Интеграция петербурговедческого образования в систему смежных дисциплин
(на примере уроков математики)
Красова Инна Викторовна
Учение тяжело, когда мы не можем найти в нем радость [1].
Д.С. Лихачев
Изучение истории и культуры города на сегодняшний день прочно вошло в систему школьного образования. Такие предметы как «петербурговедение» («краеведение», «история города» и т.п.) являются обязательными. Однако, издать положение, обязывающее вводить подобные уроки мало для успешного распространения практики. Школьное расписание имеет четкие рамки, и вводить новые предметы достаточно сложно, учитывая что есть определенное количество уроков физкультуры, трудового обучения и ограничения по количеству часов ежедневно. На практике получается, что взамен уроков математики, истории, русского языка необходимо вводить «петербурговедение». Предмет становится в некоторых учебных заведениях заведомо не желаемым. Выходом и сложившийся ситуации может стать интеграция петербургского текста в рамках изучения смежных дисциплин.Д.С. Лихачев
Одним из интересных направлений видится внедрение петербурговедческого текста в изучение математики. На первый взгляд у этих двух понятий мало общего, но опытные педагоги из разных городов и стран говорят о том, что ученикам нравится решать задачи, в которых говорится о их родном крае. Например, Наталия Васильевна Григорян предлагает занимательные задачи для младших школьников:
«Улица Зодчего Росси изображена на карте города отрезком длиной 7 мм (масштаб 1см – 320м). Какой длины эта улица?
Самое большое число мостов среди городов мира имеет Санкт-Петербург. Сейчас их в нашем городе 539, в центральной части 315, а остальные – в новых районах. Сколько мотов построено в новых районах?»
Материал, с которым работают школьники, оживает, перестает быть «сухим», кроме упражнения в математике они еще и узнают новое о своем городе, однако встает вопрос: все ли задачи должны иметь в своей основе петербургский текст. Предположительно, только некоторые, иначе возникает риск перенасыщения, отвлекаясь на петербургскую составляющую ребята могут забыть о математике. Автор признается, что «вычислительная сторона при решении задач выполняет сопутствующую роль» (стр.3), задачи направлены на анализ текста с исторической и культурологической позиции, с осмыслением. Подобного подхода учитель точных дисциплин на протяжении всего урока позволить себе не может. Педагогу необходимо определить необходимый объем материала, который заинтересует обучающихся в рамках предмета и предоставит новые знания по Петербурговедению. Содержание дидактичекого материала для уроков должно быть разнообразно по содержанию, интересно, продумано с точки зрения развития навыков обучающихся и направлено на развитие устных и письменных высказываний, полезных навыков. Наиболее рационально давать петербургские задачи в начале урока, чтобы заинтересовать ученика, что обеспечивает целенаправленную работу ученика на протяжении всего занятия. Такое место рационально при изучении нового темы, а на уроке по закреплению материала, более продуманно дать петербургскую задачу в конце урока, чтобы подвести итог. В худшем случае даже если ребенок не запомнит формулу для расчета площади многоуголька на примере Летнего сада, он скорее всего не забудет, что Летний сад – неправильный четырехугольник, а внутренние стены Михайловского замка образуют правильный восьмиугольник.
Внедрение подобных задач, в основе которых лежит петербургских текст возможно не только на уроках в младшей школе, но и в средней и старшей. Скорость течения воды в стрежне Невы в зависимости от времени года и погоды и равна 0.8-1.1 метра в секунду, что равно 2.88 - 3.69 км в час – этих данных вполне достаточно для составления и вычисления различных задач на движение. К сожалению, в ряде пособий и учебников приводятся неправильные данные, в них скорость Невы преувеличена в 2-3 раза. Видится, что если ребенок несколько раз прорешает задачи со скоростью рек России и учитель обратит внимание на точность цифр в задании, то он запомнит, что скорость Невы равна скорости реки Лена, но в 2 раза медленней ряда участков Волги.
Еще один пример задачи на основе которой возможно решение задач:
Вылетев с одной из 10 вертолетных площадок Санкт-Петербурга - Елагина острова, вертолет пролетел 300 км на восток, потом повернул на север и пролетел еще 300 км, далее повернул на запад и пролетел еще 300 км, и, наконец, повернув на юг, пролетел еще 300 км. Где приземлился вертолет, относительно Елагина острова?
Для закрепления материала достаточно лишь поменять начальную точку, расстояния и направления и получается новая задача:
Вылетев с одной из 10 вертолетных площадок Санкт-Петербурга – Петропавловской крепости, вертолет пролетел 600 км на север, потом повернул на восток и пролетел еще 600 км, далее повернул на юг и пролетел еще 600 км, и, наконец, повернув на запад, пролетел еще 600 км. Где приземлился вертолет, относительно Петропавловской крепости?
Задачи могут не только сообщать новые данные, но и удивлять, требуя для правильного решения знания по другим предметам, например, по физике:
Площадь Петербургского океанариума 5000 квадратных метров, в нем располагаются аквариумы, суммарный объем которых 1.5 миллиона литров воды. С какой силой вода давит на основание здания?
В ходе решения задачи получается, что давление воды составляет почти 300 кг на кв. метр. Изучение тем, тесно связанных с общественно-важными событиями и датами повышает социальную значимость деятельности на уроке. Результатом является то, что ребенок учится видеть математику, физику вокруг себя, что повышает мотиваюцию к изучению предмета.
Точные дисциплины, наравне с гуманитарными в процессе урока должны решать воспитательные задачи. В методической литературе для учителей технической направленности не раз высказывается мысль о ведущей роли математики в умственном развитии человека, формировании его рациональной деятельности. На основе петербургского текста появится возможность решать задачи актуализации знаний, практическое применение знаний, месте предмета в системе наук, роли предмета в теории и на практике, воспитание гражданственности. Данная методика предполагает отказ от сложившейся для многих предметов системы изложения и воспроизведения знаний и навыков, что в целом отвечает новым образовательных стандартам. Будущее в преподавании математических наук видится в комплексном решении образовательных и воспитательных задач, с учетом возрастных особенностей обучающихся. Дифференцация обучения предполагает, что одни ребята ограничатся рамками школьной программы, а другие в соответствии со своими склонностями пойдут дальше.
«Учение тяжело, когда мы не можем найти в нем радость»[1]
Д.С.Лихачев
Изучение истории и культуры города на сегодняшний день прочно вошло в систему школьного образования. Такие предметы как «петербурговедение» («краеведение», «история города» и т.п.) являются обязательными. Однако, издать положение, обязывающее вводить подобные уроки мало для успешного распространения практики. Школьное расписание имеет четкие рамки, и вводить новые предметы достаточно сложно, учитывая что есть определенное количество уроков физкультуры, трудового обучения и ограничения по количеству часов ежедневно. На практике получается, что взамен уроков математики, истории, русского языка необходимо вводить «петербурговедение». Предмет становится в некоторых учебных заведениях заведомо не желаемым. Выходом и сложившийся ситуации может стать интеграция петербургского текста в рамках изучения смежных дисциплин.
Одним из интересных направлений видится внедрение петербурговедческого текста в изучение математики. На первый взгляд у этих двух понятий мало общего, но опытные педагоги из разных городов и стран говорят о том, что ученикам нравится решать задачи, в которых говорится о их родном крае. Например, Наталия Васильевна Григорян предлагает занимательные задачи для младших школьников:
«Улица Зодчего Росси изображена на карте города отрезком длиной 7 мм (масштаб 1см – 320м). Какой длины эта улица?
Самое большое число мостов среди городов мира имеет Санкт-Петербург. Сейчас их в нашем городе 539, в центральной части 315, а остальные – в новых районах. Сколько мотов построено в новых районах?»
Материал, с которым работают школьники, оживает, перестает быть «сухим», кроме упражнения в математике они еще и узнают новое о своем городе, однако встает вопрос: все ли задачи должны иметь в своей основе петербургский текст. Предположительно, только некоторые, иначе возникает риск перенасыщения, отвлекаясь на петербургскую составляющую ребята могут забыть о математике. Автор признается, что «вычислительная сторона при решении задач выполняет сопутствующую роль» (стр.3), задачи направлены на анализ текста с исторической и культурологической позиции, с осмыслением. Подобного подхода учитель точных дисциплин на протяжении всего урока позволить себе не может. Педагогу необходимо определить необходимый объем материала, который заинтересует обучающихся в рамках предмета и предоставит новые знания по Петербурговедению. Содержание дидактичекого материала для уроков должно быть разнообразно по содержанию, интересно, продумано с точки зрения развития навыков обучающихся и направлено на развитие устных и письменных высказываний, полезных навыков. Наиболее рационально давать петербургские задачи в начале урока, чтобы заинтересовать ученика, что обеспечивает целенаправленную работу ученика на протяжении всего занятия. Такое место рационально при изучении нового темы, а на уроке по закреплению материала, более продуманно дать петербургскую задачу в конце урока, чтобы подвести итог. В худшем случае даже если ребенок не запомнит формулу для расчета площади многоуголька на примере Летнего сада, он скорее всего не забудет, что Летний сад – неправильный четырехугольник, а внутренние стены Михайловского замка образуют правильный восьмиугольник.
Внедрение подобных задач, в основе которых лежит петербургских текст возможно не только на уроках в младшей школе, но и в средней и старшей. Скорость течения воды в стрежне Невы в зависимости от времени года и погоды и равна 0.8-1.1 метра в секунду, что равно 2.88 - 3.69 км в час – этих данных вполне достаточно для составления и вычисления различных задач на движение. К сожалению, в ряде пособий и учебников приводятся неправильные данные, в них скорость Невы преувеличена в 2-3 раза. Видится, что если ребенок несколько раз прорешает задачи со скоростью рек России и учитель обратит внимание на точность цифр в задании, то он запомнит, что скорость Невы равна скорости реки Лена, но в 2 раза медленней ряда участков Волги.
Еще один пример задачи на основе которой возможно решение задач:
Вылетев с одной из 10 вертолетных площадок Санкт-Петербурга - Елагина острова, вертолет пролетел 300 км на восток, потом повернул на север и пролетел еще 300 км, далее повернул на запад и пролетел еще 300 км, и, наконец, повернув на юг, пролетел еще 300 км. Где приземлился вертолет, относительно Елагина острова?
Для закрепления материала достаточно лишь поменять начальную точку, расстояния и направления и получается новая задача:
Вылетев с одной из 10 вертолетных площадок Санкт-Петербурга – Петропавловской крепости, вертолет пролетел 600 км на север, потом повернул на восток и пролетел еще 600 км, далее повернул на юг и пролетел еще 600 км, и, наконец, повернув на запад, пролетел еще 600 км. Где приземлился вертолет, относительно Петропавловской крепости?
Задачи могут не только сообщать новые данные, но и удивлять, требуя для правильного решения знания по другим предметам, например, по физике:
Площадь Петербургского океанариума 5000 квадратных метров, в нем располагаются аквариумы, суммарный объем которых 1.5 миллиона литров воды. С какой силой вода давит на основание здания?
В ходе решения задачи получается, что давление воды составляет почти 300 кг на кв. метр. Изучение тем, тесно связанных с общественно-важными событиями и датами повышает социальную значимость деятельности на уроке. Результатом является то, что ребенок учится видеть математику, физику вокруг себя, что повышает мотиваюцию к изучению предмета.
Точные дисциплины, наравне с гуманитарными в процессе урока должны решать воспитательные задачи. В методической литературе для учителей технической направленности не раз высказывается мысль о ведущей роли математики в умственном развитии человека, формировании его рациональной деятельности. На основе петербургского текста появится возможность решать задачи актуализации знаний, практическое применение знаний, месте предмета в системе наук, роли предмета в теории и на практике, воспитание гражданственности. Данная методика предполагает отказ от сложившейся для многих предметов системы изложения и воспроизведения знаний и навыков, что в целом отвечает новым образовательных стандартам. Будущее в преподавании математических наук видится в комплексном решении образовательных и воспитательных задач, с учетом возрастных особенностей обучающихся. Дифференцация обучения предполагает, что одни ребята ограничатся рамками школьной программы, а другие в соответствии со своими склонностями пойдут дальше.
[1] Лихачев Д. С., Письма о добром / Д.С. Лихачев; отв. ред. С.О. Шмидт [Рос. акад. наук]. Письмо 26 стр110 - Москва ; Санкт-Петербург : Наука Logos, 2006. - 315 с., [1] л. портр. ; 17 см. - (Литературные памятники / редкол.: ... Н.И. Балашов (пред.) и др.)