Применение здоровьесберегающих технологий (ЗСТ)
Методическая разработка интегрированного урока
(чтение + русский + математика) по программе «Перспектива»
Учитель ГБОУ Лицей № 40 Кобышева Зинаида Николаевна
Тема: Выразительное чтение по ролям. Безударная гласная в корне слова, подбор родственных (однокоренных слов). Решение уравнений вида 18:х=2. Решение примеров в несколько действий.
Цели урока:
Обучающая
- закрепить умения написания словарных слов; знания о безударной гласной в корне;
- совершенствовать умения подбирать проверочные слова;
- продолжить формировать навыки правильного письма;
- соотносить компоненты умножения и деления со сторонами и площадью прямоугольника;
- определять порядок действий в выражениях.
Развивающая
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
- способствовать развитию эмоциональной сферы.
Воспитательная
- воспитывать доброе отношение друг к другу, учить детей радоваться успехам друг друга;
- содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
- содействовать профилактике утомляемости учащихся;
- предупредить развитие близорукости;
- прививать навыки здорового образа жизни.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной и учебнику Л.Г.Петерсон, раздаточный материал (тексты для чтения). Бумажные офтальмотренажеры «Кривые траектории» и «Разноцветные круги».
Ход урока
- Организационный момент
Использование стихотворений для поддержания положительного эмоционального состояния
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Психологическая установка на работу.
- А теперь повернитесь друг к другу и пожелайте друг другу удачи.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги нашей лень!
Не мешай учиться! Не мешай трудиться!
- Лексическая разминка
Использование занимательного материала для снятия психологического напряжения (загадки о животных)
Бела, как снег,
Черна, как жук,
Вертится, как бес,
Повернулась – и в лес. ( Сорока )
Быстрый прыжок,
Тёплый пушок,
Красный глазок. ( Заяц )
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. ( Медведь )
Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает
За собой все следы заметает? ( Лисица )
Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный? ( Волк )
- Что объединяет слова-отгадки, найдите общий признак. (Словарные слова)
Работа по предупреждению близорукости по системе В.Базарного с расположенными на стенах классной комнаты карточками. На них мелкие силуэтные изображения животных. По просьбе учителя дети встают и отыскивают картинки, являющиеся ответом на загадку.
- Формулирование темы урока
- Сейчас мы прочитаем маленькие сказки о животных.
- Разделите роли между собой и готовьте выразительное чтение по ролям. «Сорока и Енот», «Воробей и Синица», «Лисица и заяц».
4 Работа с текстом
- Дети читают текст по ролям.
- Найдите в своих текстах слова с безударной гласной, подберите проверочное слово.
- Как правильно написать безударную гласную.
- Дети находят слова и подбирают проверочные.
- Слова записывают на доску и в тетрадь.
Использование бумажного офтальмотренажера (по методике В.Базарного) с помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке, по восьмёрке. Каждая траектория отличается от других цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упражнение выполняется стоя, руки на поясе, плечи развёрнуты. Плакат находится впереди вверху, укреплён над доской.
Задание дети выполняют стоя. Смена динамических поз.
5 Работа с компьютером
- Продолжим работу с правилом: «Безударная гласная»
- На экране появляются задания по данному правилу. Учащиеся по очереди подходит к компьютеру и выполняют задания, весь класс проверяет.
6 Работа в тетрадях
- Дети записывают слова парами, сверяют с экраном.
- После окончания работы, меняются тетрадями и проверяют работу у соседа, выставляют оценки друг другу.
Смена динамических поз (Система В. Ф. Базарного) и применение игровых приёмов. (Дети стоят за партами)
7 Устный счёт. Повторение таблицы умножения.
У резной избушки
На лесной опушке
Бельчата гуляли,
Орехи считали,
На 4 кучки их разделили,
В каждую кучку по 3 положили.
Если таблицу умножения знаешь,
То без труда орехи сосчитаешь ( 12 орехов )
Как у нашей козочки семеро козлят.
Всех козлята радуют, только Ваню злят.
Даже козье молоко Ванечке не мило.
Виновата бабушка – сосчитать просила:
Сколько у козляток рожек и копыт? ( 14 рожек, 28 копыт )
Мать – ежиха для детей
В лес пошла ловить мышей.
Для каждого ежонка
Поймала по 2 мышонка.
Мышат всего было 10,
А вам предстоит ответить:
Для скольких ежат
Мать ловила мышат? ( 5 мышат )
Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
- Легко ли выжить животным зимой в лесу?
- Какими они должны быть? (Сильными, смелыми, ловкими, гибкими)
- А мы, вы какими должны быть? (Тоже здоровыми)
- Что надо делать, чтобы быть здоровым?
- На зарядку становись!
Физкультминутка под стихотворение: упражнения для снятия общего или локального утомления
Отложите-ка тетрадки. Раз-два!
Становитесь на зарядку. Раз-два!
Сладко-сладко потянулись, и прогнулись, и пригнулись.
Ваши мышцы все проснулись? Да!
Ваши губки улыбнулись? Да!
Пальчики к письму готовы7 Да!
Мы работать будем снова? Да!
8. Работа в тетрадке по математике и на доске
- Составь программу действий и вычисли:
500– ( 244 + 187 ) +736
49 : ( 24 – 17 ) + 54 : 6 – 7
- Вспомним правило решения примеров со скобками.
- Проверьте свои ответы. У кого возникли вопросы или затруднения при решении.
- Вспомним решение уравнений.
-Учащиеся решают в тетрадях и на доске.
Создание ситуации успеха
- Уравнения у вас решены? Проверьте правильность решения, покажите свои работы друг другу! Молодцы!
9. Решение примеров и опрос детей с применением ИК.
Электронное приложение «Русский язык» к учебнику Л.Ф. Климанова.
Мультимедийное пособие «Русский язык» к учебнику Р.Н. Бунеева.
Мультимедийное пособие «Математика» к учебнику Л.Г.Петерсон.
10. Обобщение.
- Чем мы сегодня занимались на уроке?
- Какие правила по русскому языку сегодня мы повторяли?
- Какие тексты вы читали, о ком?
- Какие темы мы повторили по математике?
- Чем объединены все части урока? Какой темой? (Животные)
- Как надо общаться и относиться к животным, птицам зимой?
11. Рефлексия
- Как вы сегодня поработали?
- Что интересного было на уроке?
Активизация инициативы и творческого самовыражения учащихся.
12. Дома: по желанию написать рассказ о любимом животном и составить задачу.
Примечание
На уроке
- использовались для предупреждения утомляемости разные чередующие виды деятельности: письмо, чтение по ролям, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, практические задания, работа на ИК;
- применялось чередование видов преподавания: словесный, наглядный, визуальный, самостоятельная работа и др.;
- использовались методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора, активные методы, методы направленные на самопознание и развитие
Тексты для чтения
Лиса и Заяц
- Почему это, Заинька, у тебя такие длинные ушки? Почему это, серенький, у тебя такие быстрые ноги?
- А всё потому, Лисонька, что уж очень у тебя тихие шаги да уж очень острые зубы.
Сорока и Волк
- Батюшки, Волк, что с тобой, на тебе лица нет!
- Не видишь – в капкан попал! Лица нет… Скоро, Сорока, на мне и шкуры не станет!
Воробей и Синица
- Что, Синица, перья носом прибираешь – чистишь их, что ли?
- Не чищу, Воробей, пересчитываю. С осени 3000 было, сейчас 2500 осталось. 500 перьев за зиму потеряла!
- Эка беда – полтыщи за зиму! Я весной за одну драку по полсотни теряю. Что их жалеть: были бы кости целы, перья вырастут.
Заяц и Полёвка
- Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зелёную понюхать захочешь, листиков сочных погрызть – терпи до весны. А где же та весна – за горами да за морями…
- Не за морями, Заяц, весна, не за горами, а у тебя под ногами. Прокопай снег до земли – там и брусничка зелёная, и манжетка, и земляничка, и одуванчик. И нанюхаешься и наешься. Как я!
Сорока и Волк
- Эй, Волк, чего ты хмурый такой?
- От голода.
- И рёбра торчат-выпирают.
- От голода.
- И воешь тоскливо.
- От голода.
- Вот и поговори с тобой! Заладил одно: от голода да от голода! Чего это ты такой неразговорчивый?
-От голода…
Заяц и Медведь
- Белка на зиму грибы запасает, Бурундук – орехи. А ты, Медведь, всё без дела шатаешься. Вот засыплет снег землю – что лопать-то станешь?
- Ты, косой, за меня не волнуйся. Я , брат, самоед. Я зимой сам себя ем. Ну-ко, пощупай, сколько сала под шкурой припас – на всю зиму хватит. Я по лесу зря не шатаюсь, сало коплю. Что и тебе, косой, советую.
- Э. Медведь, какое там сало… нам, зайцам, в лесу не до жиру, быть бы живу!
Яблонька и Воробей
- Слушай, Воробей, ты мужик умный, среди людей крутишься, не слыхал ли, что они про зайца-русака говорят: хищный он зверь или нет?
- Ой, Яблонька, насмешила, ой, уморила! Какой же заяц хищник? С его крысиными зубами впору только кору глодать.
- Кору?! Ох, чуяло моё сердце: обгложет он меня со всех сторон, хищник свирепый! Погубит, злодей!
Сорока и Енот
- Енот, а Енот, а ты ягоды любишь?
- Люблю!
- А птенцов и яйца любишь?
- Люблю!
- А лягушек и ящериц любишь?
- Люблю!
- А жучков и сороконожек любишь?
- Люблю!
- Люблю!
- А…червяков и улиток любишь?
- Люблю!
- А чего же тогда не любишь?
- Не люблю, когда меня глупыми вопросами от еды отвлекают!