в средней общеобразовательной школе
Савиных Наталья Сергеевна,
учитель изобразительного искусства
ГБОУ Лицей № 470
Калининского района Санкт-Петербурга
Тематическая композиция – один из основных разделов учебно-творческой деятельности учащихся. Выполнение тематических композиций требует не только наличия определённых умений и навыков в рисовании, но и фантазии, хорошей зрительной памяти, наблюдательности.
В тематических рисунках, как правило, особенно наглядно проявляется индивидуальность учащегося, уровень развития его художественных способностей, запас наблюдений и впечатлений от красоты окружающей действительности.
Главная цель занятий в том, чтобы развить творческую инициативу, поддерживать интерес детей к изобразительному искусству, пробудить желание к самостоятельной работе, дать минимум знаний об изобразительном искусстве и о том, какими материалами пользуется художник.
Знакомство с изобразительным искусством и самостоятельная творческая деятельность ребёнка помогут воспитать в растущем человеке способность к образному мышлению, развить наблюдательность, зрительную память, воображение, научит чувствовать и удивляться, а значит, и познавать окружающий мир не только разумом, но и чувствами. Все эти качества пригодятся человеку в любой сфере его деятельности. Важно, чтобы ребёнок серьёзно относился к своим занятиям.
Рисование – самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей и переживаний. Дети рисуют то, о чём думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображение своё отношение к миру, свободно обращаясь с изображаемыми предметами, действуют и живут в своём рисунке. Большое значение имеет сопереживание своим героям, персонажам композиции. Если оно не проявится, рисунок получится невыразительным, лишённым одухотворённости. Поэтому надо с самого начала работы над тематической композицией поставить перед детьми ряд задач – вспомнить изображаемый сюжет из жизни, представить его зрительно, вспомнить чувства и переживания, испытанные в реальности. Незаменимую роль в этом случае играют уже накопленные жизненные наблюдения и впечатления. Нередко в самой жизни можно встретить уже готовую композицию.
Рисование на темы ведётся по памяти, на основе предварительных наблюдений и по представлению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры.
В процессе рисования на темы у детей совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций. Конструктивного строения. Объёма, пространственного положения, освещённости, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки. Следует поощрять самостоятельность детей в выборе тем и их раскрытии, эмоциональность, выразительность, оригинальность композиции и выполнения работы.
В тематическом рисовании, как и в других видах рисования, нужно установить постепенность в нарастании трудностей.
В пейзаже, например, на различных ступенях развития используется различный материал и различная техника работы. Большое значение имеют технические возможности, которыми располагают учащиеся в решении той или иной задачи, поставленной перед ними. Технические возможности помогают обогащению запаса представлений и расширяют изобразительные возможности выполнения творческого замысла учащихся.
Перед учителем стоит вопрос, как вооружить детей, как помочь в осуществлении замысла, как получить хорошее качество работ, учитывая возрастные особенности и умения детей.
Обычно выявляются следующие слабые стороны в детских рисунках: неправильное расположение рисунка, неумение использовать поле листа бумаги; изображение в виде схемы; линейный характер в рисунке, отсутствие технических навыков в цветовом решении рисунка; отсутствие пространственных представлений; нарушение соотношения величины изображаемых предметов.
Отталкиваясь от главных недочётов в детском рисунке, определяются учебные задачи на уроках тематического рисования.
Основными вопросами учебной работы будут:
1. развитие восприятия и воспроизведения сложной формы.
2. развитие пространственных представлений.
3. вопросы цвета и освещения в пейзаже.
4. использование технических навыков и умений, полученных на уроках других видов рисования
5. накапливание образов и представлений.
Развитие восприятия и воспроизведение сложной формы. Схема в изображении детей занимает очень большое место, когда дети передают в рисунке только некоторые внешние признаки предметов, совершенно далёкие от реалистического вида. Маленьким школьникам трудно самостоятельно отойти от этих «удобных» и доступных символов, состоящих из нескольких заученных штрихов.
Схеме необходимо противопоставить реалистический рисунок. Перед учителем возникает вопрос обучения детей чтению линейной формы и формы пятна.
Учебная задача будет заключаться в развитии умения различать направление и характер линий, видеть изменение их толщины, замечать изгибы, искривление линий и т.п.
Очень хорошее упражнение в чтении линейной формы дают зарисовки веток растений и разных травинок. Дети учатся различать форму путём сравнения, подмечают характерные особенности разновидностей растительного мира.
По существу, деревья без листьев, зимой и осенью, также представляют собой сочетания линейных форм, но толщина линий уже переходит в пятно, как например, ствол и толстые ветки.
Анализ строения дерева заставляет детей сознательней, а следовательно, внимательнее присматриваться к особенностям строения натуры.
Кроме чтения линейной формы, надо научить детей читать форму пятна. Очень важно видеть его расположение, направление и форму. Часто мы можем видеть некоторое сходство формы листьев с геометрическими фигурами. Иногда нужно давать детям упражнение на силуэтное изображение, так как в силуэтной трактовке изображения дети легче видят форму пятна. Силуэт исключает вопросы освещения, понятия свет и тень на предмете не разбирается.
Развитие пространственных представлений. Чаще всего первые рисунки у детей фризовые. Предметы на них располагаются по одной горизонтали, они равны между собой, так как ребёнок рисует каждый объект отдельно, не сопоставляя их между собой. Для детей все предметы интересны и равноценны, поэтому в рисунке они получаются равными.
Первым пунктом обучения в тематическом рисовании будет соблюдение соотношения величины предметов, стоящих рядом. Попутно следует обратить внимание на заполнение листа бумаги, расположение рисунка. Рисунок вскоре становится крупнее. Крупные предметы легче закрасить аккуратно. В результате пропадает линейный характер изображения.
Вторым пунктом в развитии пространственных представлений будет понятие «ближе – дальше», то есть первое представление глубины пространства.
В заданиях такого типа главное внимание учитель обращает на расстановку предметов на земле. Перед детьми ставится вопрос: «Что ближе к нам?». Дети устанавливают, что предметы, которые ближе к ним, рисуются ниже на листе бумаги, дальние предметы отодвигаются от нижнего края листа, то есть основания дальних предметов располагаются на листе выше основания передних предметов. Так дети выясняют, что земля на рисунке может быть изображена не только в виде прямой линии или узкой полосы. Она может занимать большое пространство до линии горизонта.
Третьим пунктом будет наблюдение изменения величины предметов при удалении. Для лучшего понимания этого можно предложить учащимся нарисовать одинаковые предметы, расположенные близко и далеко. При этом обязательно провести наблюдение из окна видимых предметов. Если вид из окна не соответствует данной задаче, следует рассмотреть это явление на фотографиях или репродукциях
Четвёртым пунктом является загораживание одних предметов другими. Нередко мы встречаемся с рисунками детей, расположенными несколькими строчками, то есть с попыткой изобразить близкие и дальние предметы. В таких случаях обычно одни предметы располагаются над другими.
Пока дети не освоят линии горизонта, в их рисунках нередко будут случаи, когда дома и деревья оказываются в воздухе, дорога уходит в небо, встречаются и другие подобные ошибки.
Разъясняя такие явления, учитель направляет внимание детей на наблюдение линии горизонта. Можем ли мы видеть землю выше вершин деревьев? Можем ли видеть корни (основание) дальних деревьев над вершинами ближних? Только ли небо мы можем видеть над деревьями?
В открытых местах дети увидят небо до самой земли, до линии горизонта. В тех же местах, где горизонт загорожен, они заметят, что оно доходит до крыш построек, просвечивает сквозь ветки деревьев, и хотя горизонт нам не открыт, но мы можем примерно установить, где он находится.
Дети боятся закрывать одни предметы другими. Поэтому желательно показать в окно, как ближние предметы полностью или частично загораживают дальние. Из-за домов могут быть видны только вершины деревьев, их нижняя часть закрыта домами. Обязательно ли рисовать весь предмет целиком на листе бумаги?
Если предмет расположен к нам близко, то мы будем видеть только часть его. Например, когда мы смотрим в окно, нередко будет видна только часть дерева или дома, которые как бы срезаны рамой окна. Так и в рисунке можно показать часть крупного предмета, но так, чтобы обязательно было понятно, что нарисовано.
Такое изображение даёт возможность делать его более крупным, и загораживание в таких случаях становится детям ещё более понятным.
Пятым пунктом будут уходящие плоскости. К наблюдению подобных явлений в пейзаже будут относиться такие задания, как «дорога в лесу» или «шоссейная дорога». Перед детьми ставится задача изобразить дорогу, идущую не мимо нас, справа налево, а уходящую вдаль.
Несколько труднее будет изобразить вертикальные плоскости, с учётом уходящих линий, расположенных выше и ниже линии горизонта (уровня глаз): изгороди, ряд столбов или деревьев, стены домов и т.п.
Следующей ступенью будет более углублённое наблюдение явлений линейной и воздушной перспективы, вопросов цвета и освещения. Тематическое рисование выдвигает перед нами задачи, решение которых связано с наблюдением цвета в пространстве, с явлениями воздушной перспективы. Наблюдение этих явлений должно быть тесно связано с развитием пространственных представлений и техническими возможностями каждого возраста.
За основу возьмём три момента освещения:
- лобовое освещение (свет спереди). В этом случае на освещённых предметах почти не будет видно теней, зато цвет выделится ярко, отчётливо.
- против света (свет сзади). Предмет окажется в тени, на нём почти не будет видно света, цвет потеряет свою яркость и станет трудно различимым. В этих условиях чётко выделится силуэт предмета.
- боковое освещение. В этом случае резко обозначатся свет и тени.
Говоря о важном значении творческого воображения, фантазии детей в тематическом рисовании, нельзя, однако, переоценивать детскую фантазию, противопоставлять её изобразительным умениям и навыкам в художественном процессе.
Первоначально ставится задача научить детей передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь между предметами, некоторые пространственные свойства и отношения предметов, их пропорции и цвет.
Далее учащиеся должны научиться передавать своё эмоциональное отношение к сюжету, композиционными приёмами выделять интересное в сюжете, подчёркивать главное в рисунке.
Затем, на основе изучения на уроках ИЗО законов конструктивного строения предметов. Закономерностей, перспективы, светотени и цветоведения школьники должны довольно свободно использовать в рисунках на тему линией горизонта, точками схода, конструктивным строением, цветом различных изображаемых предметов.
Содержание тематических композиций в общеобразовательной школе составляет рисование на темы окружающей жизни, которое осуществляется по памяти, по предварительным наблюдениям или по воображению, а также иллюстрирование сказок, стихотворений, басен.
Данные задания отражают различные стороны жизни людей, но почти в каждой из таких композиций важную роль играет пейзаж. В одних композициях главные герои помещены на фоне пейзажа, в других – главным героем является сам пейзаж.
Использование технических навыков и умений. Успех работы в тематическом рисовании часто зависит от технических возможностей, которыми располагает ученик, какую он имеет бумагу, краски и карандаши. Материал и умения определяют характер рисунка.
Накопление образов и представлений. Наряду с накоплением навыков в технике работы, нужно обеспечить накопление образов и представлений у учащихся путём наблюдения окружающей жизни, рассматриванием репродукций и т.п. необходимо уводить детей от схемы. Нужно постоянно будить детскую мысль. Детский рисунок поражает нас своей неожиданностью, эмоциональностью, свежестью и остротой восприятия. Рисование для ребёнка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд. И чтобы не ушло из жизни ощущение радости созидания, необходимо развивать и закреплять в каждом ребёнке качества творца.
Список использованных источников
1. Беда Г.В. Живопись.: Учебник для студентов пед. Институтов. М.: Просвещение, 1986.
2. Даниэль С.М. Искусство видеть.: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. – Л.: Искусство, 1990.
3. Живопись: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / (Н.П.Бесчастнов и др.). – М.: Гуманитарн. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
4. Костерин Н.П. Учебное рисование. – М.: Просвещение, 1980.
5. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика преподавания в начальных классах.: Учеб. Пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 2001. – М.: Просвещение, 1984.