Интегрированные уроки
Грачева Анна Юрьевна,
учитель ГБОУ школы № 359 г. Санкт-Петербурга
Интегрированные уроки приобретают все большую значимость в учебном процессе. Цель таких уроков в том, чтобы активизировать внимание учащихся, разнообразить познавательную и учебную деятельность, создать творческую обстановку на уроке. Ценность интегрированных уроков состоит и в том, чтобы обобщить знания самих учителей, которые обычно ограничены рамками своего предмета.
При подготовке интегрированного урока учителю необходимо чётко представлять, что такой урок является звеном в цепочке уроков. На начальном этапе, после того как была составлена программа интегрированного курса, мы с учениками подбирали лексику по теме, которую отрабатывали на последующих уроках. Как учитель, владеющий английским языком, я могла делать это самостоятельно. Необходимую информацию мы находили на сайте Википедия и на различных сайтах открытых уроков, т. к. кто-то уже прошёл этот путь до нас. Свои напечатанные работы ребята встречали с таким же восторгом, как первопечатник Иван Фёдоров. Затем лексика отрабатывалась в различных инструктивных картах или грамматических структурах. Эти задания можно брать из учебника по английскому языку. Результатом этой работы стали сообщения учащихся о своей семье или о своих друзьях, составление характеристики своего идеала. Здесь широко использовались групповая, фронтальная, парная работа. На данном этапе корректировались знания учащихся по теме урока, шёл процесс осмысления знаний, выработки умений и навыков.
Кроме того, составлялись тематические словари с учётом программных требований по английскому языку для данного класса. Используя эту лексику, ученики выполняли творческие задания. В качестве примера можно привести урок по теме «Отношения между людьми». Обычные диалоги на английском языке анализировались с точки зрения этики, речевых норм языка. В этом состояла их высокая развивающая роль.
Интегрированные уроки учителями английского языка и обществоведения успешно проводились в конце изучения темы или в конце четверти как результат наработанных знаний и умений. Это знания, которые уже частично реализованы на практике. В самом деле, что-либо кардинально важное само по себе не усваивается в рамках образовательных программ – необходим некий социальный вектор, в направлении которого выстраиваются стремления людей.
Оперативный контроль на уроках осуществлялся постоянно, но для обстоятельного контроля предусмотрены специальные уроки, цель которых выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков. Замечу, что в прошлом году классы, в которых шёл эксперимент по интегрированному обучению, сдавали переводные экзамены по этим предметам, что позволило провести глубокий анализ успеваемости и качества знаний по разным видам учебной деятельности.
Комбинированные уроки сложно проводить в интегрированной форме, да и не нужно, т.к., как правило, на комбинированном уроке предусмотрен небольшой объем нового материала, много времени отводится на повторение, контроль.
Итак, эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, а также от настроенности учащихся на постижение этих знаний. От души желаю вам, чтобы время совпадало с местом, а то и другое - с нашей жизнью.