Основы композиции в дизайне
Сечко Людмила Михайловна
Для начинающего художника, конструктора, а также любого человека, стремящегося красиво и гармонично организовывать пространство вокруг себя, очень важно овладеть основами композиции. Без знания композиционных средств, умения практически их применять в творческом процессе трудно надеяться на успешное решение поставленных художественных задач.В любом виде искусства ключевую роль играет правильное расположение элементов произведения, позволяющее наиболее точно передать идею этого произведения. То есть выделить ключевые сюжетные линии, передать необходимое настроение и соблюсти при этом гармонию. Композиция и является сочетанием этих элементов в единое целое. Композиция — это правильное расположение элементов изображения, основанное на анализе восприятия человеком зрительной информации.
В любой композиции есть центр внимания, он может совпадать с фактическим центром, то есть тем, который находится посередине холста, листа бумаги, монитора и т.д., а может с ним и не совпадать, однако, он всегда должен совпадать с композиционным центром. Композиционный центр – это точка внимания, акцент зрительского внимания.
Ключевым моментом в композиции является объединение разрозненных элементов в что-то большее, нежели простая совокупность всех этих элементов. Поэтому естественно считать единство основным законом композиции. Ведь целое состоит из частей, которые находятся одна с другой и с целым в различных отношениях. Пропорции, контраст, симметрия, динамика, статика, ритм, перспектива - все эти принципы композиции отражают взаимосвязь и взаимозависимость ее элементов.
Все элементы целого как правило объединяются вокруг некоего главного объекта. Например, в орнаментальных композициях при отсутствии организационного центра можно выделить главный мотив и сопровождающие его подчиненные мотивы.
Если работа не преследует определенной цели и не имеет сюжета, она все равно может содержать идею и художественный замысел, реализуемую формальными средствами: отношениями форм, линий, цветовых пятен. Такая работа может обладать эстетической ценностью - гармония форм и цветовых отношений, борьба противоположных начал сами по себе становятся сюжетом и смыслом картины.
Таким образом, можно выделить следующие законы композиции.
• Единство - приведение всех элементов произведения к единому целому, непрерывному во времени и пространстве.
• Пропорция - определяет отношение частей целого по величине друг к другу и к целому.
• Симметрия - обусловливает расположение частей целого.
• Динамика и статика - привносит элемент движения.
• Ритм - выражает характер повторения или чередования частей целого.
• Баланс - равновесие частей относительно друг друга и целого.
• Контраст - сопоставляемые элементы, не нарушая законов целостности и сочетания и сопоставления, должны быть контрастны, конфликтны один по отношению к другому, подчеркивая, оттеняя диапазоном различий и разнообразия и друг друга, и их соотношение.
• Экономия - композиция должна содержать ровно столько элементов, сколько необходимо.
• Доминанта - все элементы произведения должны подчиняться единому авторскому замыслу, сформулированному в идее произведения, и цели его создания (сверхзадаче).
Все эти принципы проистекают из естественных, объективно существующих факторов, из особенностей восприятия человеком реально существующей действительности. Более подробно они будут рассмотрены ниже
Подводя итог, я хотела бы подчеркнуть :независимо от вида композиции для создания ее по законам гармонии (законом равновесия, единства, сочетания) необходимо применять средства гармонии ( симметрия, ритм, контраст, нюанс, тождество, пропорции, масштаб) и использовать средства выражения ( форма, цвет, фактура).