Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Игровые технологии на уроках изобразительного искусства

Барменкова Ирина Павловна,
учитель изобразительного искусства,
  ГБОУ СОШ № 137 Санкт-Петербурга

Аннотация

Данная статья посвящена использованию на уроках изобразительного искусства игровых технологий. Статья адресована, в первую очередь, учителям изобразительного искусства.
Цель статьи: расмотреть возможности использования на уроках изобразительного искусства игровых технологий. Ключевые слова: игровые технологиии, урок изобразительного искусства.
Содержание:
1. Использование игр в изобразительной деятельности.
2. Игры и упражнения на выполнение изображений из готовых элементов.
3. Игры и упражнения по цветоведению.
4. Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий.
5. Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства.


                                                            « Что может быть честнее и благороднее, как                                                                                                          учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь…»

                  М. Квинтилиан.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенными признаками: четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровые технологии в обучении, пожалуй, самые древние и давно заняли прочное место в практике проведения уроков. Игра помогает учащимся по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению интереса к учебному предмету. Использование игровых технологий на уроках помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, способствует развитию познавательного интереса к учебному предмету.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразовательную к главной цели -- творчески-поисковой деятельности.

В игре проявляются и развиваются творческие способности, воображение, фантазия. Она является одной из генетических основ художественного творчества, способствующая его формированию и сопровождающая его.

Об учебном, развивающем значении игры высказывались философы, мыслители, учёные: Платон, Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, К. Ушинский, Л. Толстой. Проблемы использования игр в учебно-воспитательном процессе изучали известные педагоги-практики, новаторы -- А. Макаренко, В. Сухомлинский, В. Яковлев.

Проблеме развития творческого потенциала учащихся в игровых ситуациях на уроках изобразительного искусства и художественного труда посвящены работы Б. Неменского, Б. Юсова, С. Коновец, В. Тименко.

Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям. Дидактические упражнения и игровые ситуации желательно использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения.

Исследования показали, что во время игровых ситуаций острота зрения у ребенка значительно возрастает. Игры и игровые моменты служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Л. С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя».

Включение игровых моментов в урок позволяет корректировать психологическое состояние учащихся, причѐм дети воспринимают психотерапевтические моменты как игру. Использование игр в изобразительной деятельности обусловлено своеобразными связями игры и художественного творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему. Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу.Игры в старших классах лучше проводить в форме соревнований. Обязательным условием игры является подведение итогов.

На уроках изобразительного искусства игры решают одну или несколько задач:
- развитие внимание;
- развитие глазомера;
- тренировка наблюдательности;
- развивитие творческих способностей;
- воздействие на эмоции и чувства;
- раскрытие личностных возможностей ребенка.

Можно выделить следующие группы игр:
- Игры и упражнения на выполнение изображений из готовых элементов.
- Игры и упражнения по цветоведению.
- Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов и понятий.
- Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства.

Объяснения содержания игры должно быть эмоциональным, кратким, логичным и понятным. Длительность одной художественно-дидактической игры или упражнения от 3 до 5 минут. При разработке художественно-дидактических игр и упражнений учитываются четыре вида деятельности: рисование с натуры, тематическое, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве. 

 

Игры и упражнения на выполнение изображений из готовых элементов

Данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание и воображение.
1. Назовите предметы, похожие на геометрические тела. Это упражнение на развитие логического мышления.

2. Составьте композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?» Например, из готовых силуэтов составит натюрморт. Игра может проводиться в виде соревнования. Игра развивает композиционное мышление, умение находить оптимальные решения.
3. Составьте из готовых геометрических фигур орнамент. Упражнение на закрепление знаний об особенностях орнамента.
4. Дополните изображение. Учащиеся получают изображение, которое необходимо дополнить. Упражнение помогает развитию воображения.

5. Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур Используя изображенные на доске геометрические фигуры, учащиеся в альбомах рисуют предметы (как вариант этого упражнения — индивидуальные задания каждому ученику).
6. Выполните аппликацию, состоящую из деталей разного цвета, но одинаковой формы. Дайте название работе. Развивает умение компоновать. Способствует развитию чувства формообразования в плоском изображении. В дальнейшем это упражнение может быть использовано для выполнения заданий в технике разрезной мозаики.

7. Игра-головоломка Составьте из геометрических фигур изображения животных. Задание носит творческий характер.

 

Игры и упражнения по цветоведению

Данные игры и упражнения способствуют развитию осмысленного восприятия цвета, различительных, аналитико-синтетических способностей и культуры восприятия ребенка; имеют обучающий, тренировочный, контролирующий характер.

1. Холодные и теплые цвета. Учащиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления царства Снежной королевы, а второй — для оперения Жар-птицы. Упражнение на определение цвета и его выразительного аспекта.

2. При ознакомлении с цветом учащимся можно предложить упражнения на передачу цветом определенного настроения, что способствует осознанию содержательного, выразительного аспекта цвета. Например, грустный клоун - весѐлый клоун.

3. Составьте пары (контрастные цвета, сближенные цвета). Учащиеся работают с готовыми геометрическими фигурами различных цветов. По просьбе учителя ученики поднимают составленные пары.

4. Назовите основные, дополнительные, производные цвета. Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета. Работу можно проводить фронтально.
5. Игра-соревнование «Кто больше?». На полосках бумаги учащиеся делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто сделает больше накрасок различной светлоты. Игра на закрепление понятия о разбеливании цвета.

 

Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов и понятий

1. Продолжите цепочку слов. Такое упражнение можно проводить в начале урока. Учащиеся должны продолжить перечень, классификацию.
Например:
- Архитектор, скульптор…
- Пейзаж, портрет…
- Красный, оранжевый…
- Квадрат, круг ...
2. Объясните значение слова. Например: ритм — это…, узор -это..., осевая линия - это..., симметрия - это..
3. Вычеркните лишнее слово. Упражнение носит обобщающий, контролирующий характер.
Например: Кисть, холст, краски, мольберт, молоток, палитра.
4. Игра «Угадай». Учитель подбирает стихи, загадки, по которым учащиеся должны догадаться, о каком предмете искусства идет речь. Игра развивает логическое мышление, эмоциональную культуру восприятия, активизирует внимание, стимулирует процесс запоминания художественной информации.

5. Собери слово из букв. Например, собрать из букв слово "НАТЮРМОРТ".
6. Диагностическое упражнение «Вспомни слово». Такое упражнение можно использовать в начале урока. Например: г_ашь (гуашь), гр_ф_ка (графика), к_р_м_ка (керамика) и т. д.


Например:

Острый нос чертеж выводит
Аккуратно, не спеша.
Ровно линии проводит
Тонкий нос...
(карандаша)

Цветы на картине,
фрукты и торт.
Картину такую зовем...
(натюрморт)

Золотой цвет,
черный, красный
— В росписи других нет красок.
В птицах и цветах посуда,
В землянике чашки, блюда.
Узнали роспись, детвора?
Конечно, это...
(хохлома)

 

Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства

1. Подберите прилагательные, характеризующие произведение искусства (репродукция или слайд). Побеждает тот из учащихся, который подберет большее количество прилагательных. Это упражнение развивает способность переводить зрительный образ в словесный. Например, снегопад какой? (пушистый, воздушный, удивительный).
2. Сравните впечатления Учащиеся сравнивают два произведения искусства. Например, учащимся предлагается сравнить репродукции картин И. Левитана "Сумерки. Луна" и Ф. Васильева "Болото в лесу". При выполнении этого упражнения развивается культура восприятия произведений искусства, речь учащихся.
3. Подберите стихотворение к произведению искусства. Такие эстетические ситуации способствуют развитию образного мышления учащихся на основе единства изобразительных и выразительных средств искусства. Например, на доске расположены репродукции зимних пейзажей: И. Шишкин. «Зима»; Г. Нисский. «Подмосковье. Февраль». Учащиеся должны подобрать к отрывку стихотворения соответствующую репродукцию с изображением зимнего пейзажа, объяснить свой выбор.

4. «Войдите» в картину (представьте себя на месте героя произведения искусства). Игра развивает фантазию ребенка, речь, носит творческий характер. 

5. Указать название народного промысла. Учащимся раздаются карточки с таблицей, в которой указаны названия художественных промыслов, на доске расположены репродукции промыслов с номерами. Ученики заполняют таблицу.
6. Найдите среди произведений искусства такие, которые ассоциируются с определенными чувствами. Например: эмоции печали и радости в картинах В. Васнецова "Алѐнушка" и К. Брюллова "Всадница". Данный вид задания может быть использован на уроках по восприятию искусства.
В заключение можно отметить, что в основе игр и упражнений лежит принцип познания ребенком учебного материала от ощущения через эмоцию, от ассоциации к анализу, а затем к творчеству. Большинство игр переводят ребенка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности, в позицию творца.

Список использованной литературы

1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству – М.: Владос,2004
2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой— М., 1987.
3. Выготский Л. С. Роль игры в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966. — № 6.
4. Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе – М.:ООО « Институт общегуманитарных исследований», В Секачев, 2001.
5. Газман О. С. В школу с игрой— М., 1991.
6. Занько С. Ф. Игра и учение— М., 1992.
7. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры— М., 1990.
8. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии — М., 1998.

 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»