Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка урока обществознания для 5 класса
Что значит быть патриотом

Генкина Татьяна Борисовна,
учитель обществознания;
Молчанова Лариса Николаевна,
учитель литературы ГБОУ школы 645
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Тема урока Что значит быть патриотом.
Тип урока Тип урока – урок открытия нового знания.
Цель урока Сформулировать представления о патриотизме, о качествах патриота.
Задачи урока. 1.Предметные: объяснять понятия патриот, Родина. Повысить уровень патриотического компонента в мировоззрении обучающихся.
2. Метапредметные : формировать познавательные УУД- самостоятельное выделение познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, формулирование проблемы; коммуникативные УУД - принятие возможности существования у людей различных точек зрения; регулятивные УУД - как целеполагание, коррекция, самооценка.
3. Личностные УУД: воспитание чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, формирование ценностной ориентации обучающихся при соотнесении своих поступков с патриотическими принципами.
Вопросы урока.
  1. Что такое патриотизм?
  2. Патриотами не рождаются, патриотами становятся.
Методы и формы
обучения
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая
Используемые технологии Технология проблемного обучения, технология критического мышления, технология группового обучения, исследовательская технология, ИКТ-технология.
Техническое оснащение Компьютер, проектор, электронная доска.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя Деятельность
учащихся
Формы организации взаимодействия Универсальные
учебные действия
(УУД)
I.
Мотивация
к учебной
деятельности

 
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
 
 
 
 
 
Прием «Аналитик» (ребята выбирают ученика, который будет анализировать их деятельность на уроке) [8]
Организует просмотр патриотического видеоролика о России.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Ребята, какие чувства вызывает у вас этот видеоролик? О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Организует формулировку темы.
Вместе с учениками выбирает аналитика, затем организует постановку цели урока учащимися.

 
Смотрят видеоролик, отвечают на вопросы, обсуждают тему урока, записывают её в тетрадь, выбирают аналитика.
 
 
 
 
 
 
 
 
Ученики обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

 
Фронтальная
работа

 
Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения
II.
Актуализация
знаний

 
Прием «Оратор». [8]
 
 
 
 
Постановка проблемы на урок. Прием «Фишбоун» [8]
Учитель предлагает за 1 минуту убедить своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
Проблемный вопрос: Почему недостаточно родиться в той или иной стране, чтобы считаться её патриотом? (на доске находится скелет рыбки, к голове прикрепляется проблемный вопрос урока)
Объясняют друг другу актуальность изучения темы.
 
 

 
Работа в парах.
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи.
Коммуникативные: высказывают собственное мнение
III.
Изучение
нового
материала
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Физкультминутка
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного
Прием «Ассоциации». [8]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Работа с плакатом И.Е.Тоидзе «Родина-мать зовет!» (слайд презентации и иллюстрация в учебнике)
Работа с видеорядом: А.Невский, А.В.Суворов, К.Минин и Д.Пожарский, М.И.Кутузов
 
Работа с понятием.
 
 
 
 
Прием «Цветовая гамма Люшера» [8]
 
 
 
 
 
 
Работа с литературным источником: стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино»
 
 
 
 
 
 Работа  с учебником. Рубрика «Жил на свете человек», с. 96.
Прием «Тонкий и толстый вопрос». [8]
 
 
 
 
 
 
 
 
Эвристическая беседа.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Задание на электронной доске.
 
 




 
Организует беседу по вопросам:
Какие ассоциации возникают у вас со словом патриотизм?
Вспомните, кого в Древней Греции называли патриотом? Уже в самом древнем значении слова «патриот» отражается связь между человеком и местом его рождения. Место рождения именуют по-разному: Родина, Отечество, Отчизна. Родина у человека одна, как и родная мать.
К чему призывает этот плакат? Почему такой призыв звучит от имени Родины?
Учитель предлагает посмотреть на портреты знаменитых людей. Объясните, почему имена этих людей живут в памяти народа, что их объединяет?
Докажите, что этих людей можно назвать настоящими патриотами.
 
 
 
Патриот – это человек, любящий своё Отечество, готовый на жертвы и подвиги во имя Родины. Понятие появляется на Фишбоуне на доске.
На столах лежат пословицы и поговорки. [Приложение 1]
Задание в парах: выбрать только те пословицы, в которых говорится о патриотизме. Записать одну, подобрать цветовую гамму, объяснить значение цвета.
Физкультминутка
Можно ли сказать, что в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» есть патриотическая тема? Докажите.
Возникает вопрос: патриотизм можно проявлять исключительно в трагические, переломные моменты истории страны? Придумайте по одному «тонкому» и «толстому» вопросу к тексту друг другу. Что стало главным делом жизни В.И.Даля? Можно ли назвать В.И.Даля патриотом? Своё мнение поясните.
Знаменитый россиянин В. Даль так определил слово “патриот” в своем “Толковом словаре живого великорусского языка” Это “любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник”.
Как вы думаете, в чем должна проявляться позиция патриота в наши дни? Какие качества нужно воспитывать патриоту?
В одном из своих писем писатель и мыслитель П.Я.Чаадаев писал: «Я не научился любить свою Родину с закрытыми глазами…» Попробуйте объяснить смысл этого высказывания.
 
 
 
 
 
 
 
Выберите из приведенных характеристик те, которые не подходят на ваш взгляд к определению ПАТРИОТ. [Приложение 2]
Отвечают на вопросы учителя.
Используя знания по истории отвечают на вопрос учителя:
 патриотами в Греции называли земляков, соотечественников.
 
 
 
 
 
 
 Отвечают на вопросы учителя.
 
 
 Высказывают свое мнение, приводят примеры и доказательства. Делают вывод: целью жизни этих людей были – защита Родины и служение Отечеству.
Записывают понятие в тетрадь.
 
 
 
 
Выполняют задание учителя в тетрадях, цветными карандашами закрашивают пословицу, объясняют выбор.
 
Физкультминутка
Самостоятельная работа с литературным текстом, подбор доказательств.
 
 
 
 
 
 
Самостоятельно знакомятся
с материалами рубрики, придумывают вопросы. Отвечают на вопросы учителя.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Доказательно отвечают на вопросы учителя.
 
 
Человек гордится своей страной, когда видит ее истинные успехи и отличает от успехов мнимых, думает как исправить недостатки.
 
 
Выполняют задание на электронной доске.
 
 

 
Фронтальная работа.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Фронтальная работа.
 
Работа в микрогруппах
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Работа в парах.
Фронтальная работа.
 
 
 
 
 
Работа в микрогруппах
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Работа в парах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Фронтальная работа.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Индивидуальная работа
 
 
 

 
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
 
 
 
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
 
 
 
 
 
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
 
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника.
 
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.
 
 
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
 
 
 
 
 
 
 
 
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

 
V. Итоги урока. Рефлек-сия Заполнение Фишбоуна.

 
 
 
 
 
 
 
 
Прием «Аналитик»
 
Прием «SMS» [8]
 

 
Проблемный вопрос: Почему недостаточно родиться в той или иной стране, чтобы считаться её патриотом?
Заполнение фишбоуна:
голова- проблемный вопрос
верхние косточки- понятия
нижние косточки- действия человека, являющегося патриотом
хвост- ответ на проблемный вопрос
Аналитик подводит итог работы на уроке.
 
Ученикам предлагается написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить как плодотворно он работал.
Отвечают на вопросы учителя, заполняют фишбоун.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Проводят самооценку своих действий.
 
Определяют свое
эмоциональное состояние на уроке
Фронтальная работа
 
 
Коллективная работа
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Работа в парах.

 
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
 
 
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии
Домашнее
 задание
§ 11. Составить коллаж «Что значит быть патриотом» Конкретизирует домашнее задание
 
Записывают домашнее задание Индивидуальная работа  
 
 
Приложения.
Приложение 1. Приложение 2.
Дома и стены помогают.
Главное в жизни – служить Отчизне.
Далеко сосна стоит, а своему лесу шумит.
Кто любит Родину и народ, тот настоящий патриот.
Кто Родину любит, тому она в долгу не будет. 
Одна мать родна и Родина одна.
Смело иди в бой, Родина за тобой.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Вместе тесно, а врозь скучно.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Друг - твоё зеркало.
Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
Без друга в жизни туго.
  • Любит свою родину
  • Знает историю своей страны
  • Гордится своей Родиной
  • Негативно высказывается о представителях других наций и народностей
  • Знает свой родной язык
  • Разрушает культурное наследие страны
  • Знает государственную символику
  • Нарушает правила общественного порядка
  • Гордится своими предками
  • Готов стать на защиту Отечества
  • Равнодушен к гибели природы родного края
  • Украшает родину своим трудом
  • Активная гражданская позиция
 

Литература.
  1. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. 5 класс. – М: Просвещение, 2015.
  2. Боголюбов, Л, Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, JI. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Глушкова О.В. «Рефлексия на уроке: вопросы и ответы». Инновационные процессы в преподавании русского языка и литературы: сб.ст. по материалам межрегион. науч.-практ.конф. / редкол.: Е.А. Рябухина. – Пермь, 2008.
  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003.
  5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004.
  6. Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс.- М.: Экзамен, 2015.
  7. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию к учебнику Л.Н. Боголюбова и др. – Москва, 2015 г.
  8. Интернет-каталог дидактических приемов обучения.-http://primwiki.ru/index.php/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82-%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3_%D0%B4%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%91%D0%BC%D0%BE%D0%B2_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»