какое время года здесь изображено? А как вы догадались? Назовите эти признаки?
- Знаете ли вы, что это за птицы? /грачи/
Ведь грачи являются первыми вестниками весны, они открывают весну.
Картина так и называется «Грачи прилетели».
- А сейчас посмотрите на слайд (№8), рассмотрите птиц и их гнёзда.
- Какие птицы зимуют вместе с нами, а какие прилетают весной?/синица зимует, а так как грачи открывают весну, то следом за ними прилетают скворцы, позже жаворонки и быстрые ласточки. Песня жаворонка приносит людям много радости. Недаром в народе установился обычай печь булочки в виде жаворонка/.
- Какие гнёзда построили сами птицы, где им люди помогли? /построили кормушки, скворечники/.
- Нередко ребята разоряют птичьи гнёзда просто так, без нужды, из озорства. Они не думают, какой огромный вред приносят родной природе. Яйца птиц – это птичий клад. В каждом яйце скрыта жизнь – будущая птица. Птичий клад не надо трогать, иначе он может погибнуть и не принести людям радости. Да и птицы, почуяв человеческий запах, бросают свои гнёзда.
- А сейчас обратите внимание на эти цветы. Почему их называют первоцветами?/ они первые появляются и цветут/
- В апреле фестиваль цветов открывает мать-и-мачеха. Следом за ней пестреют цветы медуницы, затем появляется первый подснежник, радуя людей своей красотой.
- Ребята, многие цветы взяты под охрану. Одним из таких цветов является сон-трава. Как вы думаете, почему это происходит?
- Дует ветер нам в лицо
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше, выше.
- Нет в кроссворде гласных букв –
Они висят на ветке.
Ты буквы нужные сорви,
Поставь в пустые клетки.
И прочитаешь ты слова.
Кроссворд – зарядка для ума.
Р
|
|
Ч
|
|
Й
|
|
|
К
|
|
П
|
|
Л
|
Ь
|
|
В
|
|
С
|
Н
|
|
|
|
Д
|
|
Ж
|
Д
|
Ь
|
|
|
В
|
|
Р
|
|
Б
|
|
Й
|
- Слова составил? Не робей!
В строке последней – воробей.
Из группы слов назвать лишнее.
1. Март, апрель, январь, март
2. Медвежонок, лисёнок, телёнок, бельчонок
3. Снегопад, капель, дождик, ручьи.
|
7. Итог урока
СЛАЙД № 12 «Весна: природа пробуждается»
|
- Скоро кончится урок,
Прозвенит для вас звонок.
Про весну вы рассказали
И загадки отгадали.
Солнце ярче светит,
Тает снег в полях,
Ручейки весенние весело звенят.
Птицы прилетели –
Весело галдят!
- По каким признакам люди узнают весну? /таяние снега, ледоход на реке, цветение первоцветов, прилёт птиц из тёплых стран, появление насекомых и т.д./
- Какова главная причина весенних явлений? (солнце светит ярче, становится теплее)
- Что нового узнали на уроке?
- У вас на столах лежат вырезанные из бумаги листочки и снежинки. Если вам понравился урок и в вашей душе зажёгся весенний лучик, прикрепите зелёный листочек к улыбающемуся смайлику, а если ваша душа осталась холодной, и вам было неинтересно – к грустному.
-На этом наш урок закончился, вы все хорошо работали, молодцы. Всем спасибо
|