Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

 

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение

«Художественно-профессиональный лицей Санкт-Петербурга имени Карла Фаберже»

пр. Энергетиков, д.4,кор.2, Санкт-Петербург, 195112

Тел./факс (812) 528-23-75

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ШЕСТИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ:

«НЮАНС И КОНТРАСТ – ГАРМОНИЗИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ»

По дисциплине «Основы композиции и дизайна»

 

 

Разработчик:                                                 Штохова Е.В., преподаватель дисциплин

 

«Основы изобразительного искусства»

 

и  «Основы композиции и дизайна»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2014 г.

 

 

 

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная методическая разработка составлена преподавателем специальных дисциплин ХПЛ «Основы композиции и дизайна», профессия «Ювелир» для проведения уроков по теме «Нюанс и контраст – средства гармонизации композиции» (всего – 6 часов).

Методическая разработка включает в себя обоснование необходимости применения в процессе обучения учащихся интерактивных технологий и новейших методик, развернутый план шести занятий (три теоретических занятий, два - практических занятий, один – контрольный урок), раздаточные материалы для проведения занятий.

Методическая разработка составлена с целью ознакомления учащихся с понятиями контраста и нюанса в композиции, научить применять полученные знания при создании гармоничных плоскостных композиций при построении эскиза ювелирных изделий. В дальнейшем методическая разработка может быть использована при изучении спец. предмета  «Основы композиции и дизайна», профессия «Ювелир».

Методическая разработка может быть использована преподавателями любых художественных профессиональных заведений, имеющих в программе данную тему.

СОДЕРЖАНИЕ:                                                                   СТР.

 

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2 ВВЕДЕНИЕ

2.1 Цели и задачи методической разработки

2.2 Предназначение методической разработки

2.3 Метод «мозгового штурма» и метод «игры»

2.4 Значение и эффективность разработки

2 ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ

2.1 Подготовка дидактического материала

2.2 Подготовка помещения для проведения занятий

2.3 Необходимые педагогические компетенции преподавателя

2.4 Подготовка интерактивного оборудования

3       ХОД УРОКА.  ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

 

3.1     1 урок

3.1.1  Организационный этап

3.1.2  Основной этап теоретического занятия

3.1.2.1   Проверка знаний

3.1.2.2   Деление учащихся на группы

3.1.2.3   Инструктаж

3.1.2.4   Выполнение самостоятельной теоритическо-практической работы

3.1.2.5   Ответы – на доске

3.1.2.6   Дискуссия – обсуждение

3.1.3   Этап подведения итогов теоретического занятия

3.1.4   Инструктаж по выполнению домашнего задания

3.2     2 урок

3.2.1  Организационный этап

3.2.2   Основной этап теоретического занятия

3.2.2.1  Проверка знаний

3.2.2.2   Деление учащихся на группы

3.2.2.3   Объяснение задания

3.2.2.4   Выполнение задания

3.2.2.5   Дискуссия

3.2.2.6   Выдача задания №2

3.2.2.7   Выполнение задания №2

3.2.2.8   Дискуссия

3.2.3  Этап подведения итогов теоретического занятия

3.2.4  Инструктаж по выполнению домашнего задания

3.3    3 урок

3.3.1   Организационный этап

3.3.2   Основной этап теоретического занятия

3.3.2.1   Проверка знаний

3.3.2.2   Деление учащихся на 2 группы

3.3.2.3  Выдача задания «Музыкальные ассоциации»

3.3.2.4 Выполнение задания «Музыкальные ассоциации»

3.3.2.5  Дискуссия

3.3.3     Этап подведения итогов теоретического занятия.

Рефлексия

3.3.4  Инструктаж по выполнению домашнего задания

3.4  4 урок

3.3.5   Организационный этап

3.4.2   Основной этап практического занятия

3.4.2.1  Проверка готовности к уроку. Выдача задания. Инструктаж

3.4.2.2  Выполнение задания

3.4.2.3  Дискуссия и обсуждение работ учащихся

3.4.3   Этап подведения итогов теоретического

занятия. Рефлексия

3.4.3   Инструктаж по выполнению домашнего задания

3.5    5 урок

3.4.4    Организационный этап

3.4.5    Основной этап практического занятия

3.4.5.1   Проверка готовности к уроку. Выдача задания. Инструктаж

3.4.5.2   Выполнение задания

3.4.5.3   Дискуссия и обсуждение работ учащихся

3.5.3.     Этап подведения итогов теоретического занятия. Рефлексия

3.5.4    Инструктаж по выполнению домашнего задания

3.5    6 урок

3.5.5    Организационный этап

3.5.6    Основной этап контрольного занятия

3.6.2.1  Инструктаж

3.6.2.2  Выполнение задания №1

3.6.2.3  Выполнение задания №2

3.6.2.4  Окончание выполнения задания №2

3.6.3.    Этап подведения итогов теоретического занятия. Рефлексия

4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

5 ПРИЛОЖЕНИЕ А

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

2 ВВЕДЕНИЕ

2.1 Цели и задачи методической разработки

Цель данной разработки – достижение наибольшей эффективности учащимися усвоения новых знаний по теме урока «Нюанс и контраст в композиции». Обычно, подобный теоретический материал на уроках дается в виде лекций или презентаций. На практике нередко преподаватель действует по привычным для него схемам, сложившимся в его многолетней практике.

Учащимся объясняются основные понятия, и предлагается с ними ознакомиться, запомнить их и выдается практическое задание на применение тех теоретических знаний, которые они получили на уроке. Если обратиться к имеющейся литературе по подаче теоретического материала по «основам композиции и дизайна», очень трудно найти методические пособия с использованием интерактивных инновационных техник.

В данной разработке использован совсем другой подход к подаче и усвоению теоретического материала учащимися. В игровой форме использован метод «мозгового штурма». ……

 

2.2 Предназначение методической разработки.

 

Методическая разработка предназначена для использования для подготовки и проведения 6 уроков по теме «Нюанс и контраст в композиции» по дисциплине «Основы композиции и дизайна» для преподавания в «Художественно-профессиональном лицее Санкт-Петербурга имени Карла Фаберже» (профессия «Ювелир»).

Методическое пособие может быть использовано любым преподавателем (учителем) любого специального художественного учебного заведения (школа, лицей, колледж, университет, художественная школа) при условии наличия интерактивного оборудования в кабинете, в котором проводятся уроки.

 

2.3 Метод «мозгового штурма» и метод «игры».

Метод «Мозгового штурма» (англ. brainstorming),  использованного в данной разработке  - один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Он позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. Широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

Метод мозгового штурма был разработан Алексом Осборном в 1953 году. Метод основан на допущении, что одним из основных препятствий для рождения новых идей является «боязнь оценки»: люди часто не высказывают вслух интересные неординарные идеи из-за опасения встретиться со скептическим либо даже враждебным к ним отношением со стороны руководителей и коллег. Целью применения мозгового штурма является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей. Критика исключается: на стадии генерации идей высказывание любой критики в адрес авторов идей (как своих, так и чужих) не допускается.  Работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям. 

Возможно, максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи. Не существует идей настолько несуразных либо непрактичных, чтобы их нельзя было высказать вслух.

Идей должно быть много: каждого участника урока просят представить максимально возможное количество идей. На завершающем этапе производится отбор лучшего решения. Были проведены многочисленные экспериментальные исследования, с целью сравнения количества и качества идей, созданных группами в процессе мозгового штурма и людьми, работающими индивидуально. Результаты свидетельствуют о том, что при условии правильного применения данной техники интерактивные группы нередко генерируют большее количество значимых идей, чем отдельные индивиды.

В качестве метода применяется так же метод «игры». Соперничая друг с другом, команды имеют желания выиграть. Сущность обучающей игры — моделирование, имитация тех или иных реальных ситуаций. В упрощенном виде в игре воспроизводится, моделируется действительность, а действия участников имитируют реальные действия.



2.4 Значение и эффективность разработки.

Учащиеся, привыкшие получать знания в виде лекций, с огромным желанием включаются в работу в группах. Их работу на уроке мотивирует  отсутствие критической оценки преподавателей и учеников. Появляется огромная возможность проявления творческого потенциала учащихся, желание, соперничая, победить.

Мозговой штурм дает возможность объединить в процессе поиска решений очень учеников, имеющих разную подготовку, способности, взгляды. В настоящее время метод мозгового штурма может быть эффективно использован не только организациями для улучшения качества работы в командах, но и во время учебных занятий с целью развития творческого мышления учащихся и более эффективного усвоения учебного материала.

Занятия, в основе которых лежит игра, имеют цель мотивировать учащихся выиграть. Дополнительным стимулом служит оценивание преподавателем общего участия, как команд, так и работы каждого ученика в команде.

Главное назначение методов —  стимулировать познавательный процесс на основе предоставления в игре каждому учеников  роли активного участника.

Комбинирование двух методов проведения урока дает наибольшую эффективность и результативность занятий.

2 ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ

2.1 Подготовка дидактического материала.

К проведению уроков необходимо подготовить дидактический материал.

Жетоны разных цветов нужно вырезать из цветного картона и проштамповать. Напечатанные таблицы необходимо наклеить на картон. Подготовить колокольчики. Необходимо подготовить большое количество иллюстративного материала: фотографии с изображением ювелирных изделий. Материал должен быть разнообразным и интересным.

Необходимо подобрать необходимые мелодии. Как для выполнения учебных заданий, так и для создания спокойной гармоничной атмосферы в классе.

 

2.2 Подготовка помещения для проведения занятий.

Помещение должно быть просторным и светлым. Для проведения занятий необходима интерактивная доска. Ее можно заменить обычной «меловой» доской. Во многих художественных школах нет даже школьной доски. В этом случае следует лист ватмана А-1 натянуть на подрамник. Чтобы листы ватмана можно было быстро поменять, необходимо пользоваться специальными креплениями-резинками, фиксирующими листы бумаги на планшете. Кабинет должен быть оборудован столами или мольбертами, приспособленными для выполнения практических письменных заданий.

Перед началом занятий помещение необходимо проветрить и закрыть яркое солнце, если занятие проходит в яркий солнечный день. Нужно создать в кабинете такое настроение, которое способствует творческому настрою и в котором легко и быстро можно сосредоточиться на выполняемой работе.

Кабинет должен быть оснащен компьютерами. При отсутствие компьютеров можно пользоваться планшетами, фоторамками, электронными книгами и даже мобильными устройствами. Конечно, можно интерактивные устройства можно заменить обычными иллюстрациями, но эффективность работы учащихся на уроке будет намного ниже.

 

2.3 Необходимые педагогические компетенции преподавателя

Данную методическую разработку можно использовать для любого уровня способностей контингента.  Препятствием для использования методического пособия может послужить разное количество часов, выделенное на тему «Нюанс и контраст в композиции».

Проведение уроков во многом зависит от уровня подготовленности преподавателя, от уровня его педагогических компетенций. Большое значение имеет желание искать творческие более эффективные подходы к осуществлению учебной программы, вносить личные коррективы, экспериментировать, делиться опытом инновационных находок.

Немаловажное значение имеет опыт и личные способности преподавателя.

2.4 Подготовка интерактивного оборудования

Урок может проходить в кабинете, оснащенным интерактивным оборудованием (компьютерами). Интернет для проведения занятий не нужен.

Все электронные приборы должны быть проверены и перед занятиями находится в полной готовности к работе.

Преподаватель за несколько дней или неделю предлагает учащимся закачать все необходимые иллюстративные материалы в личное электронное оборудование. Это можно сделать через личный сайт, загрузив на него архив с подготовленными для урока материалами; через социальные сети, через рассылку по электронной почте.

3 Планы

проведений занятий по дисциплине

«Основы композиции и дизайна»

Профессия «Ювелир»

 

 

3.1 УРОК 1

 

Тема практического занятия: «Нюанс и контраст – средства     гармонизации композиции»

Форма организации практического занятия – групповая.

Форма урока – комбинированный: «мозговой штурм» и «игра».

Тип урока – изучение нового материала. Формирование знаний.

Вид урока – смешанный.

Метод – интерактивный.

 

Основная дидактическая цель: формирование профессиональных компетенций ювелира при моделировании-конструировании ювелирных изделий.

Умение отличить композицию ювелирного изделия, построенного на контрасте или нюансе, практическое применение знаний при моделировании-конструировании ювелирных изделий. Умение в соответствии с поставленной задачей построить эскиз ювелирного изделия, основанный на нюансе или контрасте.

Цели: Образовательные – сформировать профессиональные навыки работы ювелира-модельера  в процессе создания эскиза, конструирования-моделирования ювелирных украшений.

Воспитательные:

- воспитать навыки работы с новыми источниками информации;

-  умение коммуникативно, бесконфликтно строить отношения внутри группы с одноклассниками;

- с уважением относиться к мнению друг друга;

- умению находить общее решение, и способы принятия общего решения;

- научить работать с новым оборудованием; привить ответственность за результаты своей работы и работы группы;

- развить стремление к саморазвитию и самообразованию.

Развивающие - развить устойчивый познавательный интерес к процессу обучения в условиях технико-технологических инноваций.

Материальное обеспечение практического занятия:

Кабинет преподавания дисциплины «Основы композиции и дизайна», карточки-тесты, цифровые фоторамки (интерактивная рамка). Рабочие конспекты преподавателя. Интерактивные рамки снащены кейс-носителями (флэшками), на которых содержится информация (иллюстрации плоскостных композиций ювелирных изделий), аудио магнитофон или компьютер, 3 колокольчика, рабочие тетради, ручки.

В качестве альбомов с иллюстрациями плоскостных композиций и ювелирных изделий используются интерактивные рамки.

Применяемые методы обучения: традиционный словесный, наглядный метод с применением информационных интерактивных рамок.

Подготовительный этап перед проведением урока: использованы

информационная технология (ИТ), информационные ресурсы Internet, информационные технологии дистанционного обучения, задействован информационный ресурс (на сайт загружена информация – иллюстрации линейной композиции), кейс - носители, кейс-технология дистанционного обучения, локальные учебные материалы, технологии off-line.

 

Подготовительный этап урока.

Учащимся выдано задание, которое они должны выполнить, пользуясь информационными ресурсами Internet-та. Дана возможность общения с преподавателем в off-line (20.00.-21.00. – каждый вечер). Задание выдано за  неделю до начала данного урока.

Цель: повторение пройденного материала;

подготовка к восприятию нового материала.

Задание: - ознакомиться с композициями;

- определить, соблюдены ли 5 законов композиции;

- определить, гармоничная каждая композиция или негармоничная;

- аргументировать свою точку зрения;

 

Ход занятия

3.1.1 Организационный этап – рапорт старосты подгруппы о посещаемости, подготовка подгруппы к проведению занятия, отметка в журнале. 5 минут.

3.1.2 Основной этап теоретического занятия

3.1.2.1 Проверка знаний, необходимых для выполнения работы в группах. Учащимся задается вопрос: «Какая цель художника, при выполнении любой композиции?» Правильный ответ – ГАРМОНИЗАЦИЯ. Преподаватель спрашивает у учащихся: «КАК звучит тема сегодняшнего урока, написанная на доске? Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?» Фронтальный опрос. 5 минут.

3.1.2.2. Деление учащихся на группы (применен личностно-ориентированный подход – группы формируются в зависимости от степени подготовленности каждого учащегося, с учетом способностей и возможностей).  Преподаватель раздает карточки различного цвета (красные – 1-я группа - отлично-подготовленные учащиеся, синие-средне-подготовленные учащиеся, зеленые – слабо-подготовленные учащиеся). 3 минуты.

3.1.2.3 Инструктаж. Преподаватель предлагает поиграть в «искусствоведов» Начальник дал распоряжение группам искусствоведов сделать научное открытие и определить заданные понятия. Учащиеся в каждой группе выбирают «капитана – начальника группы». Преподаватель назначает ассистента (всего – 15 учащихся; в каждой группе – по 5 человек; всего – 3 группы). Из 5-ти учащихся: 1 ассистент, 1 «капитан». Объясняет задачи и цели ассистента и «капитана». Преподаватель передает капитанам и ассистентам карточки, на которых напечатаны их задачи и цели.

Ассистент контролирует дисциплину и процесс работы группы, оценивает по 5-бальной системе активность участия каждого учащегося, находящегося в подгруппе, следит за временем выполнения заданий. В случае возникновения вопросов или непредвиденных ситуаций взаимодействует с преподавателем (поднимает руку).

«Капитан» фиксирует письменно на выданном листе ответы каждого ученика и путем голосования принимает решение по каждому пункту вопросов, указанных в карточках.  Преподаватель объясняет, по каким показателям учащиеся должны будут оценить работу друг друга во время проведения урока. Каждый учащийся получает лист, который он сам должен заполнить в конце урока в течение 3-х мин. Спрашивает, есть ли вопросы (Рисунок 1). 5 минут.

Преподаватель ассистентам выдает разного цвета карточки. Пишет на доске время, предназначенное для выполнения задания № 1 (рисунок 2). «ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ 1-го задания – 15 мин.»

Учащиеся вставляют флэшки (на которые предварительно преподавателем загружена информация – иллюстрации с изображением ювелирных изделий) на  цифровые фоторамки. Можно пользоваться любыми иллюстрациями на кейс-носителе.

Ассистенты засекают время и звонят в колокольчики.

3.1.2.4 Выполнение самостоятельной теоретическо-практической работы – Группы начинают обсуждение вопросов. Выбирается лучший ответ. Преподаватель корректирует и контролирует процесс выполнения задания. По истечении 15 мин. ассистенты звонят в колокольчики.

3.1.2.5 Ответы – на доске. «Капитаны» выходят к доске и пишут ответы (в столбик) на доске. Учащиеся внимательно наблюдают и проверяют правильность написанной на доске информации. 2 минуты.

3.1.2.6 Дискуссия – обсуждение. «Капитаны» докладывают по очереди. Аргументируют. Учащиеся из данной группы дополняют ответы, аргументируют. Остальные учащиеся внимательно слушают и делают пометки в тетрадях. После того, как выскажутся все капитаны, происходит обсуждение с аргументацией правильности ответа. Преподаватель направляет учащихся к выбору верных ответов. Задает наводящие вопросы. Ассистенты наблюдают за дискуссией, принимают в ней участие и делают пометки в листе оценивания работы на уроке учащихся своей группы. 10 минут.

Сформулированы основные определения (нюанс).

1.Нюанс (художественный прием и средство для гармонизации композиции) – это разнообразие тонких отношений размера, тона, цвета и других свойств элементов.

2. Особенности и задачи нюанса:

А.Используется с целью передачи спокойного эмоционального состояния;

Б. Успокаивает композицию, имеющую сильный контраст (общее решение или акцент);

В. Помогает композиции обрести изящество и законченность;

Г. Применяется в случае очень сложного построения композиций, имеющих большое количество элементов;

Д. создает целостность композиции.

Учащиеся записывают в тетрадь под диктовку выводы.

Контраст – (художественный прием и средство для гармонизации композиции) это резко выраженное противопоставление свойств элементов одной композиции (большие и маленькие формы, вертикальные и горизонтальные линии, светлое и темное, блестящее и матовое…),  это взаимное усиление соотносящихся свойств, качеств, особенностей элементов. 5 минут.

Сформулированы основные определения (контраст).

Особенности и задачи контраста:

А. Через контраст в композиции выделяется акцент (доминанта);

Б. Придает композиции декоративность;

В. Помогает обнаружить идею замысла;

Г. Слишком большой контраст может дисгармонировать композицию.

Учащиеся записывают в тетрадь под диктовку выводы. 5 минут.

Преподаватель предлагает задать учащимся вопросы. Учащиеся поднимают руку и отвечают на заданные вопросы. В случае затруднений, на вопросы отвечает преподаватель. 5 минут.

3.1.3 Этап подведения итогов теоретического занятия. Рефлексия.

Преподаватель делает обобщающий вывод. Объясняет, что понятие «нюанс» и «контраст» в искусстве – очень широкое. Приводит примеры. Предлагает послушать музыку, построенную на нюансе и контрасте. Просит самостоятельно определить учащихся, какая из двух мелодий построена на нюансе, а какая – на контрасте. 3 минуты.

3.1.4 Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Учащимся предлагается повторить пройденную тему и в тетради написать вопросы по теме (если есть вопросы). Преподаватель благодарит учащихся за активное участие на уроке.2 минуты.

 

3.2 УРОК 2

 

Тема практического занятия: «Нюанс и контраст – средства     гармонизации композиции»

Форма организации практического занятия – групповая.

Форма урока – урок-соревнование.

Метод работы – интерактивный. Коучинг.

Тип урока – повторение материала, проверка знаний.

Вид урока – смешанный.

 

 

Основная дидактическая цель: формирование профессиональных компетенций ювелира при моделировании-конструировании ювелирных изделий.

Умение отличить композицию ювелирного изделия, построенного на контрасте или нюансе, практическое применение знаний при моделировании-конструировании ювелирных изделий. Умение в соответствии с поставленной задачей построить эскиз ювелирного изделия, основанный на нюансе или контрасте.

Цели: Образовательные – сформировать профессиональные навыки работы ювелира-модельера  в процессе конструирования-моделирования ювелирных украшений.

Воспитательные:

- воспитать навыки работы с новыми источниками информации;

-  умение коммуникативно, бесконфликтно строить отношения внутри группы с одноклассниками;

- с уважением относиться к мнению друг друга;

- умению находить общее решение, и способы принятия общего решения;

- научить работать с новым оборудованием; привить ответственность за результаты своей работы и работы группы;

- развить стремление к саморазвитию и самообразованию.

Развивающие - развить устойчивый познавательный интерес к процессу обучения в условиях технико-технологических инноваций, доброжелательное и уважительное отношение друг к другу.

Материальное обеспечение практического занятия:

Кабинет преподавания дисциплины «Основы композиции и дизайна», карточки-тесты, цифровые фоторамки (интерактивные рамки). Рабочие конспекты преподавателя. Интерактивные рамки снащены кейс-носителями (флэшками), на которых содержится информация (иллюстрации плоскостных композиций ювелирных изделий), аудио магнитофон или компьютер, 3 колокольчика, рабочие тетради, ручки.

В качестве альбомов с иллюстрациями плоскостных композиций и ювелирных изделий используются интерактивные рамки.

Применяемые методы обучения: традиционный словесный, наглядный метод с применением информационных интерактивных рамок.

Подготовительный этап перед проведением урока: использованы

информационная технология (ИТ), информационные ресурсы Internet, информационные технологии дистанционного обучения, задействован информационный ресурс (на сайт загружена информация – иллюстрации линейной композиции), кейс- носители, кейс-технология дистанционного обучения, локальные учебные материалы, технологии off-line.

Цель: повторение пройденного материала. Закрепление знаний.

Задание: Заполнить правильно карточки. Принять участие в дискуссии.   Сделать выводы.

 

Ход занятия

3.2.1 Организационный этап – рапорт старосты подгруппы о посещаемости, подготовка подгруппы к проведению занятия, отметка в журнале. 3 минуты.

3.2.2 Основной этап теоретического занятия

3.2.2.1 Проверка знаний, необходимых для выполнения работы в группах. Учащимся задается вопрос: «Что мы проходили на предыдущем уроке?» Какую связь нюанс и контраст имеет с гармонизацией композиции? 5 минут.

3.2.2.2 Деление учащихся на группы (учитывая пожелания учащихся). Преподаватель раздает карточки. Учащиеся в каждой группе выбирают «капитана». Преподаватель назначает ассистентов (всего – 15 учащихся; в каждой группе – по 5 человек; всего – 3 группы). Из 5-ти учащихся: 1 - ассистент, 1 - «капитан». 3 минуты.

3.2.2.3 Объяснение задания. Объясняет задачи и цели ассистента и «капитана». Преподаватель передает капитанам и ассистентам карточки, на которых напечатаны их задачи и цели.

Ассистент контролирует дисциплину и процесс работы группы, оценивает по 5-бальной системе активность участия каждого учащегося, находящегося в подгруппе, следит за временем выполнения заданий. В случае возникновения вопросов или непредвиденных ситуаций взаимодействует с преподавателем (поднимает руку).

«Капитан» фиксирует письменно на выданном листе ответы каждого ученика и путем голосования принимает решение по каждому пункту вопросов, указанных в карточках.  Преподаватель объясняет, по каким показателям учащиеся должны будут оценить работу друг друга во время проведения урока. Каждый учащийся получает лист, который он должен заполнить в конце урока в течение 3-х мин.

Преподаватель объявляет учащимся, что за активную работу будет выдавать жетоны. В конце урока будут подведены итоги. Выиграет та команда, которая наберет большее количество жетонов. В журнал участникам этой команды будут поставлены отличные оценки за работу на уроке.

Преподаватель объясняет задание. Необходимо каждому из учащихся заполнить тест. Выбрать правильный ответ и поставить «плюс» напротив верного ответа. Принятые решения обсуждаются и выбираются правильные ответы. Их должно быть – два.  «Нюанс» - цифра; «Контраст» - цифра. Ассистентам выдаются карточки – тесты. 5 минут.

На доске преподаватель пишет время, предназначенное для выполнения задания № 2: « ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ 1-го задания – 15 мин.»

Ассистенты звенят в колокольчики и следят за временем, в течение которого выполняется задание.

3.2.2.4 Выполнение задания. Преподаватель контролирует и корректирует выполнение задания (рисунок 4). 15 минут.

3.2.2.5  Дискуссия. Ассистенты звонят в колокольчики и объявляют об окончании выполнения задания. «Капитаны» выходят к доске и выписывают ответы в столбик. Начинается дискуссия, обсуждение ответов. Выяснение верных ответов. Аргументирование.

Участие в обсуждении принимают все учащиеся. Формулирование определений учащимися. Учащимся предлагается вспомнить особенности и цели нюанса и контраста. Фронтальный опрос. Жетоны получает каждый участник победившей команды и ученики, активно проявившие себя во время опроса. 10 минут.

3.2.2.6 Выдача задания №2. Преподаватель ассистентам раздает карточки № 2. Объясняет задание. Определить общее решение композиции (нюанс или контраст), по каким свойствам элементов? Предлагает просмотреть иллюстрации на цифровых фоторамках и заполнить таблицы, поставив галочки, напротив номера данной иллюстрации. В скобочках написать название свойств элементов, при помощи которых создана нюансная или контрастная композиции (рисунок 5).

Ассистенты звенят в колокольчики, сообщая о начале выполнения задания. 2 минуты.

2.2.2.7 Выполнение задания №2. Преподаватель контролирует  выполнение задания. 5 минут

3.2.2.8  Дискуссия. Ассистенты звонят в колокольчики и объявляют об окончании выполнения задания. «Капитаны» выходят к доске и выписывают ответы в столбик. Начинается дискуссия, обсуждение ответов. Выяснение верных ответов. Аргументирование.

Участие в обсуждении принимают все учащиеся.   Жетоны получает каждый участник победившей команды и ученики, активно проявившие себя во время опроса. 10 минут.

Ассистентам предлагается подвести итоги и объявить группу-победителя. В честь победителей играет мелодия (аудио магнитофон).

3.2.3 Этап подведения итогов теоретического занятия. Рефлексия.

Ассистентам предлагается подвести итоги и объявить группу-победителя. В честь победителей играет мелодия (включается магнитофон).

Преподаватель делает обобщающий вывод и благодарит учащихся. 2 минуты.

3.2.4. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Учащимся предлагается повторить пройденную тему. Преподаватель благодарит учащихся за активную работу во время проведения урока. 2 минуты.

 

3.3  УРОК 3

 

Тема практического занятия: «Нюанс и контраст – средства     гармонизации композиции».

Форма организации практического занятия – групповая.

Форма урока – игра «Искусствоведческая научная лаборатория».

Метод работы – интерактивный.

Тип урока – повторение материала, проверка знаний, исследовательский.

Вид урока – смешанный.

 

Основная дидактическая цель: формирование профессиональных компетенций ювелира при моделировании-конструировании ювелирных изделий.

Умение обобщить знания, определить и сформулировать отличия нюанса от контраста по основным свойствам элементов.

Цели: Образовательные – сформировать профессиональные навыки работы ювелира-модельера  в процессе конструирования-моделирования ювелирных украшений.

Воспитательные

- воспитать навыки работы с новыми источниками информации;

-  умение коммуникативно, бесконфликтно строить отношения внутри группы с одноклассниками;

- с уважением относиться к мнению друг друга;

- умению находить общее решение, и способы принятия общего решения;

- научить работать с новым оборудованием; привить ответственность за результаты своей работы и работы группы;

- развить стремление к саморазвитию и самообразованию.

Развивающие - развить устойчивый познавательный интерес к процессу обучения в условиях технико-технологических инноваций, доброжелательное и уважительное отношение друг к другу.

Материальное обеспечение практического занятия:

Кабинет преподавания предмета «Основы композиции и дизайна», карточки-тесты, цифровые фоторамки (интерактивные рамки). Рабочие конспекты преподавателя. Интерактивные рамки снащены кейс-носителями (флэшками), на которых содержится информация (иллюстрации плоскостных композиций ювелирных изделий), компьютер, 3 колокольчика, рабочие тетради, ручки.

В качестве альбомов с иллюстрациями плоскостных композиций и ювелирных изделий используются интерактивные рамки.

Применяемые методы обучения: традиционный словесный, наглядный метод с применением информационных интерактивных рамок.

Подготовительный этап перед проведением урока: использованыинформационная технология (ИТ), информационные ресурсы Internet, информационные технологии дистанционного обучения, задействован информационный ресурс (на сайт загружена информация – иллюстрации линейной композиции), кейс- носители, кейс-технология дистанционного обучения, локальные учебные материалы, технологии off-line.

 

Ход занятия

3.3.1 Организационный этап – рапорт старосты подгруппы о посещаемости, подготовка подгруппы к проведению занятия, отметка в журнале. 3 минуты.

3.3.2.    Основной этап теоретического занятия

3.3.2.1 Проверка знаний, необходимых для выполнения работы в группах. Учащимся задаются вопросы:

- Назовите определение понятия «нюанс» и «контраст»?

- В чем отличие нюанса от контраста?

- Назовите свойства элементов композиции. 6 минут.

За правильные ответы преподаватель выдает жетоны. Один жетон – 1 балл. 5 баллов – отметка «отлично» ставится преподавателем после урока в журнал. Учащиеся, получившие меньше пяти жетонов, сохраняют их в специальном конверте, прикрепленном к рабочей тетради по дисциплине. Когда у них накапливается пять жетонов, преподаватель в журнал выставляет оценку «5». 5 минут.

3.3.2.2 Деление учащихся на 2 группы – по 7 человек (учитывая пожелания учащихся). Преподаватель раздает карточки. По одной карточке каждой группе. Каждому из принимающих участие в игре, выдается лист-черновик для черновых рисунков-набросков (рисунок 6). 5 минут.

Свойства (названия) – тон, цвет, форма, размер, текстура, фактура, поворот. Рисунки – наброски выполняются простым карандашом.

Преподаватель дает инструктаж. В каждой группе назначаются эксперты (способные и ответственные учащиеся). Задача экспертов – после коллективного отбора лучших черновых набросков, нарисовать выбранные рисунки в таблице. Остальные учащиеся играют роль научных сотрудников.

Задача научных сотрудников выявить соотношение свойств элементов  и средств гармонизации композиции. Аргументировать рисунками. Рисунки выполняются на черновиках. На выполнение данного задания дается 8 мин. Время пишется на доске. В течение 2 мин. эксперт просматривает заполненную таблицу, делает замечания, корректирует ее. Копирует лучшие зарисовки в таблицу (3 минуты). За временем выполнения задания следит преподаватель. Во время заполнения таблицы эксперт наблюдает за активностью участия в процессе решений и обсуждений и выдает самым активным участникам жетоны (преподаватель в своей тетради в конце урока отмечает активных учащихся, чтобы потом поощрить их). Преподаватель дает знак начала выполнения задания. Звенит в колокольчик. Преподаватель дает знак окончания выполнения задания. 13 минут. Звенит в колокольчик.

3.3.2.3 Выдача задания «Музыкальные ассоциации»

К доске выходят два эксперта и рисуют на доске таблицы. В это время преподаватель раздает учащимся листы бумаги. Предлагает вертикально в столбик написать цифры от «1» до «4». Включает фрагменты четырех мелодий на магнитофоне или компьютере. Предлагает прослушать фрагменты музыки и определить, к какому виду средств композиции она ассоциативно (слуховые ассоциации) относятся (нюансу или контрасту). Нюансное – поставить напротив цифры «Н»; контрастное – «К». Эксперты рисуют на доске в четырех квадратах произвольных размеров формальные композиции музыкальных ассоциаций (рисунок 7). 3 минут.

3.3.2.4. Выполнение задания «Музыкальные ассоциации» – эстетическое воспитание. Учащиеся слушают музыку, определяют нюансное или контрастное решение композиции. Преподаватель спрашивает, узнают ли они название мелодии и автора композиции? Учащиеся отвечают. Ставят буквы напротив цифр. Подписывают листы (фамилия, имя, номер группы). Преподаватель собирает листы. 8 минут.

3.3.2.5 Дискуссия, обсуждение нарисованных таблиц  на доске. Выявление ошибок. Все учащиеся принимают решения. При необходимости ответы корректируются учащимися. Вызываются к доске для изображения рисунков. За ответы учащиеся получают жетоны.

Преподаватель благодарит научных сотрудников и эксперта за выполненную работу. Предлагает учащимся зарисовать в тетрадь таблицу. При заполнении таблицы предусматривается творческий подход. Каждому учащемуся предлагается нарисовать свои рисунки. 6 минут.

3.3.3 Этап подведения итогов теоретического занятия. Рефлексия. Учащимся предлагается ответить на вопросы. 3 минуты.

- Чем урок оказался интересным?

- Что понравилось? Что – не очень?

- Что бы они могли бы предложить по коррекции урока.

3.3.4  Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Учащимся предлагается повторить пройденный материал. На сл. занятие иметь карандаш, резинку, листы ватмана – А-4. Преподаватель благодарит учащихся за активное участие на уроке. 3 минуты.

 

3.4 УРОК 4

 

Тема практического занятия: «Нюанс и контраст – средства     гармонизации композиции»

Форма организации практического занятия – групповая (по 2 человека)

Форма урока – урок взаимо-обучение.

Тип урока – урок совершенствование и закрепление усвоенного материала.

Вид урока – смешанный.

Метод – интерактивный.

 

Основная дидактическая цель: формирование профессиональных компетенций ювелира при моделировании-конструировании ювелирных изделий.

(Умение изобразить композицию эскиза ювелирного изделия, построенного на контрасте или нюансе, практическое применение знаний при моделировании-конструировании ювелирных изделий.)

Цели: Образовательные – сформировать профессиональные навыки работы ювелира-мастера  в процессе конструирования-моделирования ювелирных украшений.

Воспитательная

- качества коммуникабельности, с уважением относиться к мнению друг друга,

- умению находить общее решение и бесконфликтно договариваться, принимать критику и советы,

- привить ответственность за результаты своей работы;

- стремление к саморазвитию и самообразованию.

Развивающие – научиться быстро и качественно выполнять практические задания.

Материальное обеспечение практического занятия:

Кабинет преподавания предмета «Основы композиции и дизайна». Рабочие конспекты преподавателя. Компьютер, листы ватмана а-4, карандаши, цветные карандаши, резинки.

Применяемые методы обучения: наглядный,  словесный.

 

Цель: практическое применение полученных теоретических знаний по теме.

Задание «Изображение  формальных нюансных сложных композиций»: На листе ватмана А-4 закомпоновать 3 геометрические фигуры:

1. - квадрат  80мм;  нарисовать свободную композицию, с использованием точек, линий и пятен – общее решение нюансное с акцентом и подакцентами;

2.  - равносторонний треугольник  80мм; нарисовать свободную композицию, с использованием точек, линий и пятен – общее решение нюансное без акцента;

3.  - круг – диаметр 80 мм нарисовать свободную композицию, с использованием точек, линий и пятен – общее решение нюансное без акцента (сгущение к центру).

Рисунки выполняются цветными карандашами. Преподаватель показывает примеры (рисунок 8).

Ход занятия

3.4.1. Организационный этап – рапорт старосты подгруппы о посещаемости, подготовка подгруппы к проведению занятия, отметка в журнале. Учащиеся садятся рядом по двое (по желанию). 3 минуты.

3.4.2. Основной этап практического занятия

3.4.2.1 Проверка готовности к уроку. Выдача задания. Инструктаж.

По знаку преподавателя, через каждые 7 мин. (звенит колокольчик) двое учащихся, сидящих рядом, обмениваются работами. Задача каждого: ввести в рисунок коррекцию. Аргументировать. В случае недоразумения поднять руку и позвать преподавателя. По знаку преподавателя коррекция прекращается, и работы возвращаются автору. 5 минут.

3.4.2.2 Выполнение задания.

Преподаватель контролирует и корректирует. Во время выполнения задания негромко звучит приятная музыка. 27 минут.

3.4.2.3  Дискуссия и обсуждение работ учащихся. Принимают участие все ученики (15 мин.). Учащиеся садятся в круг и показывают работы. Оценивают работы по «пятибалльной» системе. Выслушиваются мнения учащихся по возможной коррекции работ. Отметки выставляются в рабочую тетрадь после согласования с преподавателем и на выполненных работах (карандашом).  12 минут.

3.4.3 Этап подведения итогов теоретического занятия. Рефлексия.

Преподаватель благодарит учащихся. Учащимся предлагается ответить на вопросы. Чем урок оказался интересным? Что понравилось? Что – не очень понравилось? Что бы они могли бы предложить по коррекции урока. 5 минут.

3.4.3  Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Учащимся предлагается повторить пройденный материал. Выполнить рисунки черной гелиевой ручкой и сдать на следующем уроке. Иметь карандаш и резинку. Преподаватель благодарит учащихся за отличную работу на уроке. 2 минуты.

 

3.5 УРОК 5

 

Тема практического занятия: «Нюанс и контраст – средства     гармонизации композиции»

Форма организации практического занятия – групповая (по 2 человека)

Форма урока – урок взаимо-обучения.

Тип урока – урок совершенствование и закрепление усвоенного материала.

Вид урока – смешанный.

Метод – интерактивный.

 

Основная дидактическая цель: формирование профессиональных компетенций ювелира при моделировании-конструировании ювелирных изделий.

(Умение изобразить композицию эскиза ювелирного изделия, построенного на контрасте или нюансе, практическое применение знаний при моделировании-конструировании ювелирных изделий.)

Цели: Образовательные – сформировать профессиональные навыки работы ювелира-мастера  в процессе конструирования-моделирования ювелирных украшений.

Воспитательные

- качества коммуникабельности, с уважением относиться к мнению друг друга, умению находить общее решение и бесконфликтно договариваться;

- уметь доброжелательно без обиды принимать критику и советы;

-  привить ответственность за результаты своей работы;

- выработать стремление к саморазвитию и самообразованию.

Развивающие – научиться быстро и качественно выполнять практические задания.

Материальное обеспечение практического занятия:

Кабинет преподавания предмета «Основы композиции и дизайна». Рабочие конспекты преподавателя. Карточки с написанными свойствами элементов. Открытки, разрезанные пополам – 10 штук. Компьютер, листы ватмана а-4, карандаши, цветные карандаши, резинки.

Применяемые методы обучения: наглядный, словесный.

 

Цель: практическое применение полученных теоретических знаний по теме.

Задание: На листе ватмана А-4 закомпоновать 3 геометрические фигуры:

1. - квадрат  80мм;  нарисовать свободную композицию, с использованием точек, линий и пятен – общее решение контрастное с акцентом и подакцентами;

2.  - равносторонний треугольник  80мм; нарисовать свободную композицию, с использованием точек, линий и пятен – общее решение контрастное без акцента;

3. – нарисовать свободную композицию, с использованием точек, линий и пятен – общее решение контрастное по заданному свойству элементов. Преподаватель раздает карточки, на которых написано одно из свойств элементов. Рисунки выполняются карандашом и цветными карандашами (рисунок 8-1, рисунок 9).

 

Ход занятия

3.5.1 Организационный этап – рапорт старосты подгруппы о посещаемости, подготовка подгруппы к проведению занятия, отметка в журнале. Сдача старосте домашних работ (в папку группы). Учащиеся садятся рядом по двое (по желанию). Преподаватель предлагает объединиться в пары по - новому принципу. Если возникают недоразумения, учащимся предлагается взять разрезанные пополам открытки и найти себе пару по второй половине открытки. 3 минуты.

3.5.2 Основной этап практического занятия

3.5.2.1 Проверка готовности к уроку. Выдача задания. Инструктаж. По знаку преподавателя, через каждые 7 мин. (звенит колокольчик) двое учащихся, сидящих рядом, обмениваются работами. Задача каждого: ввести в рисунок коррекцию. Аргументировать. В случае недоразумения поднять руку и позвать преподавателя. По знаку преподавателя коррекция прекращается, и работы возвращаются автору. 5 минут. Смотри рисунок 8.

3.5.2.2 Выполнение задания. Преподаватель контролирует и корректирует. Во время выполнения задания негромко звучит гармоничная музыка. 27 минут.

3.5.2.3 Дискуссия и обсуждение работ учащихся. Принимают участие все ученики. Оценивание работ по «пятибалльной» системе. Выслушиваются советы учащихся по возможной коррекции работ. Отметки преподавателем выставляются в рабочую тетрадь и на выполненных работах (карандашом).  12 минут.

3.5.3 Этап подведения итогов теоретического занятия. Рефлексия.

Преподаватель благодарит учащихся за активное участие на уроке и за выполнение оригинальных работ. 2 минуты.

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

- Чем урок оказался интересным?

- Что в уроке понравилось?

- Что – не очень?

- Что бы учащиеся  могли бы предложить по коррекции урока?

3.5.4  Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Учащимся предлагается повторить весь пройденный материал. Выполнить рисунки черной гелиевой ручкой и сдать на следующем уроке. Домашнее задание: Каждому учащемуся найти в Интернете иллюстрации двух понравившихся ювелирных изделий. Прислать преподавателю по электронной почте с назначенным номером (необходимо дать файлу новое название - переименовать). Проголосовать в он-лайне (на сайте преподавателя или в социальной сети) за одного учащегося, которому на следующем уроке можно доверит роль преподавателя. Придумать по 1-3 вопросу по теме (приветствуются сложные вопросы). Записать вопросы в тетрадь. Всем учащимся подготовиться к зачетному занятию по теме. Преподаватель раздает листы для вклеивания в тетрадь с домашним заданием (рисунок 10). 5 минут.

 

3. 6 УРОК 6

 

Тема практического занятия: «Нюанс и контраст – средства     гармонизации композиции»

Форма организации практического занятия – групповая

Форма урока – урок–игра-состязание-взаимообучение «Перекрестный бой» (смешанный урок - устная форма проверки – групповой опрос, письменная форма проверки – индивидуальный опрос).

Тип урока – контрольный.

Вид урока – смешанный.

Метод – интерактивный

 

Основная дидактическая цель: формирование профессиональных компетенций ювелира при моделировании-конструировании ювелирных изделий.

Умение делать анализ ювелирного изделия, практическое применение знаний при моделировании-конструировании ювелирных изделий.

Цели: Образовательные – сформировать профессиональные навыки работы ювелира-мастера  в процессе конструирования-моделирования ювелирных украшений.

Воспитательные

- качества коммуникабельности, с уважением относиться к мнению друг друга;

- умению находить общее решение и бесконфликтно договариваться, принимать критику и советы;

- привить ответственность за результаты своей работы;

- стремление к саморазвитию и самообразованию.

Развивающие – развить устойчивый познавательный интерес к процессу обучения в условиях технико-технологических инноваций отрасли.

 

Материальное обеспечение практического занятия:

Кабинет преподавания предмета «Основы композиции и дизайна», карточки-тесты, цифровые фоторамки (интерактивные рамки). Рабочие конспекты преподавателя. Интерактивные рамки снащены кейс-носителями (флэшками), на которых содержится информация (иллюстрации ювелирных изделий, присланные учащимися по почте преподавателю), два листа с таблицами, компьютер, колокольчик, рабочие тетради, ручки.

В качестве альбомов с иллюстрациями ювелирных изделий используются интерактивные рамки.

Применяемые методы обучения: традиционный словесный, наглядный метод с применением информационных интерактивных рамок.

Подготовительный этап перед проведением урока: использованы информационная технология (ИТ.), информационные ресурсы Internet, информационные технологии дистанционного обучения, задействован информационный ресурс (на сайт загружена информация – иллюстрации линейной композиции), кейс- носители, кейс-технология дистанционного обучения, локальные учебные материалы, технологии off-line.

 

Подготовительный этап урока.

Учащимся выдано задание, которое они должны выполнить, пользуясь информационными ресурсами Internet-та. Дана возможность общения с преподавателем в off-line  (20.00.-21.00. – каждый вечер). Задание выдано за 1 день до начала данного урока.

 

Цель: повторение всего пройденного материала по теме;

 

Задание:

Учащиеся делятся по предложенному списку преподавателем на две группы. «Синие» и «Зеленые». Садятся напротив друг друга. В каждой группе методом голосования избирается «капитан» и «помощник капитана». «Капитану» 1-й группы выдаются синие жетоны. «Капитану» 2-й группы выдаются зеленые жетоны.

Общим голосованием в он-лайне выбран учащийся, которому предлагается играть роль учителя.

«Преподаватель зачитывает инструкцию правил игры, задачи и функции «капитанов» и «учителя». «Учитель» получает желтые жетоны.

«Помощники капитанов» вписывают вопросы в таблицу под диктовку учащихся данной группы (из тетради – домашнее задание) ячейку «вопросы».

«Капитан» «Синих» задает вопрос группе «Зеленых». Участники «Зеленых» поднимают руки и отвечают. Верные вопросы записываются «помощником капитана» «Синих» в таблицу (под фамилией данного учащегося). За каждый правильный вопрос «капитан» «Синих» выдает синий жетон ученику, давшему верный ответ. Затем «Капитан» «Зеленых» задает вопросы группе «Синих».  И игра продолжается. То « Синие», то «Зеленые» задают вопросы друг другу (поочередно), поощряя жетонами верные ответы. «Учитель» контролирует и корректирует процесс задаваемых вопросов и ответов. За особенно интересные вопросы и ответы поощряет учащихся желтыми жетонами. Преподаватель контролирует и корректирует весь учебный процесс.

Каждому учащемуся необходимо сделать анализ ювелирного изделия, ответив на вопросы. Листы с вопросами раздает «учитель». Это же задание выполняет и сам «учитель».

 

Ход занятия

3.6.1 Организационный этап – рапорт старосты подгруппы о посещаемости, подготовка подгруппы к проведению занятия, отметка в журнале. Деление учащихся на группы. «Синие» и «Зеленые». Размещение групп. Назначение учащегося для роли «учителя» (инструктаж проведен в он-лайне). Инструктаж проведения игры. Выбор «капитанов» и «помощников капитанов». Выдача заданий, карточек и жетонов. 3 минуты.

 

3.6.2  Основной этап контрольного занятия

3.6.2.1 Инструктаж.

«Учитель» объявляет начало игры. Преподаватель контролирует и корректирует игру. «Учитель» помогает проведению игры и раздает желтые жетоны, поощряя интересные вопросы, подготовленные учащимися дома и ответы. «Капитаны» задают вопросы. «Помощники капитанов» записывают под фамилией учащихся ответы. Если учащийся подготовил всего один вопрос, – в строчке, где должен быть второй вопрос, ставится прочерк. Если не подготовил вопросы, - ставится два прочерка. В случае повторения одинаковых вопросов, - ставится два прочерка. «Помощник капитана» может из учащихся своей группы назначить «юнгу» с целью оказать ему помощь при заполнении таблицы. «Учитель» подает знак (звенит колокольчиком») об окончании игры. «Учитель» собирает карточки-таблицы. Предлагает пересесть на свое место. 5 минут.

3.6.2.2 Выполнение задания №1

«Капитаны»  «синих» и «зеленых» задают перекрестные вопросы друг другу в порядке очередности. «Учителя» заполняют таблицы и следят за дисциплиной (рисунок 11 и 12). 19 минут.

3.6.2.3 Выполнение задания №2.

«Учитель» Раздает листы с напечатанными вопросами. Предлагает включить интерактивные рамки. В интерактивные рамки загружена информация, высланная учащимися по он-лайну преподавателю.

Преподавателем за несколько дней до начала занятия высланы каждому учащемуся фотографии с иллюстрациями ювелирных изделий. Предусмотрена невозможность случайного попадания автору своих найденных в интернете иллюстраций ювелирных изделий. «Учитель» предлагает учащимся сделать анализ двух иллюстраций ювелирных изделий. Учащиеся вместе с «учителем» приступают к выполнению задания. Преподаватель контролирует и корректирует выполнение задания учащимися (рисунок 13). 19 минут.

 

3.6.2.4 Окончание выполнения задания №2.

«Учитель» собирает заполненные листы. Кладет в папку группы. «Капитаны» помогают «учителю» собрать жетоны у учащихся. «Капитан» из команды «синих» собирает синие и желтые жетоны у участников группы «зеленых», отмечая количество жетонов на листе № 3 (в столбик напечатаны фамилии  учащихся по группам).  И – наоборот. Проверяет, все ли подписаны. Заполненные листы «капитаны» отдают преподавателю после уроков ((рисунок 14 и 15).

3.6.3 Этап подведения итогов теоретического занятия. Рефлексия.

Оценка работы учащихся. Преподаватель делает обобщающий вывод. После выполнения заданий в группах, учащимся предоставляется возможность поделиться результатами работы.

Преподаватель задает вопросы: «Что понравилось, а что не понравилось в уроках?» Просит порекомендовать, посоветовать, чем и как можно уроки дополнить, откорректировать, изменить.

Награждает учащихся вкусными призами. Преподаватель благодарит учащихся за отличную работу на уроке. 5 минут.

 

4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В методической работе представлена рекомендация для проведения шести уроков с применением интерактивных техник. Использованы современные инновационные технологии. Учебные занятия построены с использованием методик «мозгового штурма» и «игровых техник. Уроки построены так, что учащиеся сами выбирают ответы решения поставленных перед ними задач. Сами отбирают лучшие решения. Дают формулировку определениям. Преподаватель, как дирижер следит за ходом урока, делает коррекционные изменения и дополнения, если это необходимо. По форме все уроки комбинированные. Много внимания уделяется дискуссиям. Первые два уроки направлены на изучение нового материала. Следующие два - на закрепление полученных знаний. Последние два урока – на проверку полученных знаний. В начале каждого урока предусмотрена проверка знаний, полученных учащимися на предыдущем уроке. В конце каждого урока выдается домашнее задание на повторение пройденного материала и закрепление полученных знаний. Предусмотрена не только теоретическая проверка знаний, но и практическая. Используются разнообразные формы проверки усвоения знаний: индивидуальные ответы, дискуссии, заполнение таблиц, задания – графические рисунки и т.п. Предусмотрена не только теоретическая проверка знаний, но и практическая. Последние уроки построены так, что сами учащиеся подбирают все дидактические материалы и уроки проводят вместо преподавателя ученики – «учителя».

Большое внимание  уделяется формированию профессиональных компетенций ювелира, которое необходимо при моделировании-конструировании ювелирных изделий. Ювелир не только должен обладать знаниями по технологии изготовления ювелирных изделий, но и иметь хороший эстетический вкус. При необходимости на производстве выпускник лицея должен уметь нарисовать эскиз ювелирного изделия, сделать к нему чертеж.  Все практические задания, предусмотренные в методической разработке,  направлены на формирование у учащихся художественного вкуса и чувства меры. Методическая разработка направлена на развитие у учащихся навыков работы с новыми источниками информации. Предусмотрено общение с преподавателем в он-лайн интернете при помощи писем и сообщений. Необходимо умение молодежи пользоваться современными электронными технологиями.

Большое внимание уделяется воспитанию молодежи. Групповые занятия развивают умение бесконфликтно строить отношения внутри группы с одноклассниками, с уважением и терпением относиться друг к другу. Т.к. в конце каждого занятия учитываются не только результаты активного участия каждого ученика, но и групп в целом, у подростков развивается чувство ответственности не только за свою, индивидуальную работу на уроке, но и за работу всего коллектива (группы) в целом. Во время течения урока невозможно «отсидеться», «уйти в тень». Планы уроков составлены так, что участие каждого ученика в играх, в дискуссиях, в обсуждении работы каждого, является необходимым фактором проведения урока.

Большое значение в методической разработке уделяется рефлексии. Учащимся в конце каждого урока дана возможность внести свои предложения и замечания по проведению урока. Во время проведения занятий, преподавателю выделяется как бы «пассивная роль». Он, кажется, что находится «вне кадра»… На самом деле, он контролирует ход урока, направляет участников игры по правильному пути, делает необходимые коррективы. Принимается любое мнение учащегося, поддерживаются самые фантастические идеи. Приветствуется поддержка учащихся по отношению друг к другу. При оценке работ, учитывается работа каждого ученика, а не только работа одной из групп всего коллектива. В конце каждого урока преподаватель имеет возможность поставить в журнал большое количество оценок, учитывая работу каждого ученика.

В игровой форме подростки с удовольствием усваивают новый материал. Эффективность такого обучение намного выше обычного, традиционного в виде лекций и даже презентаций.

Во время учебных занятий большое значение уделяется доброжелательной атмосфере.

Большое внимание в методической работе уделяется подготовке к учебным занятиям. Необходимо подготовить большое количество дидактических материалов. Преподавателю для проведения уроков необходимо уметь пользоваться интерактивным оборудованием и иметь все необходимые педагогические компетенции.

После проведения занятий заметно повышается доверия и уважение учащихся по отношению к преподавателю. Вырастает самооценка учащихся. Возрастает мотивация к учебе. Развивается способность творчески мыслить, исчезают страх и неуверенность в себе. Проходят многие комплексы. Появляется вкус к творческому процессу. Ученики узнают методы творческого мышления.

По примеру данной методической разработки можно построить учебные занятия по другим темам дисциплины «Основы композиции и дизайна». Например, по теме «Динамика и статика в композиции», «Акцент, подакцент и доминанта в композиции».

Данная методическая разработка соответствует всем современным требованиям.

В результате проведения разработанных учебных занятий повышается эффективность усвоения знаний учащимися.

 

5 ПРИЛОЖЕНИЕ

Лист оценивания работы учащихся на уроке (дата, № урока).

Ф.И. учащегося

гр. №

Сидоров Коля

Петров Петр

Иванов Антон

Канн Юнг

Леонтьева Ольга

Оценка работы на занятии активность/правильность ответа/коммуникабельность (по 5-бальной системе).

Напр.,

5/3/5

 

 

 

 

Рисунок 1

Карточка 1.

Ф.И. ученика

Оценка активности участия в решении вопросов.

Что такое

«нюанс» Определение?

Для чего «нюанс» Используется

в композиции?

Что такое

«контраст» Определение?

Для чего «контраст» Используется

в композиции?

Сидоров К.-

 

 

 

 

Петров П.-

 

 

 

 

Иванов А.-

 

 

 

 

Канн Ю.-

 

 

 

 

Леонтьева О.-

 

 

 

 

Рисунок 2

Карточки-тесты 1-задание.

Выбрать ответы

Сидоров К.

Петров П.

Иванов А.

Канн Ю.

Леонтьева

О.

1. Контраст – это законченная композиция.

2. Контраст – это разнообразие противоположных свойств элементов.

3. Контраст – это смягчение композиции при помощи нюанса.

4. Контраст – это центральное место в композиции.

 

 

 

 

 

1. Нюанс – это дополнение композиции незначительными элементами.

2. Нюанс – это разнообразие тонких отношений по различным свойствам элементов.

3. Нюанс – это небольшие детали, гармонизирующие композицию.

4. Нюанс – это спокойная  уравновешенная композиция, имеющая незначительные, но гармонично дополняющие ее детали.

 

 

 

 

 

1. Задача нюанса  и контраста – выделить самое главное в композиции.

2. Задача нюанса  и контраста –

уравновесить композицию.

3. .Задача нюанса  и контраста –

гармонизировать композицию.

4. Задача нюанса  и контраста –

выразить идейное содержание и передать художественный образ.

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3

Карточки, выданные ассистентам для оценивания работы учащихся.

Оценивание работы на уроке

Сидоров К.

Петров П.

Иванов А.

Канн Ю.

Леонтьева

Активность

 

 

 

 

 

Креативность

 

 

 

 

 

Точность ответа

 

 

 

 

 

Коммуникабельность

 

 

 

 

 

Дисциплина

 

 

 

 

 

Рисунок 4

 

Карточка № 2

№ иллюстрации

1

2

3

4

Нюанс

(свойства)

 

 

 

 

Контраст

(свойства)

 

 

 

 

Рисунок 5

Таблица, изображенная на карточках Нюанс и контраст по свойствам элементов.

Свойства элементов

(названия)

НЮАНС

рисунки

КОНТРАСТ

рисунки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6.

Таблица «Музыкальные ассоциации»

МЕЛОДИИ - АССОЦИАЦИИ

«К» или «Н»?

«К» или «Н»?

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

Условные обозначения:

«К» - контраст

«Н» - нюанс

 

 

Рисунок 7

 

Рисунок 8-1

Карточки, с написанными свойствами элементов.

ТОН

ФОРМА

ЦВЕТ

ТЕКСТУРА

РАЗМЕР

ОБЪЕМ

 

 

Рисунок 9 Домашнее задание  по теме «Нюанс и контраст – гармонизирующие средства композиции»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ по теме «Нюанс и контраст – гармонизирующие средства композиции»

1    Прислать по электронной почте или прикрепленным файлом к сообщению в социальной сети, две иллюстрации понравившихся ювелирных изделий. Перед отправкой, переименовать файл. Дать название одному файлу – «1», а второму «2».

2    Проголосовать в он-лайне в социальной сети (если нет возможности, - выслать на электронную почту фамилию, имя учащегося) за одного учащегося, которому на следующем уроке можно доверит роль преподавателя.

Рисунок 10

 

Карточка №1 Рисунок 11

ВОПРОСЫ (зеленые)

Ф.И.

Попов

Игорь

Еремина

Олеся

Проскочило

Оксана

Бирев

Леша

Иванова

Маша

Сунь

Игорь

Тян

Ира

Ясев

Ян

1.

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТВЕТЫ (синие)

Ф.И.

Готова

Ася

Мотова

Маша

Исакова

Марина

Шуева

Агата

Чередова

Маша

Ноев

Дима

Тян

Соня

Туев

Ян

1.

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОСЫ (синие)

Ф.И.

Готова

Ася

Мотова

Маша

Исакова

Марина

Шуева

Агата

Чередова

Маша

Ноев

Дима

Тян

Соня

Туев

Ян

1.

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТВЕТЫ (зеленые)

Ф.И.

Попов

Игорь

Еремина

Олеся

Проскочило

Оксана

Бирев

Леша

Иванова

Маша

Сунь

Игорь

Тян

Ира

Ясев

Ян

1.

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка №2 Рисунок 12

 

 

 

Лист задания №2

АНАЛИЗ ЮВЕЛИРНОГО ИЗДЕЛИЯ.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

1. Наименования изделия.

2. Предназначение.

3. Симметричная или асимметричная композиция?

4. Разомкнутая или замкнутая композиция?

5. Есть ли ритм? Какой? Чем выражен ритм?

6. Статичная или динамичная композиция? Если динамичная композиция, КАКОЕ движение?

7. Общее решение композиции – контраст или нюанс? По каким свойствам элементов?

8. Есть ли акцент? Есть ли подакценты? По каким свойствам элементов создан контраст?

Фамилия, имя, дата, № группы

 

Рисунок 13

 

Таблицы эффективности участия на уроке. Рисунок 14

СИНИЕ

Фамилия, имя

учащегося

ЖЕТОНЫ

(количество)

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

5.

 

 

6.

 

 

7.

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

ЗЕЛЕНЫЕ

Фамилия, имя

ЖЕТОНЫ

(количество)

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

5.

 

 

6.

 

 

7.

 

 

8.

 

 

 

 

 

Рисунок 15

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Интернет-ресурсы:

http://www.grandars.ru/college/psihologiya/metody-obucheniya.html

http://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BD%D1%8E%D0%B0%D0%BD%D1%81

https://www.google.ru/search?q=%D0%BD%D1%8E%D0%B0&oq=%D0%BD%D1%8E%D0%B0&aqs=chrome..69i57j69i60j69i61l2j69i59l2.3274j0j4&sourceid=chrome&es_sm=93&ie=UTF-8#newwindow=1&q=%D0%BD%D1%8E%D0%B0%D0%BD%D1%81+%D0%B2+%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8

http://www.youtube.com/watch?v=dWoLFikbf4c

 

http://expert-polygraphy.com/zakony-kompozitsii-kontrast-nyuans-i-povtorenie/

О. Л. Голубева, «Основы композиции», 2001, Издательство: Изобразительное искусство, Сварог и К

«Изобразительное искусство. Основы композиции». Сокольникова Н.М., 1998 г.

«Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве» , Виталий Устин, Издательство: АСТ, Астрель, Харвест, 2006 г.

«Декоративная композиция» Галина Логвиненко, Издательство Владос

Серия: Изобразительное искусство, 2012 г.

«Дизайн и основы композиции в дизайнерском творчестве и фотографии» Мирослав Адамчик, Издательство: Харвест, 2009 г.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»