Литвинец Ирина Игоревна,
учитель информатики и ИКТ ГБОУ Гимназии№155
г. Санкт-Петербург
Цели: ввести понятие векторной графики и рассмотреть кодирование векторных изображений.
Задачи:
1. Образовательные – актуализировать основной материал по двоичному кодированию и познакомить учащихся с идеей векторного способа представления изображений в цифровом виде.
2. Развивающие – развивать познавательный интерес, наблюдательность, логическое мышление.
3. Воспитательные – повышать мотивацию учащегося путем использования интерактивных средств обучения, формировать информационную культуру.
4. Здоровьесберегающие – соблюдение санитарных норм при работе с компьютером, соблюдение правил техники безопасности, оптимальное сочетание форм и методов, исключающие переутомление.
Оборудование: интерактивная доска, презентации, раздаточный материал с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка отсутствующих.
2. Проверка домашнего задания.
3. Проверка ранее изученного материала. Актуализация знаний.
Работа с интерактивной доской (Приложение 1).
В зависимости от того, какой номер билета выбрал ученик, на экране появляются вопросы. После того, как учащийся дал ответ, правильный вариант высвечивается на доске.
Вопросы:
1) Что такое пиксель? (Крошечный фрагмент изображения, определённого цвета)
2) В чём заключается растровое кодирование? (Цвет каждого пикселя кодируется двоичным числом)
3) Как кодируется черно-белое изображение? (Каждый пиксель может быть либо чёрный, либо белый. Цвет белого пикселя кодируется 0, чёрного – 1)
4) Как кодируются пиксели в цветном изображении? (Цепочкой из 24 нулей и единиц)
5) Из каких основных цветов складываются оттенки? (Красный, зелёный, синий)
6) Сколько бит отводится на каждый из основных цветов? (По 8 бит)
7) Сколько различных оттенков основного цвета при этом можно закодировать? (256)
8) Сколько цветов включает в себя цветовая палитра современных компьютеров? (Более 16 млн., 16777216)
4. Изучение нового материала (Приложение 2)
Учащиеся записывают в тетрадях дату и тему урока «Векторное кодирование графической информации».
Графическая информация может быть представлена в виде векторного изображения. Beкторное изображение состоит из простых элементов, называемых примитивами: линий, окружностей, прямоугольников, закрашенных областей. То есть векторное изображение представляет собой графический объект, состоящий из элементарных отрезков и дуг.
Запишите в тетради: векторный способ кодирования – рисунок состоит из объектов – примитивов: отрезков, прямоугольников, окружностей и т.д.
Положение этих элементарных объектов определяется координатами точек и длиной радиуса. Для каждой линии указываются ее тип, толщина и цвет. Информация векторном изображении кодируется как обычная буквенно-цифровая и обрабатывается специальными программами.
Запишите в тетради: каждая из фигур может быть математически описана: прямоугольники и треугольники – координатами своих вершин, круги – координатами центров и радиусами.
К достоинствам векторной графики можно отнести то, что изображения занимают относительно небольшой объем памяти и могут легко масштабироваться без потери качества.К недостаткам векторной графикиотносят то, что она не позволяет получать изображения фотографического качества и изображения описываются тысячами команд.
Рисунки кодируются с помощью следующих команд:
Установить x, y – установить в качестве текущей точку с координатами (x, y);
Линия к x1, y1– нарисовать линию от текущей точки до точки с координатами (x, y), при этом точка (x1, y1) становится текущей;
Окружность x, y– нарисовать окружность с центром в точке (x, y) и радиусом ;
Прямоугольник x1, y1, x2, y2– нарисовать прямоугольник, где (x1, y1) – координаты левого верхнего, а (x2, y2) – правого нижнего угла этого прямоугольника.
5. Физкультминутка
http://videouroki.net (автор Дмитрий Тарасов )
Мультяшный герой входит в класс и проводит физкультминутку, при этом не только говорит, что нужно делать, но и сам показывает все выполняемые упражнения.
6. Обобщение и систематизация знаний(Приложение 2)
В системе координат необходимо восстановить рисунок по описанию. (Раздаточный материал – Приложение 3).Ученикам дается время на выполнение.Выполненные работы сдаются учителю. При выполнении заданий можно воспользоваться слайдами 11 – 14 презентации «Векторное кодирование графической информации» (Приложение 2)
7. Домашнее задание
§ 1.3 (с. 26 – 28), Рабочая тетрадь № 40, 41 (с. 32 – 35).
8. Подведение итогов. Рефлексия
Выставление отметок. Самооценка учащихся (Приложение 4).
Список литературы и Internet-ресурсов:
1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса.
2. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 6 класса.
3. Югова Н.Л., Хлобыстова И.Ю. Поурочные разработки по информатике: 6 класс.
4. http://videouroki.net – Физкультминутка (автор Дмитрий Тарасов ).