Конспект урока
История в литературе
Бунькова Юлия Викторовна,
учитель русского языка и литературы;
Буравлёва Наталья Владимировна,
учитель истории
Предмет: интегрированный (бинарный) урок литературы и историиучитель русского языка и литературы;
Буравлёва Наталья Владимировна,
учитель истории
Класс: 7
Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала (урок исследовательского типа)
Цель: показать взаимосвязь литературы и истории посредством анализа текста художественного произведения
Ход урока
1. Организационный момент
1. Учитель: сегодня на уроке вы будете работать в группах. Что предполагает такая работа?
Ученики высказываются.
Учитель: В группе должен работать каждый, но главное правило: «Один за всех, и все за одного»
2. Рассмотрим, с чем вам предстоит работать в ходе занятия. Перед вами на партах
1) 1 на двоих человек учебник с прикреплённым словом – термином;
2) для каждого – рабочий лист;
3) один на группу цветной лист.
3. Урок сегодня ведут два учителя (литературы и истории). Как вы думаете, почему?
Ученики высказываются.
2. Актуализация знаний
1. Учитель: повернитесь к доске и закройте глаза. Включает слайд 1. Откройте глаза, посмотрите на иллюстрацию. С чем она ассоциируется? Слайд 2 Беседа по вопросам: - По чьему указу был воздвигнут этот памятник? – Имя скульптора? Слайд 3
– Из какого материала изготовлен? Слайд 4 (подтверждение/ опровержение ответов)
– Почему бронзовый памятник называется «Медный всадник»? Кому мы обязаны этим названием? Слайд 5
2. Терминологическая работа в парах (слайд 6)
Учитель: у вас на столах учебник с прикреплённым к нему словом – термином.Ваша задача – объяснить его. Куда вы обратитесь за помощью?
Учащиеся работают со словарём учебника, озвучивают толкование терминов.
Учитель параллельно включает слайды 7 – 9.
Учитель: итак, поэма – это эмоции, чувства (лирика, поэзия) + герои, события(эпос, история)- слайд 10
3. Целеполагание
Учитель: Во вступлении кпоэме «Медный всадник» А.С. Пушкин рассказал о петровском периоде русской истории. – Что послужило основой для этого? Откуда он брал сведения?
Учащиеся: Изучал историю. (Слайд 11)
Учитель: А.С. Пушкин серьёзно увлекался историей, работал с архивными материалами, чтобы писать художественные произведения, а мы с вами сегодня обратимся к художественному произведению, чтобы совершить путешествие в историю.
4. Изучение нового материала
1. Работа в группах (слайд 12)
Инструктирование обучающихся.
Учитель: Вы будете работать в группах. У каждой группы на цветном листе напечатан отрывок из вступления к поэме. Вот задания, которые нужно выполнить:
1 группа Подчеркните в тексте слова и словосочетания, описывающие местность.
2 группа Подчеркните в тексте слова и словосочетания, говорящие о замыслах Петра I.
3 группа Подчеркните в тексте слова и словосочетания, описывающие Санкт – Петербург спустя сто лет.
Как вы будете работать:
1) Сначала каждый на своём рабочем листе выполняет данное задание; 2) затем, посовещавшись, переносите результаты на общий цветной лист; 3) 1 человек читает выделенный отрывок вслух; 4) другой – называет подчёркнутое (в группе вам надо выбрать, кто будет читать, а кто - называть)
2. Ученики работают в группах
3. Афиширование результатов работы: представители групп читают свойотрывок, отмеченные слова и словосочетания.
Учитель включает слайды с выделенными словами и словосочетаниями (Слайды 13-18)
2. Коллективная работа под руководством учителя
Учитель: поработаем с выделенными словами и словосочетаниями и постараемся создать цепочку исторических событий.
Беседа по вопросам учителя, работа с картой и иллюстрациями (Слайды 19-29)
5. Итоги урока
- Что мы узнали, внимательно читая и анализируя текст литературного произведения?
- Какой вывод по итогам нашей работы можем сделать?
6. Домашнее задание
На рабочем листе (с обратной стороны) нарисовать (найти) иллюстрацию к понравившимся строкам поэмы.
7. Рефлексия
Учитель: ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты:
Подчеркни один из вариантов:
1 | На уроке я работал | Активно/ пассивно |
2 | Своей работой я | Доволен/ не доволен |
3 | Урок для меня показался | Коротким/ длинным |
4 | За урок я | Устал/ не устал |
5 | Моё настроение стало | Лучше/ хуже |
6 | Материал урока мне был | Понятен/ не понятен Полезен/ бесполезен |
7 | Свою работу на уроке я оцениваю | 3 4 5 |