Методическая разработка урока обществознания для 5 класса
Что значит быть патриотом
Генкина Татьяна Борисовна,
учитель обществознания;
Молчанова Лариса Николаевна,
учитель литературы ГБОУ школы 645
Пушкинского района Санкт-Петербурга
учитель обществознания;
Молчанова Лариса Николаевна,
учитель литературы ГБОУ школы 645
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Тема урока | Что значит быть патриотом. |
Тип урока | Тип урока – урок открытия нового знания. |
Цель урока | Сформулировать представления о патриотизме, о качествах патриота. |
Задачи урока. | 1.Предметные: объяснять понятия патриот, Родина. Повысить уровень патриотического компонента в мировоззрении обучающихся. 2. Метапредметные : формировать познавательные УУД- самостоятельное выделение познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, формулирование проблемы; коммуникативные УУД - принятие возможности существования у людей различных точек зрения; регулятивные УУД - как целеполагание, коррекция, самооценка. 3. Личностные УУД: воспитание чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, формирование ценностной ориентации обучающихся при соотнесении своих поступков с патриотическими принципами. |
Вопросы урока. |
|
Методы и формы обучения |
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая |
Используемые технологии | Технология проблемного обучения, технология критического мышления, технология группового обучения, исследовательская технология, ИКТ-технология. |
Техническое оснащение | Компьютер, проектор, электронная доска. |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) |
---|---|---|---|---|---|
I. Мотивация к учебной деятельности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Прием «Аналитик» (ребята выбирают ученика, который будет анализировать их деятельность на уроке) [8] |
Организует просмотр патриотического видеоролика о России. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Ребята, какие чувства вызывает у вас этот видеоролик? О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Организует формулировку темы. Вместе с учениками выбирает аналитика, затем организует постановку цели урока учащимися. |
Смотрят видеоролик, отвечают на вопросы, обсуждают тему урока, записывают её в тетрадь, выбирают аналитика. Ученики обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать |
Фронтальная работа |
Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
II. Актуализация знаний |
Прием «Оратор». [8] Постановка проблемы на урок. Прием «Фишбоун» [8] |
Учитель предлагает за 1 минуту убедить своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо. Проблемный вопрос: Почему недостаточно родиться в той или иной стране, чтобы считаться её патриотом? (на доске находится скелет рыбки, к голове прикрепляется проблемный вопрос урока) |
Объясняют друг другу актуальность изучения темы. |
Работа в парах. |
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные: высказывают собственное мнение |
III. Изучение нового материала Физкультминутка IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
Прием «Ассоциации». [8] Работа с плакатом И.Е.Тоидзе «Родина-мать зовет!» (слайд презентации и иллюстрация в учебнике) Работа с видеорядом: А.Невский, А.В.Суворов, К.Минин и Д.Пожарский, М.И.Кутузов Работа с понятием. Прием «Цветовая гамма Люшера» [8] Работа с литературным источником: стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино» Работа с учебником. Рубрика «Жил на свете человек», с. 96. Прием «Тонкий и толстый вопрос». [8] Эвристическая беседа. Задание на электронной доске. |
Организует беседу по вопросам: Какие ассоциации возникают у вас со словом патриотизм? Вспомните, кого в Древней Греции называли патриотом? Уже в самом древнем значении слова «патриот» отражается связь между человеком и местом его рождения. Место рождения именуют по-разному: Родина, Отечество, Отчизна. Родина у человека одна, как и родная мать. К чему призывает этот плакат? Почему такой призыв звучит от имени Родины? Учитель предлагает посмотреть на портреты знаменитых людей. Объясните, почему имена этих людей живут в памяти народа, что их объединяет? Докажите, что этих людей можно назвать настоящими патриотами. Патриот – это человек, любящий своё Отечество, готовый на жертвы и подвиги во имя Родины. Понятие появляется на Фишбоуне на доске. На столах лежат пословицы и поговорки. [Приложение 1] Задание в парах: выбрать только те пословицы, в которых говорится о патриотизме. Записать одну, подобрать цветовую гамму, объяснить значение цвета. Физкультминутка Можно ли сказать, что в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» есть патриотическая тема? Докажите. Возникает вопрос: патриотизм можно проявлять исключительно в трагические, переломные моменты истории страны? Придумайте по одному «тонкому» и «толстому» вопросу к тексту друг другу. Что стало главным делом жизни В.И.Даля? Можно ли назвать В.И.Даля патриотом? Своё мнение поясните. Знаменитый россиянин В. Даль так определил слово “патриот” в своем “Толковом словаре живого великорусского языка” Это “любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник”. Как вы думаете, в чем должна проявляться позиция патриота в наши дни? Какие качества нужно воспитывать патриоту? В одном из своих писем писатель и мыслитель П.Я.Чаадаев писал: «Я не научился любить свою Родину с закрытыми глазами…» Попробуйте объяснить смысл этого высказывания. Выберите из приведенных характеристик те, которые не подходят на ваш взгляд к определению ПАТРИОТ. [Приложение 2] |
Отвечают на вопросы учителя. Используя знания по истории отвечают на вопрос учителя: патриотами в Греции называли земляков, соотечественников. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свое мнение, приводят примеры и доказательства. Делают вывод: целью жизни этих людей были – защита Родины и служение Отечеству. Записывают понятие в тетрадь. Выполняют задание учителя в тетрадях, цветными карандашами закрашивают пословицу, объясняют выбор. Физкультминутка Самостоятельная работа с литературным текстом, подбор доказательств. Самостоятельно знакомятся с материалами рубрики, придумывают вопросы. Отвечают на вопросы учителя. Доказательно отвечают на вопросы учителя. Человек гордится своей страной, когда видит ее истинные успехи и отличает от успехов мнимых, думает как исправить недостатки. Выполняют задание на электронной доске. |
Фронтальная работа. Фронтальная работа. Работа в микрогруппах Работа в парах. Фронтальная работа. Работа в микрогруппах Работа в парах. Фронтальная работа. Индивидуальная работа |
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. |
V. Итоги урока. Рефлек-сия | Заполнение Фишбоуна. Прием «Аналитик» Прием «SMS» [8] |
Проблемный вопрос: Почему недостаточно родиться в той или иной стране, чтобы считаться её патриотом? Заполнение фишбоуна: голова- проблемный вопрос верхние косточки- понятия нижние косточки- действия человека, являющегося патриотом хвост- ответ на проблемный вопрос Аналитик подводит итог работы на уроке. Ученикам предлагается написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить как плодотворно он работал. |
Отвечают на вопросы учителя, заполняют фишбоун. Проводят самооценку своих действий. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке |
Фронтальная работа Коллективная работа Работа в парах. |
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии |
Домашнее задание |
§ 11. Составить коллаж «Что значит быть патриотом» | Конкретизирует домашнее задание |
Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа |
Приложения.
Приложение 1. | Приложение 2. |
Дома и стены помогают. Главное в жизни – служить Отчизне. Далеко сосна стоит, а своему лесу шумит. Кто любит Родину и народ, тот настоящий патриот. Кто Родину любит, тому она в долгу не будет. Одна мать родна и Родина одна. Смело иди в бой, Родина за тобой. Вся семья вместе, так и душа на месте. Семья сильна, когда над ней крыша одна. Вместе тесно, а врозь скучно. В хорошей семье хорошие дети растут. Друг - твоё зеркало. Лучше друг верный, чем камень драгоценный. Без друга в жизни туго. |
|
Литература.
- Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. 5 класс. – М: Просвещение, 2015.
- Боголюбов, Л, Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, JI. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.
- Глушкова О.В. «Рефлексия на уроке: вопросы и ответы». Инновационные процессы в преподавании русского языка и литературы: сб.ст. по материалам межрегион. науч.-практ.конф. / редкол.: Е.А. Рябухина. – Пермь, 2008.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004.
- Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс.- М.: Экзамен, 2015.
- Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию к учебнику Л.Н. Боголюбова и др. – Москва, 2015 г.
- Интернет-каталог дидактических приемов обучения.-http://primwiki.ru/index.php/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82-%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3_%D0%B4%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%91%D0%BC%D0%BE%D0%B2_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F