Сочетание виртуального и натурного эксперимента при проведении лабораторных работ в основной школе.
Илляшик Л.П.,
учитель физики и естествознания лицея № 623 имени И.П. Павлова.
Аннотация.
В сообщении представлен опыт параллельного проведения традиционного лабораторного эксперимента в кабинете физики и выполнения той же работы в виртуальном режиме кабинете информатики.
В условиях внедрения информационных технологий в школьный образовательный процесс правомерной становится проблема использования возможностей информационных технологий для решения задач физического образования. В настоящее время имеется много разработок, моделирующих лабораторный эксперимент по физике.
При изучении физики в основной школе по программе Г.Н. Степановой в трехчасовом варианте на один час класс делится на две части, что оптимально для проведения лабораторных работ и уроков решения задач, так как позволяет уделять больше внимания каждому ученику. Возможность одновременного проведения экспериментальных работ по физике в лабораторном и виртуальном вариантах появилась в лицее, когда деление на группы произошло между информатикой и физикой.
Для этого на все компьютеры в классе информатике была установлена программа с лабораторными работами по физике для седьмых классов. Одновременно одна половина класса выполняла лабораторную работу по физике в кабинете физики, а другая половина класса выполняла ту же работу в виртуальном режиме в кабинете информатики. На следующем уроке первая группа повторяла тот же эксперимент на моделях, а вторая группа выполняла работу с реальными приборами.
При подведении итога лабораторной работы перед учащимися ставилась задача сравнить как способы выполнения работ, так и полученные результаты. Соответственно оценка работы проводилась по физике и информатике.
Следует отметить повышение интереса у учащихся к выполнению такого совмещенного эксперимента, более глубокое понимание выполняемых действий и удивление, когда результаты эксперимента совпадают. Кроме того полезность подобного варианта работы проявляется в том, что у детей формируются навыки работы с виртуальными моделями, что особенно полезно при появлении интернет – олимпиад, в которых все задания практической направленности выполняются на моделях. Можно отметить и отдаленный результат, который проявился при выполнении этими учащимися в девятом классе лабораторных работ программы седьмого класса на открытом уроке (математика и физика), при практической проверке физических уравнений.
В заключение следует отметить, что виртуальные лабораторные работы при обучении физики помогают учащимся в подготовке к современным олимпиадам, они прекрасно сочетаются с обычным экспериментом при параллельном проведении. Их можно использовать как домашние лабораторные работы предшествующие практикуму или после него. Наконец, они полезны для учащихся при домашнем обучении и для пропустивших занятие по болезни.
Источники информации.
1. Интерактивные лабораторные работы по физике. Физикон. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/bf5c59d6-a562-2c61-9d98-139ac12015dd/
2. Винницкий Ю.А. http://www.sch169.ru/projekt/ILB/ILR.html
3. Кафедра физики МИОО http://fizkaf.narod.ru/
4.Виртуальная физическая лаборатория, Дрофа http://www.e-drofa.ru/catalog/fizika/6576_laboratornye_raboty_po_fizike_9_klass