Интеграция школьного музея в образовательное пространство
Шефченко Ольга Михайловна
Интеграция школьного музея «Истоки жизни – Невская застава» имени О.Ф. Берггольц на базе ГБОУ школы №340 Невского района Санкт-Петербурга в образовательное пространство.
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» определены основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, важнейшие из которых основываются на гражданственности и патриотизме. В настоящее время крайне необходимо укреплять национальные ценности России в современном мире, и этого невозможно достичь без осознания нами своей традиционной культуры и обращения к историческому наследию, завещанного нам предками. В связи с чем, одной из самых актуальных задач современной школы является создание благоприятных условий для формирования личности, ориентированной на общечеловеческие, культурно-исторические, художественно-эстетические и духовные ценности. Школьный музей, обладающий огромным образовательным и воспитательным потенциалом, формирует эти ценности, воплощает в себе самую живую суть культуры во взаимном переходе от прошлого к настоящему и создает у учащихся целостное отношение к культурно-историческому наследию.
На наш взгляд, современный образовательный процесс невозможно представить без музейной педагогики, которая приобретает все большую популярность в системе образования и воспитания. Музейная педагогика позволяет школьникам осмыслить свою жизнь, понять свою роль и место в современном быстроменяющемся мире. Сегодняшним педагогам необходимо сформировать личностное отношение школьников к ценностям культурного наследия, постижению мира культуры. И школьный музей должен стать активным звеном в деле формирования личности школьника, должен сплотить детей и взрослых, придать учебно-воспитательному процессу совершенно новые качества.
В нашем образовательном учреждении открыт музей "Истоки жизни - Невская застава" имени О. Ф. Берггольц. С инициативой создания музея в районе Невской заставы, где родилась и выросла Ольга Берггольц, выступили жители микрорайона. Идею поддержали администрация нашего района и коллектив школы.
Музей открылся 17 января 2013 года в канун 70-летия прорыва блокады Ленинграда. В церемонии открытия приняли участие губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко, представители органов государственной власти, руководители Совета ветеранов и общества блокадного Ленинграда. Георгий Полтавченко назвал это событие знаковым и символичным. «Ольга Федоровна Берггольц стала символом стойкости и мужества нашего города. Ее голос доходил до сердца каждого, вселял веру в победу», – сказал губернатор.
В музее имеются следующие разделы экспозиции: "Кабинет О. Ф. Берггольц", "Место памяти О.Ф. Берггольц", "Выставочный зал по биографии О.Ф. Берггольц", "Блокадная комната", "История микрорайона "Невская застава", "История школы", "Школа вчера, сегодня, завтра". Коллекция музея насчитывает более 2000 экспонатов основного и более 500 экспонатов вспомогательного фонда. Среди экспонатов музея - редкие издания книг О.Ф. Берггольц. Кроме того, наш музей оснащен современным техническим оборудованием, позволяющим использовать современные интерактивные технологии, которые включают в себя разработку электронных экспозиций музея, создание обучающего информационного контента и формирование игровых зон. С помощью современных технических средств появилась возможность даже небольшое школьное исследование презентовать на сенсорно-управляемом электронном киоске или программируемой дистанционно управляемой телевизионной панели. Современная техника помогает школьникам сделать свои экскурсии интересными, наполнить музей голосами и образами эпохи.
Теперь музей можно считать культурным центром города: здесь собирается документальный материал, связанный с жизнью Ольги Берггольц, блокадным периодом Ленинграда; в музее проводятся экскурсии для посетителей любых возрастов, иллюстрирующие жизнь и творчество Ольги Берггольц; сюда приходят люди, ещё помнящие бомбёжки над Ленинградом в страшные блокадные годы, чтобы поделиться со школьниками своими воспоминаниями о бесконечно трудных днях в голодном, замкнутом в кольцо городе, учёбе, работе, науке выживания; музей часто открывает двери для журналистов различных городских изданий, которые рассказывают о новом адресе Ольги Берггольц; музей принимает гостей города, которые приезжают, уже зная, что в Санкт-Петербурге появился музей Ольги Берггольц.
В нашем музее успешно осваиваются инновационные методы проведения экскурсий, такие как пешеходные образовательные экскурсии с элементами исследования: «Культурные памятники МО «Невская застава», «Село Смоленское: прошлое и настоящее». Образовательные пешеходные экскурсии имеют свои особенности. Они начинаются с предварительной работы, которая проходит в два этапа. Первый этап проходит в школьном музее, где перед обучающимися ставится учебная проблема, которая формулируется в ходе беседы или рассказа. Затем определяются цель и основные задачи экскурсии. Обучающиеся на этом этапе изучают историю своего района по макету, экспонируемому в музее, а также при помощи сенсорно-управляемого электронного киоска. После чего ребята делятся на группы и получают задания на индивидуальных карточках с планом-описанием по изучению объектов. На втором этапе проводится пешеходная образовательная экскурсия, в ходе которой демонстрируются объекты, воссоздается зрительная картина исторического события. Во время проведения экскурсии обучающиеся выполняют простые исследовательские задания. И в заключении экскурсовод собирает задания, анализирует и обобщает полученные сведения от обучающихся, озвучивает результаты. В данной экскурсии показ преобладает над рассказом. И показ экскурсионных объектов не является простой демонстрацией, это максимально наглядный анализ зрительной информации, получаемый экскурсантами. Особенностью данной формы работы является возможность обнаружить те качества объекта, которые незаметны при первом взгляде на предмет: описание культурного объекта начинается с внешних особенностей, а затем постепенно переходит к анализу его внутреннего содержания.
Таким образом, экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную функцию и способствует нравственно-патриотическому формированию личности обучающегося. Экскурсионная деятельность повышает интеллектуальный уровень, развивает наблюдательность, способствует восприятию красоты окружающего мира и многостороннему развитию личности подрастающего поколения.
Другой образовательной практикой, активно реализующейся в нашем музее, является поисково-исследовательская деятельность, которую ведут актив музея, члены школьного клуба «Ленинградец», воспитанники кружка отделения дополнительного образования «Никто не забыт, ничто не забыто» и студенческий поисковый отряд «Ингрия» СПбГУ.
Исследовательские работы обучающихся, осуществляемые на базе основного и вспомогательного фондов школьного музея, были успешно представлены на районных, городских конкурсах и историко-краеведческих конференциях. В ходе поисково-исследовательской деятельности обучающиеся работают в архивах, библиотеках и музеях города, переписываются, встречаются, интервьюируют участников и очевидцев исследуемых событий, проводят подробную атрибуцию и изучают «легенду» экспонатов, определяют их роль в жизни блокадного Ленинграда. Результатами поисково-исследовательской деятельности обучающихся стали такие работы, как: «Репродуктор – окно в жизнь», «История одной гильзы», «Немеркнущая «Звезда», «Война за станком», «Привет от старых штиблет» или находка со многими неизвестными», «Александр Хименюк – мой герой». Две последние работы были опубликованы в сборнике «ВОЙНА. БЛОКАДА. ЛЕНИНГРАД: фрагменты докладов учащихся Санкт-Петербурга на XV городской историко-краеведческой конференции школьников Санкт-Петербурга в 2017 году.
Особое место в поисково-исследовательской деятельности нашего музея занимает краеведческая направленность, в рамках которой обучающиеся изучают историю Невского района и биографию исторических личностей, внесших вклад в его развитие. В итоге увлекательных и интереснейших исследований обучающимися были созданы следующие работы: «История Смоленской земской школы», «Невское общество народных развлечений», «П.М. Обухов – первый директор Обуховского завода», «Н.А. Варгунин – владелец писчебумажной фабрики, частный благотворитель Невской заставы», «Торнтоны – постановщики Императорского двора, создатели первой в России футбольной команды», «Потёмкин Г. А. – владелец Стекольного завода», «Слепушкин Ф. Н. – первый крестьянский поэт». Работы обучающихся «Торнтоны - поставщики Императорского двора, создатели первой в России футбольной команды» и «Н.А. Варгунин – владелец писчебумажной фабрики, частный благотворитель Невской заставы» вошли в сборник статей по итогам V ежегодной конференции исследовательских работ в 2016 году «Их именами не названы».
Наиболее важной образовательной практикой в нашем музее является музейно-педагогическое занятие, которое разрабатывается в рамках общеобразовательной программы как формы организации учебно-воспитательного процесса и реализуется в виде предметных уроков, квестов, уроков мужества и т.д. При этом музейный экспонат выступает не как иллюстрация к приобретенным знаниям, а как непосредственный источник знаний. Неординарность организации учебного процесса в музейной среде стимулирует не только познавательные интересы учащихся, но и способствует всестороннему их развитию, а наличие незнакомых предметов, а, зачастую, знакомых, но рассматриваемых совершенно с другой стороны, в другой исторической обстановке и ситуации, вызывает чувство удивления, побуждает к самостоятельным поискам информации. Например, изучение темы «Средства индивидуальной защиты органов дыхания» для учащихся 8 класса в рамках предмета ОБЖ было организовано на базе школьного музея. В ходе музейного урока ребята не только изучили строение и применение современного противогаза, но и в интерактивном режиме познакомились с образцами противогазов военного времени и действиями отрядов МПВО в годы блокады.
Музейно-педагогические занятия реализуются, в том числе, и через игровые технологии в форме квестов. Сегодня эта форма наиболее востребована обучающимися нашей школы во внеурочной деятельности и отделении дополнительного образования. Благодаря использованию технологии музейного квеста изучение биографии О.Ф. Берггольц превратилось в увлекательное путешествие для обучающихся 5-7 классов и стало значимым в формировании образа блокадной музы.
На сегодняшний день образовательные практики нашего музея «Истоки жизни – Невская застава» имени О.Ф. Берггольц становятся уникальным ресурсом для личностно ориентированного образования и воспитания детей в атмосфере творчества. В связи с чем, педагогическим коллективом школы принято решение о создании методического продукта, обобщающего и систематизирующего музейно-педагогические практики по междисциплинарной теме «Школьный музей», создающей условия для развития гражданственности и патриотизма школьников.
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» определены основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, важнейшие из которых основываются на гражданственности и патриотизме. В настоящее время крайне необходимо укреплять национальные ценности России в современном мире, и этого невозможно достичь без осознания нами своей традиционной культуры и обращения к историческому наследию, завещанного нам предками. В связи с чем, одной из самых актуальных задач современной школы является создание благоприятных условий для формирования личности, ориентированной на общечеловеческие, культурно-исторические, художественно-эстетические и духовные ценности. Школьный музей, обладающий огромным образовательным и воспитательным потенциалом, формирует эти ценности, воплощает в себе самую живую суть культуры во взаимном переходе от прошлого к настоящему и создает у учащихся целостное отношение к культурно-историческому наследию.
На наш взгляд, современный образовательный процесс невозможно представить без музейной педагогики, которая приобретает все большую популярность в системе образования и воспитания. Музейная педагогика позволяет школьникам осмыслить свою жизнь, понять свою роль и место в современном быстроменяющемся мире. Сегодняшним педагогам необходимо сформировать личностное отношение школьников к ценностям культурного наследия, постижению мира культуры. И школьный музей должен стать активным звеном в деле формирования личности школьника, должен сплотить детей и взрослых, придать учебно-воспитательному процессу совершенно новые качества.
В нашем образовательном учреждении открыт музей "Истоки жизни - Невская застава" имени О. Ф. Берггольц. С инициативой создания музея в районе Невской заставы, где родилась и выросла Ольга Берггольц, выступили жители микрорайона. Идею поддержали администрация нашего района и коллектив школы.
Музей открылся 17 января 2013 года в канун 70-летия прорыва блокады Ленинграда. В церемонии открытия приняли участие губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко, представители органов государственной власти, руководители Совета ветеранов и общества блокадного Ленинграда. Георгий Полтавченко назвал это событие знаковым и символичным. «Ольга Федоровна Берггольц стала символом стойкости и мужества нашего города. Ее голос доходил до сердца каждого, вселял веру в победу», – сказал губернатор.
В музее имеются следующие разделы экспозиции: "Кабинет О. Ф. Берггольц", "Место памяти О.Ф. Берггольц", "Выставочный зал по биографии О.Ф. Берггольц", "Блокадная комната", "История микрорайона "Невская застава", "История школы", "Школа вчера, сегодня, завтра". Коллекция музея насчитывает более 2000 экспонатов основного и более 500 экспонатов вспомогательного фонда. Среди экспонатов музея - редкие издания книг О.Ф. Берггольц. Кроме того, наш музей оснащен современным техническим оборудованием, позволяющим использовать современные интерактивные технологии, которые включают в себя разработку электронных экспозиций музея, создание обучающего информационного контента и формирование игровых зон. С помощью современных технических средств появилась возможность даже небольшое школьное исследование презентовать на сенсорно-управляемом электронном киоске или программируемой дистанционно управляемой телевизионной панели. Современная техника помогает школьникам сделать свои экскурсии интересными, наполнить музей голосами и образами эпохи.
Теперь музей можно считать культурным центром города: здесь собирается документальный материал, связанный с жизнью Ольги Берггольц, блокадным периодом Ленинграда; в музее проводятся экскурсии для посетителей любых возрастов, иллюстрирующие жизнь и творчество Ольги Берггольц; сюда приходят люди, ещё помнящие бомбёжки над Ленинградом в страшные блокадные годы, чтобы поделиться со школьниками своими воспоминаниями о бесконечно трудных днях в голодном, замкнутом в кольцо городе, учёбе, работе, науке выживания; музей часто открывает двери для журналистов различных городских изданий, которые рассказывают о новом адресе Ольги Берггольц; музей принимает гостей города, которые приезжают, уже зная, что в Санкт-Петербурге появился музей Ольги Берггольц.
В нашем музее успешно осваиваются инновационные методы проведения экскурсий, такие как пешеходные образовательные экскурсии с элементами исследования: «Культурные памятники МО «Невская застава», «Село Смоленское: прошлое и настоящее». Образовательные пешеходные экскурсии имеют свои особенности. Они начинаются с предварительной работы, которая проходит в два этапа. Первый этап проходит в школьном музее, где перед обучающимися ставится учебная проблема, которая формулируется в ходе беседы или рассказа. Затем определяются цель и основные задачи экскурсии. Обучающиеся на этом этапе изучают историю своего района по макету, экспонируемому в музее, а также при помощи сенсорно-управляемого электронного киоска. После чего ребята делятся на группы и получают задания на индивидуальных карточках с планом-описанием по изучению объектов. На втором этапе проводится пешеходная образовательная экскурсия, в ходе которой демонстрируются объекты, воссоздается зрительная картина исторического события. Во время проведения экскурсии обучающиеся выполняют простые исследовательские задания. И в заключении экскурсовод собирает задания, анализирует и обобщает полученные сведения от обучающихся, озвучивает результаты. В данной экскурсии показ преобладает над рассказом. И показ экскурсионных объектов не является простой демонстрацией, это максимально наглядный анализ зрительной информации, получаемый экскурсантами. Особенностью данной формы работы является возможность обнаружить те качества объекта, которые незаметны при первом взгляде на предмет: описание культурного объекта начинается с внешних особенностей, а затем постепенно переходит к анализу его внутреннего содержания.
Таким образом, экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную функцию и способствует нравственно-патриотическому формированию личности обучающегося. Экскурсионная деятельность повышает интеллектуальный уровень, развивает наблюдательность, способствует восприятию красоты окружающего мира и многостороннему развитию личности подрастающего поколения.
Другой образовательной практикой, активно реализующейся в нашем музее, является поисково-исследовательская деятельность, которую ведут актив музея, члены школьного клуба «Ленинградец», воспитанники кружка отделения дополнительного образования «Никто не забыт, ничто не забыто» и студенческий поисковый отряд «Ингрия» СПбГУ.
Исследовательские работы обучающихся, осуществляемые на базе основного и вспомогательного фондов школьного музея, были успешно представлены на районных, городских конкурсах и историко-краеведческих конференциях. В ходе поисково-исследовательской деятельности обучающиеся работают в архивах, библиотеках и музеях города, переписываются, встречаются, интервьюируют участников и очевидцев исследуемых событий, проводят подробную атрибуцию и изучают «легенду» экспонатов, определяют их роль в жизни блокадного Ленинграда. Результатами поисково-исследовательской деятельности обучающихся стали такие работы, как: «Репродуктор – окно в жизнь», «История одной гильзы», «Немеркнущая «Звезда», «Война за станком», «Привет от старых штиблет» или находка со многими неизвестными», «Александр Хименюк – мой герой». Две последние работы были опубликованы в сборнике «ВОЙНА. БЛОКАДА. ЛЕНИНГРАД: фрагменты докладов учащихся Санкт-Петербурга на XV городской историко-краеведческой конференции школьников Санкт-Петербурга в 2017 году.
Особое место в поисково-исследовательской деятельности нашего музея занимает краеведческая направленность, в рамках которой обучающиеся изучают историю Невского района и биографию исторических личностей, внесших вклад в его развитие. В итоге увлекательных и интереснейших исследований обучающимися были созданы следующие работы: «История Смоленской земской школы», «Невское общество народных развлечений», «П.М. Обухов – первый директор Обуховского завода», «Н.А. Варгунин – владелец писчебумажной фабрики, частный благотворитель Невской заставы», «Торнтоны – постановщики Императорского двора, создатели первой в России футбольной команды», «Потёмкин Г. А. – владелец Стекольного завода», «Слепушкин Ф. Н. – первый крестьянский поэт». Работы обучающихся «Торнтоны - поставщики Императорского двора, создатели первой в России футбольной команды» и «Н.А. Варгунин – владелец писчебумажной фабрики, частный благотворитель Невской заставы» вошли в сборник статей по итогам V ежегодной конференции исследовательских работ в 2016 году «Их именами не названы».
Наиболее важной образовательной практикой в нашем музее является музейно-педагогическое занятие, которое разрабатывается в рамках общеобразовательной программы как формы организации учебно-воспитательного процесса и реализуется в виде предметных уроков, квестов, уроков мужества и т.д. При этом музейный экспонат выступает не как иллюстрация к приобретенным знаниям, а как непосредственный источник знаний. Неординарность организации учебного процесса в музейной среде стимулирует не только познавательные интересы учащихся, но и способствует всестороннему их развитию, а наличие незнакомых предметов, а, зачастую, знакомых, но рассматриваемых совершенно с другой стороны, в другой исторической обстановке и ситуации, вызывает чувство удивления, побуждает к самостоятельным поискам информации. Например, изучение темы «Средства индивидуальной защиты органов дыхания» для учащихся 8 класса в рамках предмета ОБЖ было организовано на базе школьного музея. В ходе музейного урока ребята не только изучили строение и применение современного противогаза, но и в интерактивном режиме познакомились с образцами противогазов военного времени и действиями отрядов МПВО в годы блокады.
Музейно-педагогические занятия реализуются, в том числе, и через игровые технологии в форме квестов. Сегодня эта форма наиболее востребована обучающимися нашей школы во внеурочной деятельности и отделении дополнительного образования. Благодаря использованию технологии музейного квеста изучение биографии О.Ф. Берггольц превратилось в увлекательное путешествие для обучающихся 5-7 классов и стало значимым в формировании образа блокадной музы.
На сегодняшний день образовательные практики нашего музея «Истоки жизни – Невская застава» имени О.Ф. Берггольц становятся уникальным ресурсом для личностно ориентированного образования и воспитания детей в атмосфере творчества. В связи с чем, педагогическим коллективом школы принято решение о создании методического продукта, обобщающего и систематизирующего музейно-педагогические практики по междисциплинарной теме «Школьный музей», создающей условия для развития гражданственности и патриотизма школьников.