Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Универсальная значимость художественного воспитания
в целостном формировании личности учащегося
общеобразовательной школы

Грахова Елена Вячеславовна,
учитель музыки;

Логинова Ольга Васильевна,
учитель изобразительного искусства

ГБОУ лицей № 533 «Образовательного комплекса «Малая Охта»
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
              XXI век должен стать веком гуманитарной культуры, иначе мир ждет катастрофа, так как исчезнет противовес бесчеловечному технократическому прессингу», говорил Д. Лихачёв. Действительно, если убрать все гуманитарные науки из нашей жизни, жизнь на земле будет невозможно представить в обычном понимании. К чему мы все придём? Мир поглотит Абсурд, Технократия, Бездушие, Гонка вооружения, потому что с исчезновением гуманитарной культуры, исчезнут духовные качества человечества: Истина, Доброта, Красота, Сострадание, Любовь к ближнему. Человек не будет развиваться духовно, и мир рухнет. Потому что, «левополушарное мышление носит преимущественно аналитический, а не синтетический характер, в то время как правое — наоборот, синтетический и больше связано с новизной и творчеством», - А.Н. Поддьяков.
              Многие ученые (А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Е.М. Торшилова и др.) подчеркивают, что именно в искусстве заключен опыт человеческого отношения к миру. Осваивая произведения искусства, человек знакомиться с опытом различных поколений людей. Искусство формулирует и выявляет общечеловеческие ценности, помогает найти своё место в социуме, способствует выводу человека из кризисных состояний, формирует культуру личности и только поэтому гуманитарные предметы включены в школьные программы. Современная жизнь диктует школе жесткие требования: это высокое качество образования, умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в обществе, быть толерантным. Качество образования диктует изменения образовательных технологий.
               «Несмотря на коренные, по-видимому, различия, все искусства произрастают от одного корня, и стоит начать вглядываться в них, как единство выступает всё более и более убедительно», - писал П. Флоренский, - «задача искусства – именно связывание отдельных элементов, чтобы сделать их телом целого». Интеграция уроков музыки и изобразительного искусства позволяет учащимся лучше увидеть, услышать и понять целостно изучаемый объект, развивать речевые навыки,  умение анализировать, сравнивать и делать выводы, а так же творчески самореализовываться. Учитель и ученик включается в активный совместный творческий процесс. При этом объём нового материала увеличивается вдвое, т.к. дополняется со стороны разных видов искусства. Интегрированные уроки сами по себе нестандартны и привлекательны для учащихся, т.к. поневоле у них создаётся заинтересованность и мотивация к учёбе.
 Предметная интеграция изобразительного искусства и музыки не выглядит обособленно от других видов гуманитарных культур, т.к. на уроках необходимо просматривать видео, прочитывать стихи, станцевать, спеть, вспомнить или расширить свои знания по всемирной истории и т.д. Изобразительное искусство и Музыка – это два разных вида искусства по восприятию (как впрочем, и остальные виды искусства). Один образ, одна тема в каждом виде искусства выражается по своему, но если образ объединяется несколькими видами искусств, то он  становиться цельным и значимым.

 
Музыка Живопись
Слышимое;

Живёт во времени;

Устремлено к отображению внутреннего мира;
 
Развивает воображение и творческое начало.
Зримое;

Неподвижное, статичное, пространственное;
Обращено к внешнему отображению окружающего мира человека,
его чувств, переживаний;
 
Развивает воображение и творческое начало.
 
«Немая поэзия», «говорящая живопись», - высказывался Лессинг. Одним словом, любой образ, любая идея, любая мысль может воплотиться в любом из видов искусств, лишь способ восприятия будет разный. Все способы восприятия и выражения восходят к единому корню, по мнению П. Флоренского – «деятельности сознания». В словаре по изобразительному искусству можно прочесть: «Зрение соединение видимого и мыслимого, слово – мыслимого и переживаемого».

 
Изобразительное искусство Музыка
композиция форма
линия мелодия
ритм, орнамент ритм
тон цвета тембр
цветовая гамма, палитра звуковая палитра, регистр
пятно аккорд
мазок фактура
статика-динамика темп
колорит лад
цветовой фон динамика
контраст цвета и тона контраст разнохарактерных приёмов
стили и направления стили и направления
миниатюра миниатюра
нюанс нюанс
этюд этюд
теплый или холодный цвет, оттенок, колорит теплый или холодный звук – низкий или высокий
 
              Можно сделать вывод, что гуманитарные виды культур и даже различные науки успешно и вполне естественно между собой интегрируют. Ю. Лотман в своей книге «Статьи по семиотике искусства» пишет, что «наука и искусство – это два глаза человеческой культуры». «Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать в своём воображение настроение. Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка даёт настроение, и по ней надобно воссоздать мысль и образ», говорил Н. Римский-Корсаков, который высоко ценил и понимал живопись.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»