Лепка как средство развития детского творчества
Дергачева Гулянэ Игоревна
Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Заниматься лепкой важно не только в рамках учебной программы, но и в процессе внеклассной и индивидуальной работы.Самыми распространенными материалами являются пластилин и глина. Чаще дети лепят из пластилина, т.к. подготовка глины требует специальных условий, времени и усилий. В этом есть свои недостатки и преимущества. Глина как материал намного выразительнее пластилина, она более пластична, работы из глины более художественны. Также глиняные изделия после обжига можно раскрашивать (т.е. работа над созданием поделок из глины ведется в несколько этапов). Но проблема в том, что в общеобразовательных школах нет специализированных мастерских для обжига глиняных изделий.
Пластилин можно использовать много раз. Но зато работы из него не так выразительны, т.к. пластилин менее пластичен, требует хорошего развития
мелких мышц руки (иногда ребенку трудно раскатать пластилин и разделить его на части)
Выбор материала для занятий лепкой зависит от возраста детей и от условий.
Поэтому я предлагаю керамический пластик, который по своему свойству где заменит а где то и напомнит нам всем уже существующие материалы для лепки.
Преимущества керамического пластика:
- Легко отмывается и не оставляет следов.
- Безопасно при попадании в рот.
- Не липнет к рукам при лепке.
- Можно сушить на воздухе.
- Можно расписать уже готовое изделие.
- Если покрыть лаком - сохранится на века.
- С игрушками из керамического пластика можно без боязни играть, они не потеряют форму.
- Этот материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов.
- Познакомить с новым материалом, сравнить его с остальными разновидностями материалов.
- Научить передавать в лепке характерные особенности внешнего вида декоративной лошади.
- Научить различать и понимать отличия декоративной лепки и не декоративной.
- Развить мелкую моторику руки.
- Развивать умения определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки, использовать при лепке конструктивный способ: лепить туловище, шею и голову животного из одного куска, копыта из другого.
- развить аккуратность в работе и на рабочем месте.
- Метод беседы
- Пояснительно-иллюстративный метод
- Метод поэтапных открытий
Коллективная (беседа)
Индивидуальная (лепка сувенира)
По окончании занятия дети должны знать:
- Приемы соединения деталей в поделках из керамического пластика.
- Как работать самостоятельно
- Основные приемы лепки.
- Особенности сушки и соединения.
- Приемы использования подручных средств при работе с керамическим пластиком.
В будущем тему можно развить и подвести к арт-терапии, что будет очень актуальным для подросткового возраста. Зачастую дети в этом возрасте имеют переживания, травмирующие события, неприятные эмоции, конфликты между родителями и сверстниками. Так вот для работы с такими «неприступными» переживаниями и нужна арт-терапия. Она позволяет мягко и деликатно, в игровой форме обойти защитные механизмы, понять: какие переживания есть у ребенка, и также ненавязчиво их скорректировать.
Для этого понадобится любой материал, из которого можно лепить: глина, тесто, пластилин. Можно лепить картины (тогда это будет просто выражением текущего эмоционального состояния), можно лепить страхи или переживания. Сначала ребенок создает образ проблемы, потом трансформирует его во что-то более мирное или веселое. Можно слепить коллекцию разных эмоциональных состояний.