Ветвление и последовательная детализация алгоритма
Лихолетова Наталия Викторовна
Цели урока:
- ввести понятия разветвленного алгоритма, ветвления полной и неполной формы;
- научиться изображать разветвляющиеся алгоритмы в виде блок схемы;
- рассмотреть задачу с двухшаговой детализацией
Предметные - формирование знаний об алгоритмических конструкциях: знакомство с основными алгоритмическими структурами; полного и неполного ветвления, последовательности действий при решении задач, формирование навыка составлять блок-схемы.
Личностные - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
ИКТ-компетентность - основные пользовательские навыки, понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни.
План урока:
I. Организационный момент (3 мин.)
II. Актуализация опорных знаний (5 мин.)
III. Изучение нового материала (12 мин.)
IV. Закрепление изученного (20 мин.)
- Работа в парах.
- Самостоятельная работа (практическая работа на компьютере)
I. Организационный момент
Сегодня на уроке продолжим знакомиться с алгоритмическими конструкциями и графическим исполнителем.
II. Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос:
- Дайте определение алгоритму;
- Перечислите свойства алгоритма;
- Назовите способы записи алгоритмов;
- Какие алгоритмические конструкции вы знаете?
Вступительное слово учителя:
Каждый день, совершая определенные действия, мы выполняем какой-либо алгоритм.
Приведите, пожалуйста, примеры, из повседневной жизни, относящиеся к линейным алгоритмам. (Ученики приводят примеры линейных алгоритмов: посадки саженца в саду, приготовление кофе и т.д.)
К сожалению, в жизни линейные алгоритмы встречаются довольно редко. Всегда появляются какие-нибудь условия, которые изменяют алгоритм.
Например: вы умываетесь, чистите зубы и вдруг перестала идти вода или закончилась паста. Утром, собираясь в школу, мы обязательно посмотрим в окно: если идет дождь, то берем с собой зонт… (Ребята продолжают приводить примеры). Такие условия встречаются в нашей жизни довольно часто.
Работа с маршрутным листом урока.
Определите ситуацию, изображённую на картине.
Находясь на развилке двух (и более) дорог, русский богатырь выберет только одну в зависимости от своей цели и некоторого условия, написанного на камне.
Таким образом, появляется новый вид алгоритма.
– Как бы вы его назвали? (Разветвляющимся или «развилкой»).
– Попробуйте дать ему определение. (Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий).
А теперь определите тему нашего урока!
Работа с учебником (с.39-40) – выписать виды ветвлений.
IV. Закрепление изученного.
1. Работа в парах.
Каждая пара получает задание – составить блок – схему по одному из известных произведений.
2. Самостоятельная работа (практическая работа на компьютере).
V. Подведение итогов урока.