Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка

Подарок родным, близким, и не только…

Зимакова Ирина Николаевна,
учитель ГБОУ гимназии №107 Санкт-Петербурга

Система занятий:

«Приобщение школьников к современному искусству, через изготовление
 декоративной рамки-багета на интегрированных уроках
 изобразительного искусства и технологии.  Использование багета в инсталляции
»

В центре современного образования находится личность ученика, его стремление к пониманию целостной картины мира. Учащиеся должны усвоить опыт предшествующих поколений, приобщиться к духовному наследию прошлого.  Это является одной из задач современной школы. Многие программы гуманитарного цикла дают возможность интеграции с предметами: литература, музыка, история, технология.                                        Я создала систему занятий и частично апробировала ее с учетом использования различных видов художественной деятельности, предусмотренных в этих программах лепка, иллюстрирование, декоративная деятельность и т.д.                                                        На занятиях используются и другие виды деятельности, например, «Технология» (бумажная пластика, конструирование), оформление школы, школьных помещений.          Я объединяю эти виды деятельности для создания декоративной рамки и использование ее в инсталляции. Для этого использую уроки изобразительного искусства, технологии с привлечением музыки и литературы, истории.

 Идея.                                                                                                                                                                У учащихся много творческих работ, которые они сделали на уроках изобразительного искусства. Возникла идея оформить работы в багеты, которые могут стать подарками: родным и близким, друзьям, учителям, ветеранам; могут украсить школьную столовую или другие школьные помещения. Создается единая система занятий, для получения нового продукта, который может заинтересовать учащихся. Данная система занятий подходит для 6 классов.

 Цель-   Пробудить интерес детей к современному искусству через изучение различных видов деятельности: изобразительной, декоративно- прикладной,   конструктивной и мотивации к практической  творческой деятельности.

Задачи.

Образовательные:

  1. расширить и уточнить представление о современном искусстве, поощрить творческую самостоятельность;
  2.  дать общее понятие о современном и декоративно-прикладном искусстве, его видах, в частности, об истории возникновения багета – декоративной рамки;
  3. закрепить навыки работы с   художественными материалами – разнообразными видами бумагой, гуашью, акварельными красками;
  4.  сформировать предпосылки поисковой деятельности;
  5.  сформировать навыки работы с новыми материалами: водоэмульсионная краска, лак для древесины;
  6. научить творческой инициативе, необходимой в практической работе;
  7. научить видеть необычное в обычных предметах.

Развивающие:

  1. развить художественный вкус, фантазию, изобретательность;
  2. развить уверенность в себе, чувство коллективизма;
  3. развить познавательный интерес к художественной деятельности, к специализированным областям искусства.

Воспитательные:

  1. воспитать любовь к современному искусству;
  2. воспитать чувство личной ответственности, настойчивости в достижении поставленной цели;
  3. воспитать художественный вкус, творческое отношение к труду;
  4. воспитать чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи.

Актуальность

Занятия развивают любознательность, готовность пробовать свои силы в работе с новыми материалами и уже изученными; желание общаться и проявлять свою индивидуальность. Занятия способствуют формированию у детей интереса к современному искусству. Переход от теории к практике, от практики - к реализации полученного продукта (декоративной рамки) и выход во внеклассную деятельность – изготовление инсталляции для оформления школьных помещений.

Переход от теории к практике, от практики – к реализации полученного продукта.

Теоретическое и практическое значение – интегрированные уроки способствуют развитию познавательного интереса учащегося. Расширяют кругозор, обогащают опыт общения и помогают приобрести умения совместной деятельности.

Экологическое обоснование.

При работе над проектом использовались материалы, отслужившие свой срок, которые в итоге могли загрязнить окружающую среду, так как уже не использовались по назначению.

Степень разработанности материала.

Разработан цикл занятий, объединены уроки 2 четверти (3 триместра) – 9-11 уроков. По данному плану проведены уроки в 6 классе. Всего 9-11 занятий по 45 мин. Объединяю часы по изобразительному искусству и часы по технологии (изготовление рамки, создание инсталляции).

Оборудование.  

Для учителя:художественные материалы – бумага всех видов (плотный картон, салфетки, старые журналы), краски, кисти, клей момент, водоэмульсионная краска и т.д. Виды багетов (деревянные, металлические, пластиковые). Слайд-шоу – «Этапы изготовления рамки», «Презентация – изготовление бумаги», «История изготовление багета», «Сокровища мирового искусства». Таблица – поиск формата багета. Подборка иллюстративного материала, открытки, картинки.

Для учеников: листы бумаги и плотного картона (формат А2, А3), салфетки, карандаши, краски (акварель, гуашь), клеенка, тряпочка для рук, баночка для воды, ножницы, клей ПВА, линейка, старые журналы (лучше глянцевые). Водоэмульсионная краска (баночка на весь класс); лак для древесины (на весь класс 0,5 литров), элементы бижутерии, мелкие игрушки (из киндер-сюрприза), предметы и вещи (для сочинения композиции инсталляции).

Результативность.

Учащиеся заинтересовались данной темой. С удовольствием работали, проявляя свои творческие способности. Загорелись желанием сделать для своих учителей предметников подарки – украсить их кабинеты тематическими композициями. Была проведена выставка детских творческих работ для родителей в день «открытых дверей». В перспективе – участие в районных, городских, всероссийских, международных конкурсах.

В настоящее время уроки проходят с использованием информационных технологий. Наша система занятий не исключение.

Комментарии.

Современное искусство многообразно. Ребенку иногда очень нелегко сориентироваться в потоке информации. И задача педагогов, помочь ребенку прикоснуться к современному искусству, полюбить его, через создание инсталляции, лично изготовив декоративную рамку-багет. Декоративные рамки – багеты разнообразны. Можно купить, а можно создать своими руками, порадовать своим произведением родных, близких, друзей, знакомых.  Опыт работы с детьми показал, что их можно объединить, увлечь интересной работой по созданию инсталляции, в частности декоративной рамки- багета. Программа апробирована в средней школе.


 

Класс 6

№ урока по курсу ИЗО- текущий

1 урок. Тема: «Урок- беседа. История возникновения багета. Виды багета. Урок-практикум «Эскиз декоративной рамки»

Тема учебная: усвоение нового материала.

Цель урока:мотивация к практической деятельности.

Задачи:

  • дать общее понятие о современном и декоративно-прикладном искусстве, его видах, в частности, об истории возникновения багета – декоративной рамки;
  • закрепить навыки работы с   художественными материалами (акварель, гуашь);
  • сформировать предпосылки поисковой деятельности;
  • развить художественный вкус, фантазию, изобретательность.

Тип урока: сообщение нового материала, урок-беседа, урок-практикум

Форма урока: комбинированный (практический, интегрированный, беседа)

Методы урока: объяснительно - иллюстративный с элементами репродуктивного; самостоятельной работы, творческие.

Форма организации учебной деятельности: по звеньям, индивидуальная, коллективная

Возрастная категория: 6 класс

УМК:

  • технические средства обучения
  • дидактический раздаточный материал
  • В.С. Кузин «Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений 5-9 классы»                                                                  

Средства наглядности:

  • Раздаточный материал – разнообразные виды бумаги
  • Зрительная наглядность – презентация к уроку, слайд-шоу
  • Методические пособия, таблицы, иллюстрации
  • Декоративные рамки учащихся, учителя, от производителя
  • Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска

     Технология: вариативные задания.

Содержание материала.

Формы проведения занятий.

(1 урок) Вводное занятие. Введение в тему.Работа над эскизом.Декоративно-прикладное искусство.

Беседа.Просмотр слайд-шоу «Сокровища мирового искусства» [1]

Изучение нового материала. История возникновения багета.  Виды багета.

Физкультминутка на каждом уроке.

Практическое занятие.

 Выбор формы багета – Таблица №1[2]. Сочинение эскиза багета.

 Цветовое решение багета (акварель, гуашь).

Интернет-ресурсы – декор багета.

Рефлексия.

Формирование 3 групп-выбор темы для исследования (2 урок)

(2 урок) Мастер класс.  О

сновные приемы бумажной пластики и конструирование.Беседа.  Изучение нового материала: разнообразие видов бумаги (интернет- ресурсы)[3]

 История возникновения бумаги. Работа в звеньях.

Исследованиеразных видов бумаги.

Практика– разметка багета, работа с бумагой.

Технология изготовлениябагета.

Этапы изготовления декоративной рамки.

(3-4 урок) Урок-практикум.

Инструктаж по технике безопасности с режущими инструментами.

Практика– изготовление багета. Просмотр презентации – слайд-шоу (собственная презентация) [4]

 «Изготовление декоративной рамки» - этапы, последовательность изготовления рамки.

(5-6 урок) Практическая работа.

 Исследовательская работа.

Практическая работа.Исследование различных материалов, создающих фактуру рамки (подбор материала)

Технологияпокрытия рамки (водоэмульсионная краска)

(7-8 урок) Инструктаж.

Декоративно-прикладное искусство.

Декор багета. Цветоведение. Беседа - повторение (холодные, теплые, контрастные цвета)

Самостоятельная работа. Роспись рамки по собственному эскизу.

Выборхудожественных средств и материалов.

Инструктаж при работе с новым материалом – лаком. Свойства лака.

Покрытие рамки лаком (после уроков)

(9 урок) Беседа. Слайд-шоу. Урок-практикум.

[5]Интернет-ресурсы. Посещение виртуального музея современного искусства. Слайд-шоу.

 Изучение нового материала. Что такое инсталляция[6] (ИР)

 Выбор тем будущей инсталляции. Эскиз инсталляции.

Просмотр иллюстраций, фотографий, детских работ.

(10-11урок) Вернисаж.

 Игра- импровизация. Работа над деталями. Покрытие багета лаком. Составление индивидуальной композиции инсталляции по теме.

Коллективная работа (в звеньях) или индивидуальная. [7] Подбор предметов для инсталляции. Представление своей инсталляции. [8]

Мини- выставка(Вернисаж) для начальной школы, для родителей, для учащихся школы

Продолжение урока- 45 минут.

 

Диагностика.

Все учащиеся в конце урока сочинили эскиз рамки, выполнили цветовое решение по своему усмотрению. Эскизы получились яркие, красочные. Это свидетельствовало о том, что ребята справились с заданием. Настроение у них в процессе работы было хорошее.

Анализируя выполненное задание, можно сделать вывод о заинтересованном отношении учеников к данному заданию, так как 23 человека из 23 (это 100% от общего количества учащихся) правильно, красиво выполнили свою работу, показав свою творческую индивидуальность. Хотя, 3 человека не до конца завершили декор багета, в целом, работа удалась. И 5 учащихся перевыполнили план и сочинили не один эскиз рамки, а 2 эскиза.

 В дальнейшем им пригодились эти эскизы, так как для инсталляции необходимо было изготовить несколько рамок.

 

Рекомендации по подготовке к урокам в системе занятий.

Можно больше дать нового материала по теме «Современное искусство». Рассказать о творчестве художников, работающих по теме инсталляции, как зарубежных, так и российских. Можно дать задание написать реферат о художниках инсталляции.

Включить в систему занятий тему по цветоведению. Дать упражнения по монотипии, на контрастные, холодные и теплые цвета.

Итоговое занятие «Вернисаж» провести не в классе, а в актовом зале – вывесить там свои работы. Пригласить родителей, администрацию, учащихся школы. Сделать всем праздник!

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»