Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Разработка интегрированных заданий как средство
формирования метапредметных познавательных
УУД на уроках географии и литературы

Хохлова Елена Николаевна
Актуальность  экспериментальной разработки интегрированных заданий  по географии и литературе обусловлена тем,  что в современных условиях  обостряются противоречия  между получением и применением знаний из разных областей обучающимися.
Например, на уроке литературы в 9 классе  мы знакомились с повестью Федора Михайловича  Достоевского «Белые ночи». На вопрос, а где еще бывает такое явление, ребята ответить не смогли.
Или, изучая Кавказ, рассказывая о горе-лакколите Машук, спрашиваю, а чем известно это место? Молчат. Подсказываю - вспоминайте уроки литературы. Молчат.  Еще подсказываю - дуэль. Только тогда сообразили – Лермонтов.
И такие ситуации происходят довольно часто в нашей работе, то есть ученики воспринимают каждый предмет изолированно.
Межпредметная интеграция необходима, так как
- формирует целостность восприятия
- развивает творческий потенциал
- повышает интерес
- особенно значима интеграция при формировании метапредметных познавательных умений.
Как отмечается в Концепции модернизации российского образования, «школа должна формировать целостную  систему знаний, умений и навыков, а также обобщённые способы учебной деятельности, обобщённые способы познания…».
В законе  РФ «Об образовании» особо отмечается, что содержание образования должно обеспечивать формирование у школьников адекватной современному уровню и уровню образовательной программы картины мира. Значит, особая роль в процессе обучения должна отводиться развитию системного мышления, умению пополнять свои знания, ориентируясь в  потоке информации различной степени сложности, языковой и социально-культурной направленности. Первостепенное значение здесь приобретают компоненты образования, отражающие тенденции интеграции научного знания. Интеграция – ведущая тенденция развития научного познания в современных условиях.
В связи с этим необходимо решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов, в частности, литературы и географии.  Помочь решить эту проблему должен межпредметный подход, который лег в основу образовательных стандартов.
Проведенный нами анализ  современных принципов обучения  показал, что, несмотря на позитивные изменения в разработке новых методов и принципов образования, в системе работы по формированию межпредметных и метапредметных связей  некоторые результаты не могут считаться удовлетворительными. Так, например, в последнее время  при проведении различных видов диагностических  работ (РДР, ВПР и др.), где включены задания на выявление межпредметных связей, особенно заметно, что именно такого рода задания вызывают  наибольшие затруднения у современных учеников.
В работах, касающихся формированию межпредметных связей, раскрыты некоторые подходы к разрешению указанных противоречий:
в работах Зверева  И. Д. и Максимовой В. Н. описаны приемы  формирования межпредметных связей в современной школе на примере преподавания  биологии;
исследования  Абдуллаевой Г.Д. и Атажанова И.И.  посвящены вопросам целостного применения интеграций в современной школе;
В работах В. Н. Федоровой, Д. М. Кирюшкина  рассмотрены  межпредметные связи  на материале естественнонаучных дисциплин средней школы.
В исследованиях А.В.Усовой  рассмотрены способы  формирования учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла.
Работы О.Н. Крыловой и И.В. Муштавинской посвящены изучению новой дидактики современного урока в условиях введения в ФГОС ООО.
Опыт интегрированных уроков также представлен Л.Ф. Стрелковой в работах «Технологии проблемного и развивающего обучения» (пример межпредметной интеграции литературы и геометрии).
Вместе с тем до настоящего времени недостаточно изучены, на наш взгляд, приемы формирования познавательных УУД  при интеграции таких учебных дисциплин, как литература и география. Применение данного вида интеграции поможет не только улучшить качество урока, но и даст возможность повысить качество образования и обучения, повысят  мотивацию обучающихся, будет способствовать в развитии познавательных УУД.
Необходимость выделения данного аспекта и определила цель нашей поисково-исследовательской работы.
В частности, было выдвинуто предположение о том, что познавательный интерес  старшеклассников эффективно формируется в учебной деятельности в процессе решения межпредметных познавательных задач, которые способствуют обобщению знаний из смежных курсов, выработке оценочных умений и развитию мировоззренческой направленности познавательного интереса, что усиливает его влияние на формирование личности в обучении гуманитарным предметам.
Анализ вызванных выше теоретических предпосылок позволил сформулировать ряд положений, имеющих особую значимость для обоснования и практической проверки выдвинутой гипотезы:
а) в образовании наблюдается раздробленность учебных дисциплин, в связи с чем теряется межпредметность, теряется универсальность и целостность восприятия мира;
б) метапредметный подход предполагает реорганизовать предметное содержание образования, в котором знания – не сведения для запоминания, а инструмент для  использования в своей практической деятельности;
в) переориентация учебного пространства от человека «знающего» к человеку «умеющему».
г) метапредметность позволяет педагогу работать с перспективой, быть тьютером, партнером.
Учитывая требования, выдвигаемые к современной школе по новым стандартам, мы конкретизировали некоторые из указанных положений.
Разработанная нами модель включает в себя интегрированные задания в 5-11 классах, по изучаемым темам. Например:
- при изучении устного народного творчества на уроках литературы в 5-х, 6-х классах, можно предложить ребятам объяснить суть народных примет о погоде с географической точки зрения;
- В 6 классе ребята знакомятся с планом местности. Эта тема вызывает затруднения, одним из приемов лучшего усвоения материала может быть задание зашифровать путь Ильи Муромца условными знаками или, наоборот, расшифровать текст.  В качестве примера, может быть использовано стихотворение А.С Пушкина «Деревня», которое является программным произведением;
- В 8 классе, при изучении природных зон России, можно использовать различные литературные произведения (Б. Л. Горбатов  «Обыкновенная Арктика»,  «Тихий дон» М.А. Шолохов,   «Степь» А.П. Чехов, С.В. Обручев «В неизведанные края» гл. «На полюсе холода»;
- Более сложные задания можно предложить учащимся 11 класса при изучении темы «Глобальные проблемы человечества», в качестве дополнительной литературы можно использовать рассказ  Р. Брэдбери «Зеленое утро», в котором говорится о том, как Бенджамин мечтает увидеть Марс зелёным и  для осуществления своей мечты 30 дней сажает  семена.
Назначение любого учебника – дать информацию. Другое дело – художественная литература, которая даёт возможность школьникам глубже познакомиться с изучаемой темой по географии, позволяет сравнить материал научной литературы с литературой художественной. 
И, наоборот, изучение художественной литературы,  с опорой на знания из курса географии, позволяет глубже изучить произведение,  проанализировать текст,  выявить средства художественной выразительности, раскрыть сюжет, композицию и идею произведения.
В качестве показателей эффективности предлагаемого нами подхода к решению проблемы могут быть использованы:
- результаты работ по выявлению метапредметных умений;
-результаты диагностических работ различных видов;
- результаты итоговой аттестации;
Изучение практики и результатов внедрения интегрированных заданий на уроках литературы и географии, на основе выделенных показателей подтвердило эффективность выбранного нами пути решения проблемы:
- улучшились навыки работы с текстом;
-закрепились умения применять теоретические знания на практике;
-сформировалось умение строить самостоятельное  мотивированное высказывание;
-  данные виды работ способствовали созданию ситуации успеха для обучающихся при выполнении сложных или новых работ на уроках географии и литературы;
- обеспечило  возможность для  дифференцированного  и индивидуального обучения.
Описанный опыт может быть использован педагогами гуманитарных дисциплин для применения в учебном процессе, в условиях внедрения ФГОС ООО.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»