Проектная деятельность на уроках информатики в условиях реализации ФГОС
Лисецкая Наталья Владимировна,
заместитель директора по учебной работе,
учитель информатики ГБОУ СОШ № 237
Красносельского района Санкт-Петербурга
Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет гармоничного сочетания теории и практики в решении конкретных проблем. Организация учебного процесса подобным образом способствует самореализации учащегося за счет его умственных качеств, особенностей характера, а также творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых «продуктов». заместитель директора по учебной работе,
учитель информатики ГБОУ СОШ № 237
Красносельского района Санкт-Петербурга
Вся учебная деятельность, согласно ФГОС, должна строиться на основе системно-деятельностного подхода, целью которого является развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Пассивное восприятие учеником материала давно не приносит положительных результатов. Поэтому необходимо развивать у учащегося стремление к самостоятельной деятельности, к проявлению творческой активности посредством современных методов обучения, таких, например, как организация проектной деятельности.
Проектная деятельность учащихся - это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта; это творческое раскрытие личности ученика при самостоятельной работе[1].
Внедрение метода проектов становится все более актуальным в современной педагогике. И это не случайно, ведь правильно организованная самостоятельная работа над созданием проекта формирует культуру умственного труда учеников. А использование информационных технологий в процессе обучения позволяет каждому учителю превратить образовательный процесс в интересное творческое занятие, способное привлечь внимание даже самых слабых учащихся.
Основными отличиями этой образовательной технологии от других видов деятельности являются [2]:
- направленность на достижение конкретных целей;
- выполнение взаимосвязанных действий под контролем учителя;
- возможность создания и представления проекта в течение одного урока;
- в определённой степени неповторимость и уникальность.
Сама по себе проектная деятельность одновременно представляет собой совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания той или иной деятельности, а также способ организации процесса познания. Поэтому, если говорить о методе проектов, то имеется в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом[3].
А достижение этого результата зависит от умений детей самостоятельно мыслить, используя для этого знания из других дисциплин учебного курса, способности предвидеть свои результаты и проанализировать последствия разных вариантов решения, умения выявлять причинно-следственные связи. Именно на развитие этих умений и навыков направлена проектная деятельность.
Главной целью преподавания информатики в школе является необходимость обучения учащихся методологии решения задач в разных областях знаний. Однако существует ряд проблем, затрудняющих этот процесс [4]:
- слабая подготовленность учащихся;
- крайне низкий уровень мотивации учения (по всем дисциплинам);
- противоречия учебных программ, связанные с количеством отведенных на предмет часов и др.
Выход из сложившейся ситуации наметился с момента внедрения метода проекта на уроках информатики.
Технологический компонент информатики в ходе выполнения проектной работы нацеливает исследовательскую деятельность учащихся на достижение метапредметных результатов обучения, связанных с использованием средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, включая поиск, сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации.
Особенность проектной деятельности на уроках информационных технологий состоит в полной самостоятельности учащихся в процессе изучения нового материал с условием, что учитель выступает только лишь в роли консультанта во время работы над проектом.
Проектная деятельность всегда ориентирована на решение какой-либо проблемы. Но на уроках информатики учащиеся не решают проблемы, как таковые, - они выполняют ряд последовательных действий (алгоритм) и получают конечный результат. То есть, есть задача (например, выполнение рисунка), а её решение полностью зависит от индивидуальных особенностей мышления учащегося, степени овладения им информационными технологиями, возможности применения знания из других областей и т.д.
Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках информатики является средством формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь [5]:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельного обучения, в процессе которого ученик сам определяет учебную цель, средства и способы ее достижения;
- создают условия для реализации всех имеющихся способностей учащегося на основе «умения учиться» и всестороннего взаимодействия его со сверстниками и учителем;
- способствуют достижению успешных результатов в любой предметной области познания.
Результатом проектной деятельности учащихся, является интерес к изучению информатики, развитие познавательной активности учащихся; воспитание необходимости постоянного совершенствования, пополнения и обновления имеющихся знаний; развитие умений, позволяющих быстро ориентироваться в огромном потоке информации.
Таким образом, преимущества использования метода проектов на уроках информатики говорят сами за себя. Проектная деятельность позволяет решить значительную часть стоящих перед преподавателем проблем, в частности проблему мотивации к изучению предмета. А для учащегося обучение с помощью метода проекта помогает проявить творческие способности, активность и самостоятельность, а также способствует развитию умений применять теоретические знания в конкретных жизненных ситуациях.
Список литературы
- Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников. Работаем по новым стандартам. -М., 2011. -№2. –С.105-112.
- Жиркова В. С. Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики // Молодой ученый. - 2014. - №6. - С. 88-91.
- Семенова О.В. Проектная деятельность на уроках информатики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://открытыйурок.рф/статьи/413625/ (дата обращения 05.04.2019)
- Губанова, О. М. Теория и методика обучения информатике. Ч. 2. Частная методика : учеб.метод. пособие / О. М. Губанова, М. А. Родионов. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. – 76 с.
- Аглоткова Н.Н. Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках информатики как средства формирования универсальных учебных действий. /Материалы всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Интернет-технологии в образовании». В 2 частях: Часть 1, Чебоксары, 15 апреля – 19 мая 2012 г. – Чебоксары, 2012. – 241 с.