Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 



Методическая разработка пособия по курсу «Рисование»


Автор: художник-педагог Ермолинская Г.А




«Сказочная птица» (ассоциативно-образная передача
времен года).

Цели: Развитие эмоционального, бережного отношения к миру живой природы. Приобщение к мировой культуре. Знакомство с народным искусством как источником прекрасного. Видеть связь народного искусства с миром живой природы Понятие символа в искусстве. Находить связь изобразительного искусства с поэзией.

Задачи:
  Развитие фантазии, воображения, ассоциативно-образного мышления. Формировать умение выделять главное при создании художественного образа (в передаче силуэта, пластики изображения), развивать чувство ритма, композиции.   Передача различных времен года через цветовое решение

   Мир птиц окружает человека с момента его рождения и сопровождает в течение всей жизни. Человек – часть живой природы, он взаимодействует с ней, познает и отражает ее в своей творческой  деятельности.
   Образ птицы – один из основных образов в мировом искусстве. Во многих религиозных традициях птицы осуществляют связь между небом и землей. Многие народы в облике птицы изображали существо с более высоким уровнем сознания, являвшееся посредником между человеком и богом. Птица также служит символом духа и душ

   Изучение темы начинается с введения понятия «Птицы в живой природе и жизни человека». Природа, человек, культура – основное ядро каждого занятия.
   Далее раскрывается символическое значение образа птицы в народной культуре (ученикам предлагается самим придумать, дополнить эти значения). Происходит знакомство с изображением птицы в различных видах народного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, кружево и  др. Дети  знакомятся с творчеством народных художников (напр., творчеством  Марии Примаченко).
Рисунок

   «…Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
   Махнул второй раз – полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
   Махнул третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно.
   Махнул четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы…»
                                                ( В.Даль «Старик Годовик»)

.

Использование ассоциативного ряда:
Зима (погружение в сон) – снежная, морозная, хрустальная, метельная; снегопад, колючие снежинки. Холодные цвета. Синий цвет охлаждает все цвета как кусочек льда.
Весна (утро природы) – тихое пробуждение, тающие сосульки, первые ростки, подснежники - нежные поцелуи солнца. Цвета мягкие, спокойные, пастельные: цвета еще не проснулись (все цвета плюс белый).
Лето (день) – радостное цветение, разнотравье, алые  тюльпаны у водопада. Контрастные цвета – праздник теплых и холодных цветов (расположенные рядом помогают друг другу звучать громче, ярче, веселее).
Осень (вечер) – «в багрец и золото одетые леса». Теплые цвета, солнечные, радуют. Желтый цвет согревает все другие. Листопад, гроздья рябины.

Вид занятий: теоретические,  практические.
Используемые материалы: гуашь, акварель, бумага.
Вспомогательные материалы: альбомы репродукций (искусство Древнего мира, народное искусство), «Словарь символов», стихи А.Пушкина, Ф.Тютчева, Н.Фета, сказки В.Даля.


При создании художественного образа птицы полезно выполнить подготовительную работу, включающую следующие упражнения:

1)    краткосрочные задания по цветоведению на тему «Времена года» - цветовая ассоциация времен года. Необходимо найти решение цветовой гаммы, работающей на создание ассоциативного образа времени года.

 
2) рисование цветов по представлению, используя различную технику             (большими цветовыми пятнами в технике по-сырому, более внимательная проработка деталей в технике по-сухому);
Рисунок
3) рисование цветов с натуры – букет цветов при взгляде сверху.
   Обратить внимание на многочисленность одинаковых цветов (повторяемость элементов в будущей работе), умение рисовать несколько цветов одновременно.
 
4) выполнение задания по цветоведению на дополнительный цвет: поиск дополнительного цвета к одному из 3-х основных цветов путем смешивания двух остальных.

Далее предлагается создание собственного художественного образа птицы, используя  знания и навыки предыдущих занятий.



Рисунки учеников 2-4 классов

 

Новогодняя птица









Птица-лето

 


Птица-лето

 

Птица-осень

 


Птица-зима

 


Птица-зима

 

Птица-осень

 



Птица-осень

 


Птица-зима
        
 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»