Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Поиск информации в сети Интернет

Банникова Надежда Александровна
Поиск информации в Интернет – один из первых по востребованности из сервисов Интернет. Навыки поиска информации сейчас необходимы каждому пользователю Интернет. Квалифицированный специалист любого профиля (как технического, так и гуманитарного) должен уметь находить (извлекать), обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров и других вычислительных и телекоммуникационных средств. Получить элементарные навыки поиска информации в Интернет, правильно организовать свою работу в Сети, сэкономив тем самым время, а «время – деньги», поможет сегодняшний урок.
Главное, понимать, найти в сети Интернет можно только то, что там есть. Интернет – не волшебник, который знает все)))
Если есть (был) человек, который поделился какой-либо информацией с миром и выложил ее в сеть Интернет, то есть вероятность ее найти.
Представим, что на одном из узлов Всемирной Паутины лежит информация – "некое что-то", и вот это "что-то" Вам вдруг или не совсем вдруг понадобилось. Если Вам известно где конкретно это «что-то» лежит – проблем не возникнет. А вот как быть в том случае, если Вы знать не знаете, где конкретно это «что-то» лежит? А если вообще Ваше понятие об этом «что-то» расплывчато? Каков шанс это «что-то» найти?
Для поиска в сети Интернет существуют помощники – каталоги и поисковые сервера.
Большинство систем поиска – это тематические каталоги. Пользоваться ими может любой, кто в состоянии найти нужный параграф по оглавлению в учебнике.
Они в основном перечисляют друг друга и те серверы, которые действительно систематически анализируют содержимое документов, появляющихся в сети Интернет, сохраняют результаты анализа в своих базах данных. Ну и это в конечном итоге дает возможность пользователю осуществлять быстрый и эффективный поиск по ключевым словам.
С поисковыми серверами все несколько иначе. Как «заставить» поисковый сервер понять, что вам действительно нужно вот именно это «что-то»? Как не получать в ответ на свой запрос ноль или несколько миллионов найденных ссылок? Как не получать в ответ на запрос о среде обитания морских котиков тысячи ссылок с ответами о среде, как дне неделе, о всех видах домашних котиков и иже с ними?
Итак, для удобства работы во Всемирной паутине существуют поисковые службы (или информационно-поисковые системы). Основная их задача – предоставить пользователю адреса web-страниц, по которым можно найти интересующую его информацию.
Можно разделить все информационно-поисковые системы на три вида:
  • поисковые каталоги
  • поисковые указатели
Это разделение абсолютно условно, потому что на сегодняшний день только ленивый поисковый каталог не предлагает и услуги поискового указателя. И наоборот, многие поисковики предлагают заранее сузить область поиска, выбрав ту или иную тему или область поиска. Однако сегодня мы увидим, что по результатам поиска между каталогами и указателями есть существенная разница.
 
Поисковые каталоги – принцип тот же, что и тематических каталогов библиотек. Обратившись по адресу поискового каталога, вы найдете на его основной странице сокращенный список крупных тематических категорий, например, Наука и Образование. Каждая запись в списке – это гиперссылка – далее более подробный каталог и так далее вплоть до конкретного списка веб-страниц. Таким образом, с помощью каталога можно достаточно быстро найти несколько сайтов, содержащих информацию по интересующей вас теме. На самих сайтах нужные страницы придется отыскивать самостоятельно. Можно заранее отметить, что если Вы будете искать «что-то» из узконаправленной тематики, то поиск в поисковом каталоге может не дать результата. Почему? Поисковые каталоги создаются вручную. Редакторы лично просматривают пространство WWW, отбирают то, что на их взгляд представляет общественный интерес и заносят соответствующие адреса в каталог.
Вы можете ознакомиться с работой поисковых каталогов по следующим адресам www.yahоо.cоm, www.looksmart.com, www.list.ru  (Продемонстрировать соответствующие сайты и привести примеры запросов)
 
Поисковые указатели – это большинство поисковых служб мира. Принцип их работы основан на так называемых «ключевых» словах. Эти ключевые слова Вы прописываете в специальном поле (строке) поиска. Поисковая система находит по своим базам данных (называемым индексами или указателями) адреса веб-ресурсов, в которых присутствуют ключевые слова, и выдает клиенту веб-страницу со ссылками на эти ресурсы. Такая веб-страница называется результирующей.
Вы можете ознакомиться с работой поисковых указателей по следующим адресам: www.gооgle.ru, www.yandex.ru, www.apоrt.ru и другие. (Продемонстрировать соответствующие сайты и привести примеры запросов)
 
Как «работает» поисковый указатель?
  • Сканирование веб-пространства.
Поисковая система круглосуточно с помощью специальных программ просматривает доступное пространство Интернета и копирует к себе все встреченные страницы. Сканирование осуществляется с помощью специальных программных средств. Их общее название – поисковые роботы. Каждый поисковый указатель имеет свою собственную программу, основанную на патентованном алгоритме.
  • Индексация ресурсов.
Обнаруженные поисковыми роботами страницы обрабатываются специальными программными средствами и из них составляется специальная база данных, именуемая указателем. Цель индексации – получить индексный файл, с помощью которого запрос клиента обрабатывается почти мгновенно. Каждая система проводит индексацию по своим алгоритмам, которые являются коммерческой тайной.
  • Поиск по запросу.
Поисковый указатель принимает запрос от пользователя в виде ключевых слов и отбирает ссылки на те ресурсы, которые соответствуют запросу. Высокая скорость поиска обеспечивается за счет первых двух этапов своей работы, благодаря которым поисковая машина при обработке запроса пользователя обращается не в Сеть, а в свою базу данных. Количество найденных страниц может быть очень велико, поэтому перед выдачей результатов клиенту происходит ранжирование результатов поиска. То есть система определят ценность каждого из найденных ресурсов и отсортировывает их так, чтобы наиболее ценные располагались в начале списка.
  • Формирование результирующей страницы.
Система формирует динамическую web-страницу оформленных результатов поиска.
 
Приемы простого поиска
  • Поиск группы слов
Слова "среда" или "обитания" дадут при поиске поодиночке большое число разнообразных ссылок, относящихся к совершенно различным темам, причем будет найдено много всего, не имеющего отношения к «среде обитания». Поэтому рекомендуется добавлять одно или два ключевых слова, связанных с искомой темой. Например, "среда обитания морских котиков». Также есть смысл сужать область вопроса. Например, если вы ищите информацию о легковом автомобиле ВАЗ, то запрос "автомобиль ВАЗ" выдаст более подходящие документы, чем "легковые автомобили". Количество слов в группе не ограничивается.
  • Поиск словоформ
В большинстве случаев поисковая система по умолчанию ищет все словоформы языка. Однако, можно указать поисковой системе не перебирать все словоформы слов из запроса при поиске. Во многих системах для этого используется восклицательный знак. Например, запрос "!кошкин" с большой вероятностью найдет страницы, цитирующие строчку из стихотворения "Кошкин дом".
  • Роль прописных букв
В случае если пользователь ввел в качестве запроса ключевое слово с прописной буквы, поисковая машина не найдет страниц, где содержится это слово, начинающееся со строчной буквы Поэтому заглавные буквы в запросе рекомендуется использовать только в именах собственных. Например, "город Чебоксары", "Иван Грозный ".
  • Значение подстановочных символов
Когда нет уверенности в том, что поисковая система правильно обрабатывает словоформы (то есть когда речь идет, например, об именах собственных или словах иностранного происхождения) поисковые системы позволяют использовать подстановочные символы. Чаще всего это символ "*" вместо любого количества любых символов до конца слова (как в маске файла). Например, если пользователь хочет найти страницы, содержащие слова "Чувашская республика", но устроит и республика Чувашия, тогда лучше сформировать запрос "республика Чуваш*".
  • Учет зарезервированных слов
Зарезервированными словами (стоп-словами) считаются те слова, которые не учитываются при поиске. Обычно к ним относятся все короткие слова, в которые входят менее 4 букв (предлоги, союзы и т.п.). Например при запросе "мы в школе" будут найдены все документы, в которые входит слово "школе" или его словоформы.
  • Средства контекстного поиска
Если ключевые слова взять в кавычки, то поисковая система должна найти документы, в которых данная фраза присутствует буквально (поиск цитаты).
 
 
Приемы расширенного поиска
Также, для более быстрого и успешного поиска в поисковых машинах совместно с ключевыми словами используются различные логические операторы. Благодаря этому можно задать запрос так, что будут найдены не сайты на интересующую тему, а конкретные страницы и даже отдельные документы. Правила составления сложных запросов на одном поисковой машине могут отличаться от таковых на другой, но в любом случае будут использоваться следующие основные операторы:
  • Оператор И (AND)
С помощью этого оператора объединяют два или более слов так, чтобы они все присутствовали в искомом документе. Часто вместо И используют & или +. Пример: по запросу Спортивная И Гимнастика будут найдены документы, содержащие оба этих слова.
  • Оператор ИЛИ (ОR)
Обеспечивает поиск по любому из слов группы. Пример: по запросу Спортивная ИЛИ Гимнастика будут найдены документы, содержащие слово Спортивная или Гимнастика. (А также документы, в которых содержатся оба этих слова)
  • Логические скобки
Применяются, когда надо управлять порядком следования логических операторов. Пример: по запросу Химия ИЛИ (Ядерная И Физика) будут найдены документы, содержащие слова или Химия,  или Ядерная И Физика.
  • Оператор НЕ (NОT)
Используется, когда из результатов поиска надо исключить какое-либо ключевое слово. например по запросу Газы НЕ инертные будет найдена информация о неинертных газах.
  • Оператор БЛИЗКО (NEAR)
Поиск с указанием расстояния. Он позволяет указать, на каком расстоянии друг от друга могут располагаться слова в документе. Синтаксис такого запроса различен у разных поисковых систем.
 
 
 
 
Применение полученных знаний при выполнении индивидуальных заданий.
Ученики делятся на 2 команды, распределяют вопросы между собой, ищут на них ответы. Одна команда – с помощью поисковых каталогов, другая – с помощью поисковых указателей. Раздаются вопросы (Приложение 1)
 
Примеры вопросов:
  • Сколько официальных языков в Швейцарии?
  • Сколько званий в Российской Армии?
  • В каком году родился писатель А.М. Горький?
  • Что такое вес тела?
  • Какова продолжительность поездки на фирменном поезде Чебоксары-Москва?
  • Сколько всего стран, начинающихся на букву «Р»?
  • Кто является автором слов "время-деньги"?
  • Что такое аннигиляция?
  • На какой олимпиаде сборная СССР не участвовала?
  • Что такое «резус-фактор» крови?
 
Учащимся предлагается придумать занимательные вопросы в качестве заданий для поиска своим одноклассникам и попытаться найти ответы на них в Интернет (если позволяют условия).

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»