Проблема развития ИКТ компетенции у школьников
Ирина Викторовна Михайлова,
учитель английского языка
ГБОУ СОШ № 327 г.Санкт-Петербурга
Вопрос о необходимости формирования ИКТ компетентности у школьников горячо обсуждается в течение многих лет, приобретя и противников, и сторонников.
Обсуждая данный вопрос, мы не можем не учитывать тот факт, что дети, переступающие порог школы, уже знакомы на практике с современными технологиями передачи и обработки информации, а школьники среднего звена активно пользуются интернетом.Но следует отметить, что школьник, который умеет работать в текстовом редакторе, пользоваться электронной почтой или Интернетом, не способен решать насущные практические задачи с помощью компьютера. Именно поэтому современный образовательный процесс должен использовать не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, которые предоставили бы возможность доступа к различным источникам информации, помогли удовлетворить интересы современного школьника. В наше время учитель должен считаться с тем, что информационно-коммуникационные технологии обучения прочно вошли в жизнь и поставить перед собой такие задачи, как расширить рамки образовательного процесса с помощью ИКТ, способствовать повышению мотивации учащихся в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания.
Однако нельзя не отметить тот факт, что существуют и проблемы развития ИКТ компетенций у школьников. Основная проблема заключается в том, что педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности. Исследования, выполненные Центром социологии образования РАО об использовании обучающих и демонстрационных компьютерных программ учителями, преподающими различные предметы, свидетельствуют о том, что процент учителей, использующих в своей деятельности ИКТ технологии, до сих пор остаётся низким (менее 30 %). В большинстве школ компьютеры используются просто как современные аналоги традиционных пишущих машинок или калькуляторов. А одним из главных условий внедрения информационных технологий в образовательные учреждения является тот факт, что с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, владеющие методикой приобщения школьников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий на качественно новом уровне.
Мы можем столкнуться и с другими проблемами при развитии ИКТ компетенций школьников: информационная образовательная среда школы, статус школы, академическая успеваемость школьников и др.
Очевидно, что использование в работе ИКТ (на уроке, в контроле знаний, во внеклассных мероприятиях и т.д.) делает интересной, эффективной и более творческой преподавание и изучение всех предметов, но во многих школах наблюдается слабая оснащенность классов современными средствами обучения.
В заключении хочется отметить, что если учитель учится постоянно, стремится к совершенствованию, применяет на практике современные методы обучении, то и его ученики обязательно будут успешными.