Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Современный урок, современный учитель и современный ученик сегодня предполагают современные методики и технологии. Сегодня мы заботимся о времени, потому что поток информации огромный и в рамках одного урока не всегда успеваешь рассказать все, что хотелось, сделать все задания, пройти новый материал. Одним из самых популярных  новшеств современной методики является интегрированный урок. Только читая о таком уроке вряд ли получится представить все возможности таких уроков, но, начав использовать такие уроки в своей практике, понимаешь, что эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы.

Являясь учителем не только русского языка, литературы, но и учителем английского языка, работая в команде с коллегами, приходишь порой к самым удивительным выводам. Прежде всего, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы. Нельзя не отметить, что Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна, а использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся.

   Технологию интегрированного обученияна уроках я использую уже 4 года. На уроках русского языка ведётся интеграция материала уроков литературы, математики, на английском языке используются метапредметные задания из литературы, ИЗО, МКХ, информатики, истории. Элементы интегрированного обучения используются в разном объёме в зависимости от уровня класса. Это могут быть  как индивидуальные, групповые задания интегрированного характера, так и циклы периодически проводимых уроков.

   Опыт показывает, что задания и уроки интегрированного типа вызывают интерес, как у школьников среднего звена, так и у старшеклассников. Параллельное сосуществование в одном уроке различных пластов материала позволяет сделать современный урок  более интересным и содержательным, даёт возможность разнообразить виды деятельности детей, эмоционально вовлечь школьников в решение поставленных перед ними задач.

Среди самых ярких и смелых примеров можно назвать интегрированный урок математики и русского языка «Ох, уж эти числительные»  в 7 классе.

Цель:

- обобщение практического опыта по применению правил склонения числительных при решении математических заданий;

- формирование навыков чтения и выполнения различных математических заданий с применением правил склонения числительных.

Задачи:

- обеспечить практическое использование лингвистических знаний на уроке математики;

- способствовать развитию речи учащихся на межпредметной основе;

- повысить уровня обученности учащихся за счет применения ИКТ и активных методов обучения;

1.2 Ожидаемые результаты инновации:

- формирование и автоматизация практических навыков использования лингвистических знаний на разных уроках;

- повышение информационной культуры школьников;

- рост мотивации обучающихся;

- повышение качества образования.

1.3 Критерии оценки реализации инновации:

- активная творческая работа как на уроках русского языка, так и математики;

- пробуждение у учащихся интереса к учебе;

- практическое применение навыка соединения знаний, полученных на уроках русского языка с умениями решать математические задания;

- использование грамотной речи не только на уроках русского языка, но и на других учебных предметах, а также в повседневной жизни;

- выполнение творческих заданий, участие в конкурсах.

 

Другой эксперимент «Причастия в английском и русском языках»- урок состоялся после изучения темы «Причастия» в 6, 8, 9 классах, поэтому проводится как повторительно-обобщающий, но тема «Participle» в английском языке, как форма – знакома в 6 классе, начало знакомство в 8 классе, в 9 классе изучены все формы образования причастий.

Цель:

- сопоставить причастия  в русском и английском языках, выявить черты сходства и различия

 

Обучающие задачи:

- выработать практические навыки употребления причастия в обоих языках;

- познакомить учащихся с вариантом типовых заданий ГИА по данной теме.
- формировать умение строить предложения и текст в соответствии с нормами языка;
- показать учащимся богатство русского и английского языков.

 

Воспитательные задачи

1.      Развитие памяти, внимания, логического мышления, наблюдательности.

2.       Развитие межличностного общения в группе.

3.       Развитие способности обобщать, классифицировать.

4.      Развитие умение устанавливать логические связи.

 

Развивающие  задачи:

1.развитие образного и логического мышления

2.овладение приемами учебной деятельности;

Подготовка к уроку:

Для проведения урока учитель дает определенное задание каждой группе, обслуживающее данную тему   (но не акцентирует внимание на ней), и располагает их в необходимой последовательности. Проводит предварительную видеозапись  6 класса, общее задание для 9 класса (о причастии в английском языке)

Оборудование: компьютерный класс/ персональный компьютер, проектор и экран или интерактивная доска / принтер.

Исходная компетенция учителя (владение ИКТ): владение компьютером, умение работать с проекционным оборудованием, детальное знакомство с презентацией по теме изучаемого урока и необходимыми дополнительными материалами.

Исходная компетенция ученика (владение ИКТ): владение компьютером, умение пользоваться ресурсами интернет.

Формы организации учебной деятельности

Самостоятельная индивидуальная работа. Аудиторная коллективная работа под руководством учителя с целью контроля усвоения новых знаний. Работа в группах.

Ролевые отношения учителя и ученика, роль компьютера

Роль учителя: организовать самостоятельную работу учеников с электронными дидактическими материалами, обеспечить ее результативность, стимулировать ее выполнение, поставив цель, сформулировав конкретные задачи; организовать контроль усвоения.

Роль компьютера: обучающая, информационная, контролирующая.

Роль ученика: выполняя поставленные учителем задачи, освоить новый материал и затем применить полученные знания на практике, уметь излагать материал урока.

Дополнения к уроку:

Урок интересен тем, что в аудитории собираются представители разных классов: 6 класс, который познакомился с причастием только в этом году; 8 класс, который повторяет и систематизирует свои знания на уроках русского языка, работая с обособленным определением;  9 класс, который, зная причастие в русском языке, знакомится с причастием в английском языке.

Необходимо отметить, что и 6 и 8 класс знаком с формами причастия в английском языке, причем 6 класс только с образованием (без смыслового содержания),  а 8 класс уже непосредственно сталкивался с этой частью речи в английском языке при переводе.

Уроки очень нравятся детям, хотя нтегрированный урок требует от педагога тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворённости личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к школьникам (вежлив, ласков, внимателен). Педагог больше даёт детям, если откроется им как личность многогранная и увлечённая. Образовательные технологии интегрированных уроков могут быть различными, однако в любом случае необходимо их моделирование. А именно, самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей, проявление творческой активности учителя.

 

Использованные источники

  1. Арефьева Г.Я. «Интегрированные уроки география, биология, экология , ОБЖ, химия) // География в школе.-2002.-№ 3. - С. 70.
  2. Ливанский В.М. «Ресурсный подход становления интегрированного школьного и внешкольного образовательного пространства // Завуч. -2006г.-№5. - С. 118
  3. http://englishteachandlearn.narod.ru/methods/integrlesson.htm
  4.  http://neuch.org/thought/integrirovannyjj-urok-segodnya

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»