Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Групповые формы обучения на уроке информатики и ИКТ

Тютиков Юрий Сергеевич

 

 

Содержание

Содержание. 2

Введение.2

I.   Концептосновы.6

1.1.   ФГОС: групповые формы обучения. 7

1.2.   Организация работы в группах на уроках информатики.15

1.3.   Роль групповых форм обучения для достижения результатов ФГОС.19

Литература.25

Введение.

Информатика и ИКТ -  один из «молодых» предметов в школьном курсе. Но из-за стремительного развития и перспектив данного направления менялись требования к назначению, содержанию и подходам в его преподавании.

На сегодняшний день учащиеся имеют большие возможности работы на компьютере кроме школьных уроков информатики и ИКТ: дополнительные занятия в кружках, посвящённых отдельным технологиям; работа в компьютерных клубах; наличие компьютера дома.

Если такая работа не имеет определённой организации и тематической направленности, то это может привести к нежелательным последствиям:

·  у некоторых детей формируется ложная уверенность, что они хорошо разбираются в информатике, а с компьютером вообще на «ты». Практический опыт показывает, что даже при сегодняшнем уровне развития данной сферы, ученики часто путают назначение предметов «Информатика» и «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) ».;

·  если назначение знаний и умений, полученных на уроках ИКТ, очевидно, то практическое применение знаниям, полученным на уроках информатики, за пределами данного предмета ученики видят не всегда. Нет достаточной уверенности в том, что «Информатика и ИКТ» – это «инструмент», который можно использовать в любой предметной области;

·  учащиеся одной возрастной группы имеют разный уровень психологической подготовленности при работе на компьютере.

Актуальность групповой формы обученияочевидна, так как данная методика позволяет использовать дифференцированное обучение в классах с разным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения школьников, побуждает их к рефлексивной деятельности.

Цель работызаключается в теоретическом обосновании педагогических путей повышения эффективности формирования навыков самоконтроля в учебной деятельности учащихся, в исследовании коллективных форм обучения в средней школе, как одного из важнейших показателей развития личности учащегося.

Целью учителя информатики и ИКТ, является содействие формированию личности, способной жить в условиях информационного общества.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

·создание условий для формирования элементов информационной культуры учащихся;

·создание условий для овладения навыками самообразования и саморазвития;

·интеграция преподавания информатики и ИКТ с другими предметами;

·создание условий для выявления одаренности учащихся.

Формы обучения информатике

Формы обучения можно подразделить на учебные (урок, лекция, семинар, домашняя работа, экзамен и др.), внеурочные (консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и дополнительным программам) и вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания).

В большинстве современных публикаций различают общие формы обучения и формы организации учебно-воспитательного процесса.

Общие формы обучения делятся на фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников. В основу разделения общих форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия как между учителем и учащимися, так и между самими учениками.

Фронтальное обучениеприменяется, как и до появления информатики, при работе всех учащихся над одним и тем же содержанием или при усвоении одного и того же вида деятельности, и предполагает работу учителя со всем классом в едином темпе, с общими задачами. Эта традиционная организационная форма не теряет своего значения на уроках информатики и используется при реализации словесного, наглядного и практических методов, а также в процессе контроля знаний учащихся.

Коллективная форма обученияотличается от фронтальной тем, что учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив со своими лидерами и особенностями взаимодействия.

В групповых формахобучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различной основе и на различный срок. Это достаточно типичная форма обучения при использовании компьютерной техники, например, при освоении новых программных средств, при работе над проектами, при недостаточном количестве компьютеров и т.д. Эта форма может отражать реальное разделение труда в коллективе программистов, работающих над одной задачей.

При обучении в составе группы внутри нее возникает интенсивный обмен информацией, поэтому групповые формы эффективны в группах с участниками различного уровня подготовки и мотивации. Усвоение знаний и умений происходит результативнее при общении учащихся с более подготовленными товарищами.

В парном обученииосновное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимообучение или взаимоконтроль. Стоит заметить, что часто для учащегося помощь товарища оказывается полезнее, чем помощь учителя. Парная работа на компьютере изначально сформировалась из-за нехватки компьютеров. Позже было замечено, что даже при достаточном количестве компьютерной техники парная работа бывает полезна в начале обучения или при освоении новой сложной темы. Однако в настоящее время действующими СанПиН парные методы работы за одним компьютером не рекомендуются. Поэтому в современных условиях работа в парах должна предполагать чередование: один ученик за компьютером, второй выполняет некомпьютерную часть работы и наоборот.

Разработаны формы обучения, когда пары учеников меняются в определенной последовательности, что позволяет интегрировать парную форму обучения с коллективной.

Индивидуальная форма обученияподразумевает взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, тьюторство, консультации и т.п.).

В условиях компьютерного урока информатики управлять индивидуальной деятельностью учащихся достаточно сложно: ситуация за каждым компьютером практически уникальна. Выход для учителя состоит в том, чтобы привлечь к обучению сильных учащихся (в том числе в рамках парной работы), автоформализовать собственный педагогический опыт в виде обучающих программ, использовать имеющиеся программные средства и информационные ресурсы.

Форма организации обучения– ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения.

Компьютер возрождает индивидуальные формы обучения.За счет тиражирования информации в педагогических программных средствах, мультимедийных учебных курсах, использования ресурсов Интернет сохраняется и преимущество фронтальных форм: возможность учиться у лучших учителей и использовать различные источники информации. Компьютер снимает противоречие между массовостью и индивидуальностью обучения.

Одна из важнейших задач учителя – сформировать у учащегося навыки самостоятельной познавательной деятельности.

                         I.                Концептосновы.

Система обучения в современной школе перестаёт быть ориентированной только на уровне «знания» и «понимания». Ученики должны приобрести навыки: думать, понимать суть, осмысливать идеи и концепции и уже на основе этого уметь искать нужную информацию, трактовать её и применять в конкретных условиях, формулировать и отстаивать собственное мнение.

Главной особенностью групповой формы организации обучения является то, что процесс обучения происходит в общей деятельности. По сравнению  с индивидуальной работой по схеме «учитель - ученик» внутригрупповое сотрудничество решения тех же заданий повышает её эффективность почти на 10%.

Кроме того, каждый учитель должен понимать, что, кроме научных целей, важно, чтобы в процессе взаимодействия, которое происходит в группе, понималась ценность других людей и формировалась потребность в общении с ними, в их поддержке.

Групповая форма организации обучения должна своевременно решать три основные задания:

·                        Конкретно-познавательное, которое связано с научной ситуацией;

·                        Коммуникативно-развивающее, в процессе которого приобретаются навыки общения в середине и за пределами данной группы;

·                        Социально ориентировочное, которое воспитывает гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в государстве.  

  

1.1.         ФГОС: групповые формы обучения

ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, и в частности:

•      готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

•      умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

Помимо усвоения знаний и умений в предметной области «Информатика» стандарт предусматривает, что программы учебных предметов, курсов должны учитывать необходимость развития у обучающихся компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

Стандарт предполагает развитие у школьников умений применять средства и инструменты ИКТ в различных видах деятельности, формирования опыта переноса и применения этих умений в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.

В качестве результатов основного общего образования ФГОС ООО определяет: формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет.

Современный учитель должен отчетливо представлять роль информатизации в современном мире и в мире предвидимого будущего - мире, в котором ему предстоит жить и работать.

Те, кто уже взял курс на использование ИКТ в учебном процессе, хорошо понимают проблемы, с которыми им пришлось столкнуться. На первый план, безусловно, выходят проблемы организационного характера: не оборудовано автоматизированное место учителя, в кабинет с мультимедийной установкой попасть весьма затруднительно и т.д. Эти проблемы влекут за собой ряд мотивационных проблем: интерес угасает либоуже на этапе появившегося желания, либо на этапе попытки всё-таки провести приготовленный урок с применением ИКТ. А уж вопросы методического характера готовы рассматривать только самые настойчивые и имеющие дома все условия для долгих проб, поиска решений и обдумываний. Слабая материальная база и недостаточное финансирование только помогают накапливанию нерешённых проблем.

Но если вышеперечисленные проблемы относятся ко всему образовательному процессу, то урок информатики столкнулся с настоящим «двуглавым орлом». В соответствии с п. 26 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N196 (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 N617), наполняемость классов общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся. Согласно п. 31 Типового положения, при проведении занятий по информатике допускается деление класса на две группы: в городских общеобразовательных учреждениях при наполняемости класса 25 человек и в сельских - не менее 20 человек. В соответствии с п. 2.9.12. СанПиН 2.4.2.1178-02 (утв. Постановлением от 28 ноября 2002 г. N44,(в ред. Постановления от 23.07.2008 N45)), при использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) и проведение профилактических мероприятий должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03) утверждены Постановлением от 3 июня 2003 г. N118 (в ред. от 25.04.2007 N22). А в соответствии с п. 4.16. в Приложении 7,не допускается одновременное использование одного ВДТ для двух и более детей независимо от их возраста. При проведении занятий по информатике в общеобразовательном учреждении должны быть учтены вышеприведенные нормы. Возникает вопрос: как организовать урок, если в классе 20-24 человека, а рабочих мест ученика с компьютером – 12, а то и меньше?

На помощь приходят технологии группового обучения. Они способны оптимизировать учебный процесс, сделать его более эффективным и личностно-ориентированным.

ФГОС требуют, чтобы выпускники обладали рядом общих компетенций, которые необходимо формировать из урока в урок. Групповая работа на уроке помогает формировать несколько общих компетенций. Это, прежде всего, умение организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество, умение принимать решения в нестандартных ситуациях, осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения задач (умение работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с другими студентами, умение ставить цели, мотивировать деятельность свою и своих товарищей, с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

Групповая работа позволяет каждому проявить свою индивидуальность, разобраться в неясных вопросах и, таким образом, каждый имеет возможность реализовать свои знания на практике.

По В.К.Дьяченко,организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение. [3; 104][1]К групповым способам обучения можно отнести:

- классно-урочную организацию;

 

- лекционно-семинарскую систему;

- формы дифференциации учебного процесса;

- дидактические игры;

- бригадно-лабораторный метод;

- метод проектов.

Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутри-классные групповые.

Можно выделить пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:

1) Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.

2) Работа в статичных парах.

3) Групповая работа (на принципах дифференциации).

4) Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).

5) Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.

При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

X. Й. Лийметcутверждает, что фронтальная работа (школьная лекция, рассказ учителя, беседа, объяснение, фрон­тальный контроль) не является коллективной формой организа­ции учебной работы. «Коллективная работа в настоящем смысле этого слова возникает на базе дифференцированной груп­повой работы» [2] [12; с. 16]. При этом X. Й. Лийметс в качестве признаков коллективной учебной работы выдвигает следующие:

1)    класс воспринимает данное учителем зада­ние как задание, за которое класс несет ответственность как коллектив и получает соответствующую социальную оценку;

2)     организация выполнения задания ложится на плечи самого класса и отдельных групп под педагогическим руководством учителя;

3)    действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому ученику лучше проявить себя в общей деятельности;

4)    есть взаимный контроль и ответственность перед классом и группой.[3]  [12; с. 16; 62,с. 93—94].

Для мировой педагогики нового столетия характерен переход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. Переход классно-урочной системы от фронтальной к индивидуальным и групповым формам работы – это требование времени, а не дань моде. И в этой связи представляется не совсем оправданным то скромное место, которое пока еще занимает в школе групповая работа.

Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Классификационные параметры технологии

По уровню применения:все уровни.

По философской основе:приспосабливающаяся.

По основному фактору развития: социогенная.

По концепции усвоения: приспосабливающаяся.

По ориентации на личностные структуры: приспосабливающаяся.

По характеру содержания: проникающая.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп

По организационным формам: классно-урочная, академическая + клубная, групповая

По подходу к ребенку: сотрудничество.

По преобладающему методу:диалогическая.

По категории обучаемых: все категории.

Акценты целей

• Обеспечение активности учебного процесса.

• Достижение высокого уровня усвоения содержания.

Концептуальные позиции

Гипотеза: способ организации деятельности детей является особым фактором совместной (коллективной) деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

- взаимное обогащение учащихся в группе;

- организацию совместных действий, ведущую к активизации учебнопознавательных процессов;

- распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);

- коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;

- обмен способами действия - задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности - решения; про блемы;

- взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;

- рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Особенности организации

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на у рой являются:

- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

1.2.             Организация работы в группах на уроках информатики.

Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов и т.п. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации.

Учащиеся старшей школы с большой готовностью работают в группе. Однако в средних классах имеет смысл вводить такие формы работы и формировать навык совместного решения проблемных ситуаций и задач. Тогда в старших классах ребята будут уже подготовлены, и групповая работа не вызовет сопротивления или несерьёзного отношения, не будет восприниматься как пауза для отдыха “пока другие решают”

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1.                   Подготовка к выполнению группового задания.

·            Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

·            Инструктаж о последовательности работы.

·            Раздача дидактического материала по группам.

2.                   Групповая работа.

·          Знакомство с материалом, планирование работы в группе

·          Распределение заданий внутри группы.

·          Индивидуальное выполнение задания.

·          Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

3.                   Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения). Подведение итогов группового задания.

·            Заключительная часть.

·            Сообщение о результатах работы в группах.

·             Анализ познавательной задачи, рефлексия.

·            Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Опыт показывает, что если вводную часть взять за единицу времени, то групповая работа должна продолжаться примерно 6 и заключительная часть - 2 единицы.

Величина групп может варьироваться от 3 до 6 человек. Состав группы должен зависеть от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. Группы формируются в зависимости от уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, - это позволит им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. Не следует объединять в одну группу негативно настроенных друг другу учащихся.

Организовать группы и раздать им задания недостаточно для того, чтобы была организована групповая работа. Если у учащихся нет опыта группой работы, учитель должен чётко сформулировать задания для каждой группы, план и этапы работы. Со временем они должны научиться делать это самостоятельно. Если кроме этого учитель не оговаривает задания для каждого члена группы, тогда от результатов выполнения каждого будет зависеть успех всей группы. Для каждой группы можно отобрать задания разного уровня сложности или предложить одну задачу и повысить мотивацию, начинать групповую работу лучше с опорой на те умения и знания, которые есть у учащихся.

Групповая форма работы может быть эффективной при проверке домашних заданий, хорошо оправдывают себя проблемные задания. Их ценность в том, часть заданий предусматривает выполнение интересных, связанных с изучаемым материалом опытов, которые затем учащимся всего класса показывают сами авторы.

Поскольку групповые формы работы способствуют решению не только образовательных задач, но и воспитательных, они должны обязательно применяться хотя бы время от времени, причём независимо от особенностей класса и навыков проведения таких уроков у учителя.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

Важно обозначить правила работы в группе и определить систему оценок: Будет ли оцениваться вклад каждого участника либо результат группы в целом, по каким показателям будет производиться оценка…. Например, учитель (или наблюдатель от класса) могут отслеживать и оценивать то, как участники слушают друг друга, помогают друг другу, вместе решают возникшую проблему. Можно включить некоторый элемент соревнования между группами. Также необходимо оговорить, что процесс выполнения задания в группе должен осуществляться на основе обмена мнениями, оценками. Или другой вариант: каждый ученик получает своё задание, от успешности выполнения которого будет зависеть общий результат и оценка работы группы. И здесь важно, чтобы другие члены группы не брали на себя выполнение тех частных задач, с которыми не справились другие, а оказывали лишь частичную консультативную помощь в выполнении отдельного фрагмента.

В конце занятия, выработанные каждой группой решения обсуждаются всем классом. Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда учитель (или класс, или группа наблюдателей) выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы. Оценка работы группы не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы отдельных групп или учеников

Итак, не любое совместное выполнение на уроке задания группой учащихся класса можно назвать групповой формой организации работы. Это происходит, если выполняются следующие условия:

·  на данном уроке класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, в идеале – учащиеся сами распределяются по группам в зависимости от своих симпатий и поставленной перед ними задачи;

·  состав группы не может быть неизменным, он должен быть таким, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы;

·  каждая группа получает задание или выбирает его самостоятельно из числа заданий, предложенных учителем, и выполняет его сообща под руководством коллективно выбранного лидера группы;

·  учитывается и оценивается вклад в выполнение задания каждого члена группы.

Положительные стороны групповой формы работы

1.                    Повышается учебная и познавательная мотивация учеников.

2.                    Снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

3.                    В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу.

4.                    Групповая работа способствует улучшению психологического климата, а классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

Отрицательные стороны и трудности организации групповой работы на уроке.

Часто учащихся объединяют в группы по принципу “сильный - слабый”. При таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный. Нередко более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу. Поэтому объединение партнёров с разным интеллектуальным уровнем целесообразно только в редких случаях и требует определённой организации – надо так организовать совместную деятельность таких партнеров, чтобы она вынуждала работать всех. Например, это произойдёт, если результат оценивается по тому, насколько активны все ученики. Либо задание для группы даётся таким образом, что каждый получает свой “участок работы” и достичь результата можно только при условии, что каждый выполнит свой фрагмент общего задания. Ещё один способ максимально активизировать всех учеников в группе: вначале предложить решить задачу самостоятельно, затем обсудить в группе каждое индивидуальное решение (не вынося критических оценок) и в конце выработать одно решение от группы.

1.3.        Роль групповых форм обучения для достижения результатов ФГОС.

В новом федеральном государственном образовательном стандарте акценты смещены с минимума содержания на требования к результату образования.

В чем отличие нового стандарта от предыдущих?

Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования.

Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

Третье отличие – это структура построения. ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным запросам личности, общества и государства.

Главная цель введения ФГОС заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

Поэтому главным умением XXIвека становится умение учиться. Именно такие результаты заложены в ФГОС второго поколения.

Значительным недостатком российских школьников является отсутствие навыков применения полученных в школе знаний и умений в контексте жизненных ситуаций. Действительно, жизнь совсем не похожа на задачи, которые ученики решают в школе; каждая возникающая жизненная проблема, по меньшей мере, обладает новизной. Один из возможных способов подготовки школьников к решению новых задач — формирование универсальных учебных действий.

Информатика определена как школьный предмет, способный повысить эффективность учебной деятельности, поддержать процессы интеграции знаний ученика, выбрать индивидуальный путь саморазвития, самообразования, реализации знаний. В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» универсальные учебные действия эффективно развиваются через проектно-исследовательскую деятельность.

Основные отличия этой образовательной технологии от других видов деятельности: направленность на достижение конкретных целей; координированное выполнение взаимосвязанных действий; ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и концом; в определённой степени неповторимость и уникальность.

Через нестандартные уроки можно стимулировать развитие личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий, как того и требуют новые ФГОС, развивать познавательный интерес к информатике, получение прочных, качественных знаний

При наличии 1-2 часов в неделю трудно добиться устойчивых навыков у обучающихся. Обработка хотя и необходимых, но скучных упражнений на закрепление того или иного навыка высокого результата не дают. Сложилась необходимость преодоления подобных затруднений. Метод проектов играет в данной ситуации значительную роль.

Ценность предмета «Информатика и ИКТ» состоит в его прикладной стороне: живут только те знания, которые находят применение на практике. Особое место в формировании практических навыков занимает организация проектной деятельности в урочное и внеурочное время.

В чем же новизна современного урока в условиях введения ФГОС?

Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Какие требования предъявляются к современному уроку?

·               хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

·               учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

·               урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

·                учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

·               вывод делают сами учащиеся;

·               минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

·               времясбережение и здоровьесбережение;

·               в центре внимания урока — дети;

·               умение демонстрировать методическое искусство учителя;

·               планирование обратной связи;

·               урок должен быть добрым.

Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя  и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно - иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?

Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

1. Урок изучения нового.

Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

2. Урок закрепления знаний.

 Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний.

 Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Это: контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации  условий, провоцирующих детское действие.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1.                     Абасов З.В. Форма обучения – групповая работа. М.: Просвещение, 1998. 340 с.

2.                     Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие М., 1989.

3.                     Захарова И.Г. «Информационные технологии в образовании». – 3-е изд., стер. – М:.: Издательский центр «Академия», 2007.

4.                     Золотова А.В. Коллективная работа на уроках М., 1989.

5.                     «Информатика», Еженедельная методическая газета для учителей информатики, www.1september.ru.

6.                     Клюева Н.В. Успешность обучения при групповой форме его организации Ленинград 1987.

7.                      Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся Рязань 1997.

8.                     Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. Спб.: Педагогика, 2000. 201 с.

9.                     Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности М., 1980.

10.                Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке М., 1975.

11.                Мкртчян М.А. Коллективный способ обучения. Практический курс Саяногорск, 1990.

12.                Танцоров С.Г. Групповая работа в развивающем обучении. Рига : Эксперемент, 1997. 100 с.

13.                Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996.

14.                Педагогика \ Под ред. Ю.К. Бабанского М., 1983.

15.                Первые шаги перехода от группового способа обучения (ГСО) к коллективному способу обучения (КСО): методические рекомендации Красноярск, 1985.

16.                Снопков В.Т. Уроки и проблемы. Коллективный способ обучения, Красноярск, 1995.

17.                Теоретические основы и практика коллективных занятий Л. 1991.

18.                  Угринович Н. «Информатика и информационные технологии» М.: Бином, 2003

19.                 Цукерман Г.А. Предметность совместной учебной деятельности 1990.

20.                 http://festival.1september.ru/articles/500078/

21.                http://stergalina.ucoz.ru/load/tekhnologii_gruppovogo_obuchenija_na_uroke_informatiki_kak_znachimyj_instrument_reshenija_odnoj_iz_sovremennykh_problem_informatizacii_obrazovanija/1-1-0-21

22.                  http://rodtm.ucoz.ru/publ/v_pomoshh_uchitelju/voprosy_metodiki/gruppovye_tekhnologii/17-1-0-16

 

 


[1]Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие М., 1989. Стр.104

 

[2]Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке М., 1975.

[3]Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке М., 1975.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»