Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Педагогическая мастерская
как технология обучения изобразительному искусству

 

Федорова Наталья Юрьевна,
учитель ИЗО и черчения,
ГБОУ средняя школа №16, Санкт-Петербург

 

Педагогическая мастерская как форма, метод и технология обучения возникли благодаря идеям свободного воспитания Л.Н.Толстого, практической деятельности С.А.Рачинского, исследованиям Л.С.Выготского, теоретическому наследию А.С.Макаренко, а также основам философского учения Ж.-Ж.Руссо и современных французских последователей теории познания Гастона Вашляра. Идеи стали основой практического моделирования сначала французских, а затем российских педагогических мастерских. Мастерская представляет собой интеграциюзарубежного и российского педагогического опыта.

Педагогическая мастерская – это форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для получения новых знаний и опытапутем самостоятельного и коллективного открытия. Основой этогоявляется творческая деятельность каждого обучаемого. В мастерской построения знаний она может быть представлена так: творческий процесс творческий продукт осознание его закономерностей соотнесение полученного с достижениями культуры коррекция своей деятельности новый продукт ит.д.

Особенности мастерской:

- свободная деятельность, которая имитирует метод проб и ошибок, но реализуется по строгим правилам мастерской.

- идеидиалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах.

Результат работы - процесспостижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество – явления самоценные.

Принципы и правила ведения мастерской:

1.                 Ценностно-смысловое равенство всех участников.

2.                 Право каждого на ошибку.

3.                 «Педагогика успеха», самооценка и самокоррекция.

4.                 Предоставление свободы в рамках принятых правил.

5.                 Диалоговость - главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

6.                 Организация и перестройка реального пространства, в котором работает мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.

7.                 Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера, руководителякак авторитета на всех этапах мастерской. Учитель не ставит вопросы, не отвечает на них.

В процессе организации педагогической мастерской есть следующие элементы:

Разрыв. Психологическое состояние участника мастерской, при котором открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения.  В мастерской самостоятельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как прозрение. Происходит разрыв между старым и новым знанием. «Разрыв» – ядро всей мастерской. Который планируется заранее

Рефлексия. В процессе педагогической мастерской используются  два типа рефлективных процессов: авторефлексия - осознание собственных мыслей, чувств, поступков (я осознаю, что я думаю о чём-то), и рефлексия как отражение того, о чем думает другой человек (или группа людей).

В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания. Происходит не передача готовых знаний, а познание, через опыт.Это создает условия для формирования  культуры.

Заключительная рефлексия – необходимый элемент мастерской. Происходит осмысление  процесса творчества, проектирования, получения новых знаний, но и эмоционального развития

Творческий процесс в мастерской является главным технологическим средством достижения цели обучения: открытия закона, формулирования правил, создания текста, накопления фактических знаний, приобретения опыта исследования, выработки определенного отношения к явлению, осознания ценностных ориентации и др. Этапы творческой деятельности - деконструкция и реконструкция выбранного участниками мастерской материала: слов, текстов, красок, образов, веществ, фактов, явлений, любого материала в зависимости от темы и типа мастерской. Материал выбирается, а затем создается нечто новое. На следующем этапе происходит осмысление закономерностей процесса.

Типы мастерских.

Педагогические мастерские могут быть разделены на типы в зависимости от:

— состава участников;

— целей и способов деятельности;

— временной продолжительности процесса.

По составу участников мастерские подразделяются на занятия только для учащихся; только для педагогов; мастерские, которые могут быть  проведены и со взрослыми, и с детьми. В случае необходимости в мастерскую для взрослых включается игровой элемент (ролевая игра).

По целям и способу деятельности мастерские можно подразделять на:

— мастерские творческого письма;

— мастерские построения знаний;

— мастерские по самопознанию;

— мастерские отношений и ценностных ориентации и ряд других.

Практически мастерские каждого типа объединяются задачами предметного преподавания, имеют огромные возможности интегрированного обучения, так как реализуют цели образования комплексно.

Большую роль в создании творческого процесса в мастерской играет побуждение к ассоциативному мышлению- «спонтанному соединение идей, восприятий, образов, фантазий, сообразно определенным личным и психологическим темам, мотивам, сходствам, противоположностям или причинным связям.

Ассоциации в педагогической мастерской используются для актуализации личного опыта участников, «открывают» в какой-то мере работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого.Опора на ассоциативное мышление требует четкости руководства и строгого временного ограничения.

Алгоритм — точное предписание о выполнении в определенном порядке некоторой системы операций, ведущих к решению всех задач данного типа. Алгоритм деятельности в мастерской зависит от ее вида. Мастерская построения знаний имеет не менее двух этапов и строится по определенному плану.

Первый этап

Индуктор — первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Два необходимых условия такого задания. Во-первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого, связанный  со смыслом дальнейшей деятельности. Во-вторых, задание должно предоставить известный выбор участнику, что создает интерес, внимание, некоторое бессознательное недоумение, а иногда раздражение. Это настраиваетна дальнейшее движение творческой мысли.

Создание творческого продукта индивидуально или в групповом взаимодействии, творчестве. Оно основано на деконструкции и реконструкции. Деконструкция — разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов. Реконструкция позволяет из полученных разрозненных частей, единиц создать целое новое явление, представление, знание, образ которого необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской.

«Социализация», т.е. предъявление созданного продукта всеми участниками (выставка рисунков, созданных образов и т. п.), соединение индивидуальных результатов, коллективная работа. Социализация позволяет понять направление, способы деятельности других участников, сравнить результаты, оценить идеи.

Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности. Формирование информационного запроса (выстраивание новых проблем).

Второй этап

1.                 Обращение к новой информации и ее обработка.

2.                 Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы и т. п. Групповая или индивидуальная работа.

3.                 Социализация.

4.                 Общая рефлексия и выход к новым  проблемам.

 

Педагогическая мастерская «Чудо-дерево»

по программе Т.Я Шпикаловой «Изобразительное искусство»

на тему «Чудо-дерево», 5 класс, 1 четверть, урок №9

Цель: создание образа дерева в разных видах искусства как древнейшего символа жизни, плодородия, земного блага.

Задачипедагогической мастерской:

- воспитывать интерес к искусству народов мира, мировой художественной культуре;

-  формировать знания и художественные навыки учащихся;

- формировать и развивать художественную культуру личности средствами мировой художественной культуры;

- развивать и формировать творческую индивидуальность ребёнка.

Оборудование для учителя:

Зрительный ряд – репродукции картин художников-пейзажистов, схемы рисунка деревьев, последовательность рисования дерева.

Оборудование для учащихся:

Краски, (гуашь, акварель), кисти, баночка для воды, сангина, уголь, фломастеры, цветные карандаши, гелевые цветные ручки.

План педагогической мастерской.

1. Вступительное слово: (обсуждение, рассказ учителя)

2. Беседа учащимися.

3. Подбор ассоциативного ряда слову дерево.

4. Практическая работа:

а) составление  рассказа;

б) организация самостоятельной работы.

5. Творческая работа учащихся.

6. Проведение выставки работ.

7. Подведение итогов работы.

Ход педагогической мастерской.ж

1. Вступительное слово

С символом - «древом жизни» ученики знакомятся ещё в начальной школе, но на этот раз несколько иной вид творческой деятельности учащихся.

Беседа с учащимися: Какие загадки, пословицы и поговорки знаете о деревьях? (дети вспоминают, отвечают)

Рассказ учителя. Издревле установилось почтение и уважение людей к дереву. Например, строки стихотворения В. С. Рождественского:

Вот старый дуб, - листы из звонкой меди,

Могучий стан в извилинах коры –

Он весь гудит, рокочет о победе,

Как некогда на струнах гусляры.

Вопрос:Почему у людей было такое отношение к дереву?

(Вековые дубы пользовались особой любовью наших предков. К ним приходили лечиться, под их кроной происходили большие сходы, свадьбы, суды, считали люди, что на их кронах держатся вода, огонь и земля, что они мудры и праведны, ведь повидали на своём веку не мало)

Берёза - священное дерево в славянской мифологии – почиталось как символ девичьей молодости, символ берегинь и русалок, на Руси существовал и особый праздник, в котором берёза становилась именинницей (Cемик), о берёзе пели песни («Во поле берёза стояла…»)

Многие поэты посвятили ей свои стихи, например, С.Есенин: «Белая берёза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром…».

Мифы народов мира свидетельствуют, что наиболее наглядный образ был найден в растительном мире, среди деревьев, особенно таких, чей срок жизни превышал сроки жизни человека (дуб, явор, ива, лиственница, кедр). Носителем жизненной силы выступает и само древо жизни и его плоды (яблоко, гранат, апельсин), и находящаяся под деревом живая вода, и антропоморфные заместители древа жизни. Символ древа жизни распространён и в устном народном творчестве, и в народном декоративно – прикладном искусстве разных народов в художественном творчестве (независимо от вида ИЗО) дерево предстаёт как красивый символ земного плодородия.

- Вспомните сказки, в которых говорится об идее преодоления смерти и вечной жизни. (Дети вспоминают русские народные сказки)

3. Подбор ассоциативного ряда к слову «дерево».

(Дети подбирают и озвучивают)

На доске - зрительный ряд - репродукции картин:

Фра Анжелико. Фреска «Рай»

Я.Брейгель (бархатный) «Райский сад»

И.И.Шишкин «Зима»

И.И.Шишкин «Рожь»

И.И.Шишкин «Утро в сосновом бору»

Изображения деревьев у художников – пейзажистов.

4. Практическая работа.

а) составление рассказа. Предлагается составить маленький рассказ о дереве (живом или фантастическом) в несколько предложений.

Дети читают свои эссе.

б) организация самостоятельной творческой работы учащихся.

Объединимся в группы по 4 человека.

Задание. Рассмотрев образы плодоносящих деревьев в произведениях, представленных в зрительном ряду, на страницах учебника, обратив внимание учащихся на то, что образ дерева и плоды на нём могут быть сильно трансформированы в декоративные мотивы или приближаться по форме к природным, изобразить древо жизни в аппликации, рисунке, коллаже, используя самые различные материалы (карандаши, гуашь, акварель, цветную бумагу, пластилин), сделать декоративную композицию на формате бумаги А3.

5)Творческая работа учащихся (30 минут).

Дети выполняют работу группами различными материалами и в различных техниках.

6. Проведение выставки работ.

Каждой группе сделать пояснение, рассказ – что за дерево изображено в работе, а другим группам написать краткую рецензию на работы остальных групп.

7.Подведение итогов работы. Завершение. Организация выставки творческих  работ групп. Вывесить все работы на доске.

Поблагодарить учащихся за активную творческую работу.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»