Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Новые реалии в развитии у школьника творческих способностей
изобразительной деятельности на занятиях «онлайн»

Кравцова Елена Викторовна
У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно.
А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность. Творчество дает человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознает свою индивидуальность. Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья. Самым доступным вариантом творческой деятельности является изобразительная деятельность.
В условиях новой реальности, когда дети успешно осваивают новые технологии, умело ими пользуются, встала новая проблема раскрытие творческих способностей ребенка без непосредственного контакта с педагогом. Если ранее педагог влиял на творческий процесс учащегося, расширяя его возможности и помогая понять перспективу его развития, формировать художественное мышление и активно развивать его творческую деятельность, то в условиях перехода занятий онлайн становиться этот процесс более сложным, требующим нового подхода. Педагог отходит на второй план, уступая место элементам самообразования. Учитель выступает уже как куратор!
Как же мы можем адаптировать наши знания и умения  в развитии творческого потенциала без непосредственного контакта с учеником? Для начала надо вспомнить задачи, которые должны сформировать в процессе учебной деятельности:
– развитие познавательной и продуктивной деятельности ребенка;
– развитие навыков изобразительной деятельности как средства  самовыражения ребенка;
– развитие творческого мышления и творческой активности;
– развитие познавательной и продуктивной деятельности ребенка.
Познавательная активность ребенка зависит от многих факторов, в том числе от уровня общей активности и особенностей его опыта взаимодействия с окружающим миром и людьми. В современном образовании обучение искусству подразумевает не только передачу учащимся знаний и навыков, но и приобщение их к творческой деятельности. Важно передать весь накопленный опыт истории искусства, способствуя росту знаний начинающего художника во всех сферах художественного творчества. Рисунок-это основа всех видов изобразительного искусства. Поэтому с овладения знаниями выполнения рисунка строится обучение, т.е. последовательность развития художественных способностей и применения техник обучения.
Единство теории и практики, органично соединенные, способствует активному развитию творческих способностей учащихся. Чем больше знаний, примеров у учащегося, тем ярче и богаче уровень его мастерства, техник и, соответственно, тем насыщенней и выразительней его рисунки.  Для развития творческих способностей применяется принцип научности. Этот фактор заключается в усвоении системы знаний, которые особенно важны для начинающего, т.к. помогают понять закономерности построения композиции, структуры и строения формы предмета.
Изобразительная деятельность как средства самовыражения ребенка – это важнейшее средство эстетического и умственного воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.  Она направлена не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображённому. Создавая рисунок, лепку, аппликацию, ученики отмечают, почему им нравятся изображения, что в них интересного, почему они радуют их, и наоборот, что вызывает отрицательное отношение. Выражение отношения к изображаемому – это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности школьного творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей. Благодаря контакту с миром эстетически значимых предметов и явлений ребёнок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластических формах. Он получает информацию, которая входит в него даже через такие ощущения, так удовольствие или неудовольствие. В результате этого накапливаются впечатления – цветовые, звуковые, осязательные, которые представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем строится интерес к гармонии цветов и звуков, к пластике предметов.
Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Мышление всегда носит творческий характер, так как оно направлено на открытие новых знаний. В качестве основного критерия творчества часто рассматривается - оригинальность мышления - способность давать ответы далеко отклоняющиеся от обычных, выполнить задание с нестандартным решением. Оригинальность выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других стандартных решений. Оригинальность рождается из преодоления "правильного", очевидного, общепринятого. Творческий характер мышления проявляется в таких его качествах как гибкость, оригинальность, беглость, глубина мышления, подвижность.
Развитие творческого мышления выражается в том, что увеличивается творческая активность детей в форме вопросов. И именно проблемный метод обучения влияет на развитие гибкости мышления детей. Большое значение для развития поисковой активности имеет познавательная деятельность. А это значит:  потребность в новой информации, в новых впечатлениях, это положительные эмоции радости, интереса. Интерес способствует появлению творчества и инициативы в самостоятельном приобретении знаний.
Продуктивная деятельность имеет большое значение для развития психики учащегося и становления личности, так как необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его психических процессов, эмоционально - волевой сферы, способностей, нравственным, физическим и эстетическим воспитанием. В процессе занятий мы учимся и приходим к тому, что начав что-то делать, мы обязательно должны прийти к результату – к «готовому продукту» нашей деятельности. В процессе продуктивной деятельности ребята приобретают ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными, успешными, уверенными в своих силах.  Моделируя предметы окружающего мира, продуктивная деятельность приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении. Продуктивная деятельность развивает наблюдательность, активность, самостоятельность, умение выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца. На занятиях продуктивной деятельностью учащиеся приучаются аккуратно пользоваться материалом, использовать материалы в определённой последовательности. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности.   
Когда мы еще раз по пунктам разобрали задачи, которые должны развить у подрастающей личности, можно разобрать, чем хороши/плохи уроки «онлайн». Что можно взять на вооружение, а с чем придется и повозиться.
Итак, плюсы:
  • Онлайн-обучение можно получить в любом удобном месте, без посещения учреждения, с наличием доступа в интернет.
  • Гибкий график учебы. Пожалуй, это одно из главных преимуществ онлайн-школы. Особенно это удобно для юных спортсменов, которым не подходит стандартное расписание уроков.
  • Занятия в своём темпе обучения. Кто-то осваивает материал быстрее, кто-то медленнее.
  • Возможность более углубленно изучить материал для одаренных детей, при использовании сети интернет.
  • Даёт возможность полного освоения учебной программы без пробелов, например из-за отсутствия ученика по болезни.
  • Развитие самостоятельности. Ученики больше времени уделяют самостоятельной подготовке по материалам, предоставленным педагогом.
  • Исключение шума в классе, который мешает ученикам сосредоточиться.

Минусы, которые и требует от педагога решения, а именно: 
  • Главный минус онлайн уроков в том, что если у ребенка не развито чувство ответственности, самостоятельности, усидчивости и внимания, то  без непосредственного участия педагога или родителя становится проблемой «усадить» ребенка за уроки. В особенности это касается гиперактивных детей. Что мешает ребенку выключить компьютер и не заниматься? Или сидеть и играть в компьютерные игры? Ребенок может быть предоставлен сам себе, так как родители находятся на работе и не могут контролировать детей с особенностями.
  • Отсутствие границы между рабочим и свободным временем. Если ребенок приходит в школу он уже знает внутренний распорядок и может распределить силы и внимание на уроках. В условиях дома это может привести к неспособности самоорганизации. 
  • Недостаток личного общения со сверстниками в школе, где особым образом выстраиваются взаимосвязи в коллективе. Этот минус уже выливается в особую проблему подрастающего поколения. 
  • Недостаток общения непосредственного контакта с учителем. Дистанционно учитель не может отслеживать реакцию на усвоение нового материала учениками, и индивидуально уделить внимание во время занятия.
  • Исключается возможность «здоровой конкуренции», как двигателя быть лучше других.

Изучив все прелести и недостатки онлайн-уроков, исходя из личного опыта, мы можем подытожить, какими мы располагаем методами для реализации успешного развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства. А именно:
  • Первое, что нужно сделать это правильно замотивировать ребенка. Это поможет решить проблему самоорганизации, желание сесть за урок и работать. Ребенок будет работать, если он понимает, что в конечном итоге должно получиться. Все должно быть предельно ясно.  Как же замотивировать ребенка? Для этого необходимо знать, чем увлекаются дети в данном возрасте, что их волнует. Мотивация, направленная на успех приводит к активизации творческого мышления и продуктивной деятельности.
  • Второе - применять проблемный метод обучения, который поможет активизировать мыслительные процессы ребенка. Необходимо чтобы ребенок захотел найти пути решения проблемы, но чтобы он захотел - ему должно быть интересно! Здесь поможет предварительная диагностика увлечений ребенка/класса, исходя из этого, можно подобрать форму проведения занятия.
  • Третье - сделать урок доступным для ребят с разным уровнем развития творческих способностей. Онлайн-урок должен хорошо иллюстрировать этапы создания творческой работы, которые демонстрирует учитель, с возможностью просмотра урока в записи.
  • Четвертое - сохранение социального взаимодействия. Необходимо общение с учителем и онлайн-формат не исключает общение, оно трансформируется. Однако реализовать общение с учениками при этом излагать материал не так просто, требует от учителя умелого использования технических средств и предварительной продуманной подготовки в проведении онлайн-уроков.

Сегодня мы с вами не говорим о том, с какими техническими проблемами сталкиваются учителя во время онлайн-уроков, мы говорим о том, как адаптироваться к условиям новой реальности, не потеряв в развитии творческих способностей школьников. Сегодня нам, учителям, надо затратить больше усилий на изучение новых возможностей технического характера и самое главное на изучение меняющейся психике ребенка. Так как всё, что десятилетиями было неизменно, сейчас претерпевает изменения из-за поколения, которое растёт во взрыве технологического прорыва. 
Все наши средства, методы, приемы обучения должны быть адаптированы и переведены в "цифровой формат", так как мы сегодня учим детей, которые будут создавать будущее.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»