Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Гравюра на картоне

Кудинова Марина Николаевна
Графика – это вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика – это прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании чёрного и белого, причём белым является сама бумага, а чёрным – и карандаш, и уголь или другой красящий материал.     Гравюра, как вид графики изучается на уроках изобразительного искусства в 5-7 классах по всем основным программам в общеобразовательной школе. Важнейшей частью искусства графики остается эстамп. Как средство художественной педагогики, он разворачивает перед учителем широкие возможности. Воспитание будущего зрителя становится особенно эффективным в условиях практического знакомства с искусством печатной графики. Формирование творческой личности в процессе работы над эстампом происходит в особой творческой атмосфере. Весь процесс его создания учит умению вести работу целенаправленно, целостно ее воспринимать, осознанно подходить к работе в материале. Эстамп расширяет возможности плодотворной самореализации учащихся. Гравюра - это игра светлых и темных пятен. С помощью их изображение получается живым и интересным. Гравюра – вид графики, который можно повторять, делая оттиски. Каждая страница книг, которые мы читаем, тоже отпечатана, но гравюрой мы называем только рисунок. Создание гравюры – это трудоёмкий и сложный процесс, гравёры  используют специальные  инструменты: резцы, иглы, а так же используют кислоты, что  конечно же является не безопасным для ребёнка, поэтому знакомство с творчеством художников-гравёров носит чаще всего теоретический характер. Гравюра на картоне позволяет познакомить учащихся с техникой выполнения гравюры, и может успешно применяться на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. В гравюре на картоне каждый отпечаток различен и уникален, к тому же эта техника позволяет добиться необычайного фактурного богатства, что делает работу интересной, захватывающей – это особенно важно для работы с детьми, где важно получить результат особенный, отличительный от результатов одноклассников. Сегодня, способ выполнения гравюры на картоне особенно актуален, так как является доступным и с точки зрения  материальных затрат и с точки зрения сложности исполнения. Применение эстампа на уроках, даёт возможность нестандартного решения творческих задач.   
Целью данной работы является раскрытие методических возможностей графической техники гравюры на картоне в условиях современной школы.  Работа в технике гравюры на картоне позволяет решить образовательные и воспитательные задачи, особенно при выполнении коллективных работ.  
Новизна исследования. Впервые осуществлен анализ художественно-выразительного языка гравюры на картоне во взаимосвязи с технологией исполнения. Определено положение гравюры на картоне в системе видов эстампа. Обобщены сведения о художниках, работавших в гравюре на картоне. Рассмотрены и проанализированы этапы технологического исполнения гравюры на картоне. Выявлено значение гравюры на картоне как эффективного средства педагогического процесса. Исследованы возможности данной техники в развитии творческих способностей детей среднего школьного возраста, что позволило выявить развитие пространственно-колористических представлений. Определено положение гравюры на картоне в системе видов эстампа. Обобщены сведения о художниках, работавших в гравюре. Рассмотрены и проанализированы этапы технологического исполнения гравюры на картоне. Создание методического обеспечения к урокам: зрительный ряд, примеры шаблонов, подборка фонда детских работ, при выполнении портрета автор применяет выполнение упражнений с шаблонами на изображение эмоционального состояния.                                                     
 Выявлено значение гравюры на картоне как эффективного средства педагогического процесса. Исследованы возможности данной техники в развитии творческих способностей детей среднего школьного возраста, обычной общеобразовательной школы.   
Гравюра как вид графики.
      Настоящее время – время качественных перемен в обществе. В условиях социальной деструктивности процесс ломки и разрушения пока еще намного опережает своей активностью созидательный процесс. Ситуация переходного периода развития общества, обостряющая поиск человеком смысла существования и своего места в мире, приводит к необходимости гуманизации образования, и, как следствие, возрастает ценность эстетического образования в России. В этой же ситуации ведущая роль в воспитании и образовании должна отводиться методикам и программам, ориентирующим педагогов на развитие в детях личностного творчески-созидательного отношения к действительности. У современных ученых-педагогов нет сомнений по поводу эстетического воспитания школьников средствами разных видов искусства. Это путь, позволяющий преображать жизнь по законам красоты: по словам В.А.Сухомлинского, «через красивое – к человеческому». В первую очередь необходимо развивать у ребенка универсальную человеческую способность к постижению прекрасного как основы гармонии жизни и искусства. Какие же методы, приемы и художественно-выразительные средства необходимо использовать педагогу для развития этой способности? Исследования психологов убеждают, что взаимодействие различных видов искусства, различной техники выполнения, в содержании учебного процесса способствует более гармоничному развитию ребенка в отличие от разрозненных художественных впечатлений. Активные формы взаимодействия искусств способствуют пробуждению эмоциональной отзывчивости, расширению диапазона межхудожественных ассоциаций, что естественным образом усиливает интеллектуально-творческий потенциал личности. Потребность в творчестве заложена в каждом ребенке изначально. Это способ познания мира и самовыражения. Взрослые должны лишь создать условия для творческой деятельности ребёнка.            Слово “графика” происходит от греческого “графо” — “пишу, рисую”. Это — вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика - это прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным – и карандаш, и уголь или другой красящий материал.
 
- 3 - 
Графика делится на два вида:
1. единичный рисунок на бумаге - рисунки, сделанные акварелью, гуашью, карандашом, углем, сангиной (палочки красного и коричневого цвета). Воспроизводятся один раз.
2. печатная графика - позволяет воспроизводить рисунок в большом количестве экземпляров.
   Французское слово «estamper» означает «оттискивать» или «печатать», а эстамп это оттиск изображения на бумаге, один из видов графического искусства. Этот оттиск может быть сделан с дерева, камня, металла, линолеума, картона или другого материала, на котором изображение предварительно было вырезано или вытравлено. Печатную форму, с которой делают оттиск, принято называть доской, а полученный с неё отпечаток – эстампом. По способу создания печатной формы все виды эстампа можно разделить на три группы.
1. Высокая печать.
2. Глубокая печать.
3. Плоская печать.
Слово «Гравюра» происходит от французского глагола «graver», что значит «вырезать на чём-либо».
1.Гравюра высокой печати. С поверхности доски с помощью особых резцов удаляются те места, которые на бумаге должны остаться белыми. Получается своеобразный выпуклый рисунок, на который наносится краска для печатания. К этой группе относится прежде всего гравюра на дереве (ксилография) и гравюра на линолеуме (линогравюра).                                           
 2. Гравюра глубокой печати. Рисунок получают путём процарапывания или травления гладкой поверхности «доски». В полученные углубления набивают краску, которая потом под большим давлением переходит на бумагу. Сюда относятся такие виды эстампа, как офорт, гравюра сухой иглой и другие способы гравирования по металлу.                                                 3. Гравюра плоской печати. Поверхность печатной формы  остаётся гладкой, но обрабатывается химически таким образом, что только нанесённый на неё рисунок способен воспринимать жирную краску. Поэтому при печатании на бумаге оттискивается лишь рисунок. Этот вид эстампа получил название литографии.                                                                                                            
Большей частью гравюры печатают чёрной краской на белой бумаге, но существует и цветной эстамп. В этом случае для каждого цвета гравируют особую доску, на которую накатывают соответствующую краску, и затем последовательно делают оттиски с каждой из этих досок.  Благодаря такому способу создания эстампу присуще одно ценное качество, которое отличает его от всех других видов изобразительного искусства. Кисти В.А.Серова принадлежит знаменитая «Девочка с персиками», жемчужина русского искусства. Картина эта, как и вообще любое произведение живописи , неповторима, уникальна, и никакая копия или репродукция не в силах передать всё художественное совершенство оригинала, волнующую трепетность серовской живописи. Гравюры же – и в этом их особенности и преимущество перед живописью – могут существовать во множестве листов. Одну и ту же гравюру Дюрера, например, можно встретить во многих музеях и подчас даже не в единственном экземпляре. Каждый лист эстампа повторим, потому что с одной доски можно сделать определённое количество равноценных оттисков. Если медная доска, гравированная сухой иглой, выдерживает десять-пятнадцать оттисков, то гравюра на дереве или линолеуме может дать несколько тысяч листов.          И любой из них – репродукция, подлинник , под которым художник вправе поставить подпись. Ведь подлинность гравюры, всех её многочисленных оттисков, определяется тем обстоятельством, что они сделаны с доски, гравированной самим художником, хранят живой и непосредственный отпечаток его творческой работы. То, что вы видите на станке и существует во множестве оттисков.

Место гравюры в  программе изобразительного искусства.           
  Сегодня, способ выполнения  гравюры на картоне особенно актуален, так как является доступным и с точки зрения материальных затрат и с точки зрения сложности исполнения, поэтому его можно успешно применять на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных школах. Применение эстампа на уроках, даёт возможность нестандартного решения творческих задач, развивает детскую фантазии, воображение. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово «нельзя», а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов. С самого раннего возраста  дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. «В момент, когда ребёнок остаётся один на один с бумагой и красками, чтобы нарисовать цветы, солнце, траву, он в полном смысле Создатель, Творец, и по его замыслу, как и по божьему, мир должен быть устроен красиво, гармонично» (Н. К. Величко).Есть дети, которые рисуют и видят то, что они нарисовали, а есть такие, которые рисуют и видят даже то, что не нарисовано. Если ребёнок старается выразить своё отношение или сообщить какое-либо действие, факт, придать философскую глубину, понимает больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления, то мы, несомненно, считаем его одарённым.Одарённый ребёнок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности.   Трудно  определить степень творческой одарённости, ведь искусство всё условно, и какая именно степень наивности в искусстве допустима, никто ещё не определил. Одарённые дети очень разные. Главное, что объединяет всех, таких разных «вундеркиндов» и что резко отличает их от обыкновенных детей – это высокая познавательная потребность. Одним из первых Н. С. Лейтес описал эту невероятную потребность одарённых детей в умственной работе: «Именно стремление к познанию – самая яркая характеристика любого одарённого ребёнка». Традиционные формы и методы  изобразительной деятельности дошкольников оказывают сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных детей. Поэтому необходимо познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками, которые позволяют показать новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.  

Место гравюры в программе изобразительного искусства.              
   Место графики ( гравюры) в программе изобразительного искусства    Краткий анализ по программам (5-7 классы).

 
Шпикалова Т.Я.       Неменский Б.М.                Кузин В.С.
5 кл.
 
     9 часов                 10 часов             10 часов
6 кл
.
      10 часов                 11 часов             10 часов
7 кл.
 
      12 часов                 12 часов             11 часов
 
Анализ программ по изобразительному искусству позволяет утверждать, что графика, а возможно  гравюра, занимает весомую часть, треть, от всей программы.Сегодня общество живет в обстановке огромных перемен в развивающем мире научно – технического прогресса. Мы уже не представляем свою жизнь без компьютера и цифровой техники. Чем больше человек окружен этими плодами цивилизации, тем больше ощущается дисгармония и тем сильнее стремление к самовыражению индивидуальности личности. Очень сложно заинтересовать детей деятельностью, которая требует от него умений и навыков ручного труда. В существующей действительности учитель решает вопросы, связанные с творческой самореализацией детей по самым различным направлениям учебной деятельности. Мы уже скептически относимся к «штамповке», испытывая потребность жить в мире эксклюзивных «штучных» вещей, созданных своими руками. В своей книге «Мудрость красоты» Б.М. Неменский пишет: «Но дело не только в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве. Задача гораздо сложнее – необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневном труде, повседневных человеческих отношениях». Действительно, сложная задача, но выполнимая, способная дать детям «крылья» для вдохновения и поверить в свои творческие способности, а предмет их творческой деятельности приобретает практическую значимость                           вызывая чувство гордости за конечный результат. На уроках изобразительного искусства, необходимо  разнообразить
изобразительную деятельность детей, нетрадиционный подход к творчеству вызывает интерес у ребенка к изобразительному искусству и повышает качественный уровень детских работ.  Учащиеся, которые не чувствуют себя успешно на уроках изобразительного искусства нуждаются в особенном внимании, задачи которые необходимо перед ними ставить должны им быть по силам, поэтому использование не традиционной формы деятельности  на уроках,  так же как и в случае с одарёнными детьми, способствует развитию интереса у таких детей. Проведение таких уроков приводит к снятию детских страхов, обретению  веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром. Разнообразные нетрадиционные способы рисования, лепки, аппликации учат детей выражать свое творческое начало и свое собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычных произведений изобразительного искусства и как следствие развивает творческую одаренность учащихся.Эстамп на картоне позволяет достичь успеха, в решении творческого замысла, детям разной степени способностей, что является мощным объединяющим фактором для классного коллектива, ведь именно такие разные дети учатся в обычном классе, обычной школы Независимо от  творческой задачи этапы для выполнения эстампа на картоне сохраняют последовательность. 
Этапы выполнения гравюры на картоне. Трудности и необходимые способы.
Гравюра на картоне сегодня используется преимущественно в процессе учебы на творческих занятиях общеобразовательных школ и школ эстетического воспитания. Объясняется это в первую очередь простой техники и безопасностью процесса гравировки по картону. Довольно простым получается в гравюре на картоне и создание оттисков, при этом художественная выразительность и своеобразие получаемых работ достаточно высоки. Технология процесса создания гравюрной доски из картона исключительно проста. На основу из картона по эскизу работы наклеиваются изображения из бумаги, картона или ткани в зеркальном отображении. Ткань позволяет добиться в готовом оттиске необычных эффектов. Для создания качественной гравюры необходимы точность и аккуратность – при тщательном приклеивании всех деталей нельзя допускать попадания на поверхность гравюрной доски клея, и одинаковая высота всех приклеиваемых деталей. Следующим этапом работы становится обработка и подготовка доски к печати. И здесь многое зависит от качества самого картона – мягкий он или плотный, рыхлый, как ложится на него краска. От толщины красочного слоя будет зависеть эффект, получаемый в готовом изображении при печати. Процедура печати осуществляется либо на станке, либо вручную при помощи резинового валика. Преимуществами гравюры на картоне являются легкость и простота исполнения, что делает ее незаменимой для учебного процесса в группах младшей и средней школы, относительным недостаткам можно назвать невозможность выполнить сложный рисунок и получение малого числа копий. Гравюра на картоне – особая графическая техника. По способу печати ее чаще относят к выпуклой гравюре. Использование дешевого материала, получение с одной печатной формы абсолютно разных оттисков, богатство и разнообразие изобразительных средств, способствовали распространению этой графической техники. В качестве материала для печатной формы используется картон различной плотности, но лучше всего пользоваться твердым, с гладкой поверхностью, например, оргалитом. Гравируют на картоне ножом или офортной иглой, другие инструменты больше рвут, чем прорезают поверхность. Особенность работы заключается в том, что картон можно косо срезать или срывать его верхний слой на разную глубину; разрушать его иглой, ножом, наждачной бумагой; соскабливать и выжигать; делать сквозные прорезы; наклеивать апликационно  другие материалы и т.п. В оттиске получаются пятна разной фактуры и насыщенности.
По технике исполнения гравюра на картоне сходна с ксилографией, но обладает особыми, присущими только ей свойствами. Если гравюра на дереве позволяет художнику получать большое количество одинаковых оттисков с одной печатной формы, то в гравюре на картоне каждый отпечаток различен и уникален. К тому же, эта техника позволяет добиться необычайного фактурного богатства. Гравюра на картоне по технике исполнения доступна для широкого круга любителей графики, позволяет художнику получать переходы от белого до глубокого черного цвета. При удачном выборе приемов гравирования получают мягкий, живописный оттиск. В гравюре на картоне многое зависит от накатки краски при печати. Оттиски обычно выходят неодинаковые. Качественных оттисков, отвечающих замыслу художника, бывает очень мало, печатная форма быстро забивается краской. Этого можно избежать, если после каждого оттиска смывать бензином остаток краски. Чтобы сделать форму более стойкой, ее покрывают клеем или лаком. Но все равно этот вид высокой гравюры остается менее всего тиражным. Вид высокой печати. Рельефный оттиск для печати изготавливается с помощью аппликации, составленной из отдельных картонных элементов. Толщина картона должна быть не менее 2-х мм. Проведение таких уроков приводит к снятию детских страхов, обретению  веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром. Разнообразные нетрадиционные способы рисования, лепки, аппликации учат детей выражать свое творческое начало и свое собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычных произведений изобразительного искусства и как следствие развивает творческую одаренность учащихся.Эстамп на картоне позволяет достичь успеха, в решении творческого замысла, детям разной степени способностей, что является мощным объединяющим фактором для классного коллектива, ведь именно такие разные дети учатся в обычном классе, обычной школы Независимо от  творческой задачи этапы для выполнения эстампа на картоне сохраняют последовательность: 
                                                                                                
Этапы выполнения гравюры  на картоне:                                                                     
а) знакомство с новым теоретическим материалом или продолжение освоения уже изученного. Например знакомство с жанром изобразительного искусства – натюрморт. Понятие натюрморт, виды натюрмортов, творчество художников этого жанра и т.д
б) выполнение эскизов на заданную тему, разработка отдельных элементов для композиции натюрморта (эскиз вазы, цветок …)
в) изготовление элементов для композиции.  Использование шаблонов, подготовленных учителем. Из картона (тесненной поверхности: ткань, кружево, мятая бумага, природные материалы, например, листок и т.п.) вырезают необходимый силуэт или часть, элемент задуманного объекта.
г) изготовленные элементы составляются в композицию. На «доске» - плотном, ровном картоне необходимого для композиции размера собираются все элементы. Составляя композицию в единое целое происходит процесс – моделирования, что позволяет решать важные задачи – продолжение изучения законов композиции или знакомство с новыми. Передвигая элементы учащиеся могут составить, например, равновесную или ассиметричную, центровую или вертикальную и т.д. композицию. Моделирование позволяет быстро и наглядно найти оптимальный, самый верный вариант композиции, «увидеть» и оценить замысел ещё на этапе формирования работы и что самое важное, изменить композицию, в случае необходимости, просто легко передвинув какой либо элемент.
д) конечный результат композиции (натюрморта) закрепляется, методом приклеивания элементов на доске.
е) покрытие доски краской ( можно использовать губку или широкую кисть, в зависимости от размеров композиции).
ж) выполнение эстампа – оттиска, положив чистый лист сверху красочной стороны доски и прокатывают через «печатный станок».
з) можно выполнить несколько эстампов разной интенсивности, можно вручную подкрасить гравюру в соответствии со своим замыслом.
и) в завершении работы устраивается просмотр, примечательно, что проигрышных или провальных работ не бывает.
На уроках изобразительного искусства, выполняя графические задачи, техника гравюры на картоне является успешным решением                                        

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»