Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Пояснительная записка

 Выбор моей методической темы «Интегрированный урок как средство формирования коммуникативной компетенции суворовцев» связан с модернизацией образования в России.

Основной замысел модернизации образования – идея развития. Основным условием развития образования сегодня становится его личностно ориентированная направленность.

       Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей, явлений и процессов.

       На интегрированном уроке учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую.

    Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности, как необходимой предпосылки естественнонаучного мировоззрения. Именно на этих уроках, в большей мере, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.

    Опираясь на опыт других педагогов и используя свой собственный, в данной работе я попыталась сформулировать цели и задачи интегрированных уроков, а также предложила вариант интегрированного урока, разработанного и проведенного мной. Интегрированный урок имеет преимущества: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, деталей.

 

 

 

 

 

 1. Вступление

 

    Методика преподавания, как и вся дидактика, переживает сложный период: происходит перестройка общеобразовательной школы, создаются новые концепции образования, стандарты, в которых описаны не только содержание, но и требования к результатам обучения;

    Остро встает вопрос методического мастерства учителя, способного творчески подходить к организации учебного процесса, совершать переход от школы запоминания к школе развития мышления и творчества.

            В наше время в педагогический лексикон вошли термины «педагогические технологии», «образовательные технологии», «технологии в обучении».

    Слово «технология» происходит от греческих слов «техно» - искусство, мастерство и «логия» - слово, учение, понятие. В совокупности технология обучения отображает путь освоения конкретного материала в рамках определенной темы, раздела каждого предмета.

    В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается, как системный метод образования, применение и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, который ставит своим заданием оптимизацию форм образования.

    Одной из современных методик преподавания, в последнее время является и методика интегрированного обучения. В практике развития образования встал вопрос об интегрированном подходе к преподаванию различных предметов в школе.

    Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире. Цель данной работы – формирование нового интерактивного способа мышления характерного для современного человека, интеграция научных знаний в теоретические исследования и практическую деятельность, использование различных источников информации для достижения наибольшей эффективности в изучении предмета.

 

2. Актуальность проблемы

    Ученики часто не в состоянии применить знания одной из дисциплин к знаниям другой.   Поэтому необходимо давать интегрированные уроки периодически, чтобы ученики увидели взаимосвязь между учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной дисциплине облегчает понимание процессов, изучаемых в других областях.

    Такими уроками стали интегрированные уроки .

    Эти уроки эффективны независимо от того изучают ли ученики новый или обобщают уже пройденный. На интегрированных уроках рассматриваются многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин.

    Интеграция являет собой объединение частей в целое, но не механическое, а взаимопроникновение, взаимодействие. Кроме того, в последнее время сокращается количество часов, отведенных на изучение классических предметов, которые являются фундаментом всего учебного процесса, поэтому интегрированные уроки вносят весомый вклад в решение и этой проблемы.

3. Основная идея:

   Способствовать достижению определенного опыта в технологии интегрированного обучения, способствовать повышению эффективности учебного процесса, внедрению новых технологий, интенсификации учебно-воспитательного процесса.

 

4. Цель работы

   «Интеграция» в переводе обозначает «объединение в целое каких-либо частей». Интеграция, как средство обучения, должна дать учащимся те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира, как системы, научить человека воспринимать мир, как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

        Английский язык настолько универсален, что при желании может интегрироваться с любым предметом. В каждом уроке можно найти связь с какой либо дисциплиной, что позволяет осуществлять межпредметные связи.

     Интеграция способствует не только систематизации, интенсификации учебно-воспитательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической). А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной школе.

 Для успешного проведения интегрированных уроков необходимо создать атмосферу заинтересованности и творчества. В реализации межпредметных связей при изучении английского языка  условно можно выделить два блока процессов: актуализация и конкретизация.

        Задачи интегрированных уроков – способствовать активному и осознанному усвоению учениками учебного материала, развитию логического мышления.

Уроки дают возможность использовать в ходе обучения современные интерактивные методики, позволяют просто и объективно оценивать достижения учащихся.

    Учитель в наше время, должен не только дать знания и научить применять их в жизни, но должен научить детей думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию.

    Новые методики появляются в связи с требованием времени. Меняются цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы и новые подходы  в изучении дисциплин через интегрированные образовательные системы.

    Настоящее время требует перемены мышления во многих областях жизни. Преобладают ориентирование на высокое качество знаний, умений, навыков и интеллектуальное развитие школьников.

    Методика интегрированного обучения имеет цели помочь учащимся:

         -научиться познавать

         -научиться делать

         -научиться работать в коллективе

    Такие цели приводят к тому, что у детей формируется критическое мышление - находить оптимальное решение среди множества, думать нестандартно, находить свое место в цепи взаимосвязанных задач.

    Интегрированное обучение не только взаимосвязь знаний по различным  предметам на одном уроке, но и как интегрирование различных технологий, методов, форм обучения в пределах одного предмета и даже урока.

    Интегрированные уроки можно проводить в течение всего учебного года, используя большое количество приемов. Возможно проведение уроков в рамках целой темы. Ведут уроки два – три педагога. Большая часть урока отводится творчеству учащихся. На уроках используются различные способы воздействия на учащихся в виде: видео – художественного, музыкального ряда, телевидения, чтения, декламации и так далее.

 

     

    6. Литературный обзор

 

    В конце 90-х голов ХХ столетия в педагогической литературе появился новый термин «инновационные технологии». Термин «инновация» обозначает внесение в учебный процесс нового (факты, методы, приемы), что улучшает действующую систему обучения.
    Исследователями проблем инновационных процессов были такие педагоги – новаторы: начало ХХ столетия – М. Монтессори, А. С. Макаренко и другие, середина ХХ столетия В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили, Л. В. Занков, Б. П. Никитин и другие; в конце ХХ столетия, это – В. Ф. Шаталов, И. П. Волков, Э. М. Ильин, В. К. Дьяченко.

    До тех пор, пока технология не создана и неотработанна в педагогической практике, преобладает индивидуальное мастерство. По мере совершенствования педагогического мастерства растет и развивается «коллективное творчество», «коллективное мастерство», которые в концентрированном, упорядоченном виде могут перерастать в технологии.

   Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблемой интеграции знаний, посредством межпредметных связей занимались многие исследователи: Я. А. Каменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, в том числе – К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптеров, И. Д. Зверев, В. Н. Максимова, В. К. Кириллов, Н. А. Лошкарева, Л. Я. Зорина, Н. М. Сокольникова и другие.

    В этих исследованиях выделены виды, функции, методы интеграции знаний естественно научных, обществоведческих, технических дисциплин.

    Анализ литературы по проблемам интегрированного обучения и методики проведения интегрированных уроков показал, что в современной педагогике этому вопросу придается большое значение.

    По мнению И. М. Фролова именно интегрированное обучение является образованием будущего. По его мнению, современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет обучается отдельно, сам по себе, в отрыве от реальной жизни. Такой метод приводит к тому, что учащиеся после окончания учебного заведения учатся заново применять знания на практике.

    На интегрированных уроках осуществляется синтез знаний различных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким, углубленным взаимопроникновением этих знаний. Существует множество видов интеграции: по методам, способам, уровням, направлениям.

    Это целая область науки, которую можно назвать структурной методологий интеграции. На страницах Интернета можно изучить современные разработки интегрированных уроков: Л. А. Петренко «Интегрированный урок, как форма учебного занятия». – Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» 2004 – 2005 учебный год. G/indexhtmсайт UD. «Первое сентября» М. И. Балагурова «Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира». О. С. Михайлова «Интеграция, как методическое явление».

    Авторы разработок единодушны в определении целей и результатов интегрированных уроков.

    Результаты проявляются в развитии творческого мышления учащихся.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

 

 Выбор моей методической темы «Интегрированный урок как средство формирования коммуникативной компетенции суворовцев» связан с модернизацией образования в России.

Основной замысел модернизации образования – идея развития. Основным условием развития образования сегодня становится его личностно ориентированная направленность.

       Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей, явлений и процессов.

       На интегрированном уроке учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую.

    Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности, как необходимой предпосылки естественнонаучного мировоззрения. Именно на этих уроках, в большей мере, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.

    Опираясь на опыт других педагогов и используя свой собственный, в данной работе я попыталась сформулировать цели и задачи интегрированных уроков, а также предложила вариант интегрированного урока, разработанного и проведенного мной. Интегрированный урок имеет преимущества: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, деталей.

 

 

 

 

 

 1. Вступление

 

    Методика преподавания, как и вся дидактика, переживает сложный период: происходит перестройка общеобразовательной школы, создаются новые концепции образования, стандарты, в которых описаны не только содержание, но и требования к результатам обучения;

    Остро встает вопрос методического мастерства учителя, способного творчески подходить к организации учебного процесса, совершать переход от школы запоминания к школе развития мышления и творчества.

            В наше время в педагогический лексикон вошли термины «педагогические технологии», «образовательные технологии», «технологии в обучении».

    Слово «технология» происходит от греческих слов «техно» - искусство, мастерство и «логия» - слово, учение, понятие. В совокупности технология обучения отображает путь освоения конкретного материала в рамках определенной темы, раздела каждого предмета.

    В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается, как системный метод образования, применение и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, который ставит своим заданием оптимизацию форм образования.

    Одной из современных методик преподавания, в последнее время является и методика интегрированного обучения. В практике развития образования встал вопрос об интегрированном подходе к преподаванию различных предметов в школе.

    Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире. Цель данной работы – формирование нового интерактивного способа мышления характерного для современного человека, интеграция научных знаний в теоретические исследования и практическую деятельность, использование различных источников информации для достижения наибольшей эффективности в изучении предмета.

 

2. Актуальность проблемы

    Ученики часто не в состоянии применить знания одной из дисциплин к знаниям другой.   Поэтому необходимо давать интегрированные уроки периодически, чтобы ученики увидели взаимосвязь между учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной дисциплине облегчает понимание процессов, изучаемых в других областях.

    Такими уроками стали интегрированные уроки .

    Эти уроки эффективны независимо от того изучают ли ученики новый или обобщают уже пройденный. На интегрированных уроках рассматриваются многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин.

    Интеграция являет собой объединение частей в целое, но не механическое, а взаимопроникновение, взаимодействие. Кроме того, в последнее время сокращается количество часов, отведенных на изучение классических предметов, которые являются фундаментом всего учебного процесса, поэтому интегрированные уроки вносят весомый вклад в решение и этой проблемы.

3. Основная идея:

   Способствовать достижению определенного опыта в технологии интегрированного обучения, способствовать повышению эффективности учебного процесса, внедрению новых технологий, интенсификации учебно-воспитательного процесса.

 

4. Цель работы

   «Интеграция» в переводе обозначает «объединение в целое каких-либо частей». Интеграция, как средство обучения, должна дать учащимся те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира, как системы, научить человека воспринимать мир, как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

        Английский язык настолько универсален, что при желании может интегрироваться с любым предметом. В каждом уроке можно найти связь с какой либо дисциплиной, что позволяет осуществлять межпредметные связи.

     Интеграция способствует не только систематизации, интенсификации учебно-воспитательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической). А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной школе.

 Для успешного проведения интегрированных уроков необходимо создать атмосферу заинтересованности и творчества. В реализации межпредметных связей при изучении английского языка  условно можно выделить два блока процессов: актуализация и конкретизация.

        Задачи интегрированных уроков – способствовать активному и осознанному усвоению учениками учебного материала, развитию логического мышления.

Уроки дают возможность использовать в ходе обучения современные интерактивные методики, позволяют просто и объективно оценивать достижения учащихся.

    Учитель в наше время, должен не только дать знания и научить применять их в жизни, но должен научить детей думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию.

    Новые методики появляются в связи с требованием времени. Меняются цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы и новые подходы  в изучении дисциплин через интегрированные образовательные системы.

    Настоящее время требует перемены мышления во многих областях жизни. Преобладают ориентирование на высокое качество знаний, умений, навыков и интеллектуальное развитие школьников.

    Методика интегрированного обучения имеет цели помочь учащимся:

         -научиться познавать

         -научиться делать

         -научиться работать в коллективе

    Такие цели приводят к тому, что у детей формируется критическое мышление - находить оптимальное решение среди множества, думать нестандартно, находить свое место в цепи взаимосвязанных задач.

    Интегрированное обучение не только взаимосвязь знаний по различным  предметам на одном уроке, но и как интегрирование различных технологий, методов, форм обучения в пределах одного предмета и даже урока.

    Интегрированные уроки можно проводить в течение всего учебного года, используя большое количество приемов. Возможно проведение уроков в рамках целой темы. Ведут уроки два – три педагога. Большая часть урока отводится творчеству учащихся. На уроках используются различные способы воздействия на учащихся в виде: видео – художественного, музыкального ряда, телевидения, чтения, декламации и так далее.

 

     

    6. Литературный обзор

 

    В конце 90-х голов ХХ столетия в педагогической литературе появился новый термин «инновационные технологии». Термин «инновация» обозначает внесение в учебный процесс нового (факты, методы, приемы), что улучшает действующую систему обучения.
    Исследователями проблем инновационных процессов были такие педагоги – новаторы: начало ХХ столетия – М. Монтессори, А. С. Макаренко и другие, середина ХХ столетия В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили, Л. В. Занков, Б. П. Никитин и другие; в конце ХХ столетия, это – В. Ф. Шаталов, И. П. Волков, Э. М. Ильин, В. К. Дьяченко.

    До тех пор, пока технология не создана и неотработанна в педагогической практике, преобладает индивидуальное мастерство. По мере совершенствования педагогического мастерства растет и развивается «коллективное творчество», «коллективное мастерство», которые в концентрированном, упорядоченном виде могут перерастать в технологии.

   Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблемой интеграции знаний, посредством межпредметных связей занимались многие исследователи: Я. А. Каменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, в том числе – К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптеров, И. Д. Зверев, В. Н. Максимова, В. К. Кириллов, Н. А. Лошкарева, Л. Я. Зорина, Н. М. Сокольникова и другие.

    В этих исследованиях выделены виды, функции, методы интеграции знаний естественно научных, обществоведческих, технических дисциплин.

    Анализ литературы по проблемам интегрированного обучения и методики проведения интегрированных уроков показал, что в современной педагогике этому вопросу придается большое значение.

    По мнению И. М. Фролова именно интегрированное обучение является образованием будущего. По его мнению, современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет обучается отдельно, сам по себе, в отрыве от реальной жизни. Такой метод приводит к тому, что учащиеся после окончания учебного заведения учатся заново применять знания на практике.

    На интегрированных уроках осуществляется синтез знаний различных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким, углубленным взаимопроникновением этих знаний. Существует множество видов интеграции: по методам, способам, уровням, направлениям.

    Это целая область науки, которую можно назвать структурной методологий интеграции. На страницах Интернета можно изучить современные разработки интегрированных уроков: Л. А. Петренко «Интегрированный урок, как форма учебного занятия». – Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» 2004 – 2005 учебный год. G/indexhtmсайт UD. «Первое сентября» М. И. Балагурова «Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира». О. С. Михайлова «Интеграция, как методическое явление».

    Авторы разработок единодушны в определении целей и результатов интегрированных уроков.

    Результаты проявляются в развитии творческого мышления учащихся.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»