Урок по ФГОС в 9 классе
Стекло: его состав, свойства и роль в истории культуры
Волкова Юлия Михайловна,
к.п.н., учитель химии, методист ИМЦ ГБОУ лицей №384
Кировского района Санкт-Петербурга
Цель урока
Создать условия для формирования:
§ личностных УУД (самоопределение, смыслообразование);
§ регулятивных УУД (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка);
§ познавательных УУД (общеучебные, логические);
§ коммуникативных УУД (планирование, постановка вопросов, умение с достаточной точностью выражать свои мысли)
средствами предмета химии при изучении темы «Стекло: его состав, свойства и роль в истории культуры».
Задачи:
· способствовать формированию мотивации изучения темы путем создания проблемной ситуации через просмотр видиоряда;
· актуализировать знания учащихся через их участие во фронтальном опросе и работу с таблицей;
· организовать групповую работу учащихся по анализу и переработке текстовой информации;
· организовать рефлексию учащимися собственной деятельности путем заполнения анкеты;
· организовать самооценку учащимися своей деятельности.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
o у учащихся сформирована мотивация к изучению темы,
o учащиеся осознают какое значение имеет для них учение.
Метапредметные:
Регулятивные:
o учащиеся умеют осуществлять постановку учебной задачи,
o учащиеся умеют составлять план и определять последовательность действий,
o учащиеся умеют контролировать правильность своих действий,
o учащиеся умеют корректировать свои действия,
o учащиеся умеют давать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников.
Познавательные:
o учащиеся умеют принимать цели учебной деятельности и осуществлять поиск средств её выполнения,
o учащиеся владеют навыками смыслового чтения,
o учащиеся умеют использовать знаково-символические средства представления информации,
o учащиеся умеют произвольно и осознано строить речевое высказывание,
o учащиеся умеют устанавливать причинно-следственные связи,
o учащиеся умеют осуществлять анализ и синтез, формулировать выводы.
Коммуникативные:
o учащиеся умеют определять цели и функции участников взаимодействия,
o учащиеся умеют осуществлять инициативное сотрудничество в процессе работы в группе,
o учащиеся умеют с достаточной четкостью выражать свои мысли.
Предметные:
o учащиеся знают: состав и свойства стекла, особенности протекания реакций, происходящих при получении стекла,
o учащиеся умеют: записывать уравнения реакций, отражающие получение стела.
Методы обучения:проблемный и частично-поисковый.
Средства обучения:
· Габриелян О.С., «Химия. 9 класс»:– М.: Дрофа, 2013,
· дидактические средства: рабочая карта урока,
· мультимедиа проектор.
Организационные формы обучения:
индивидуальная, фронтальная, групповая работа.
Педагогическая технология: технология диалогового взаимодействия.
Технологическая карта урока
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика |
УУД |
Iэтап: Вводно-мотивационный
|
||
Приветствие. Запуск видео и звукоряда: звучит музыка И.С. Баха и одновременно на экран проектируются изображений витражей из наиболее известных готических соборов Европы. Формулирование проблемного вопроса. Ответьте на вопросы: Какое воздействие оказывают на нас с вами эти произведения искусства? Что Вы почуствовали? Почему? Какими знаниями должен был обладать художник (ремесленник), чтобы создать такую красоту? Как вы думаете, какова тема нашего сегоднешнего урока? Осуществление мотивации учащихся для дальнейшей работы. Подведение к формулированию темы урока. Организация участия учеников в целеполагании.
|
Приветствие. Просмотр видеоряда.
Обсуждение проблемы. Ответы на вопросы.
Формулирование темы урока.
Участие в целеполагании. |
ЛУУД(самоопределение): мотивация учения. ЛУУД(смыслообразование): какое значение имеет наука для развития культуры. РУУД(целеполагание): постановка учебной задачи. ПУУД(общеучебные): осознаное построение речевого высказывания. |
II этап: Актуализация знаний
|
||
Организация планирования последовательности изучения темы. Задание: Продумайте по какому плану мы будем изучать эту тему. Задание: Опишите физические свойства стекла. Сделайте вывод о строении стекла. Организация работы по актуализации имеющихся у учащихся знаний о физических свойствах стекла, его строении и особенностях состава разных видов стекла. Руководство записями в тетради. Задание: Посмотрите на таблицу и ответьте на вопросы: Какое вещество является основой стекла? Благодаря каким свойствам именно это вещество является основой стекла ? Почему не варят стекло из чистого оксида кремния? Перечислите, какие существуют наиболее распространенные виды стекла? Какие свойства придают стеклу различные компоненты? Выпишите их. Подведение к формулированию вывода. |
Определение этапов изучения темы.
Ответы на вопросы, оформление конспекта в тетраде.
Делают вывод о том, что стекло – это смесь веществ. Делают вывод о составе разных видов стекла. |
РУУД(планирование): составление плана и последовательности действий. ПУУД(логические): анализ с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей, осуществление синтеза в виде формурирования вывода. ПУУД(общеучебные): осознаное построение речевого высказывания. |
IIIэтап: Работа в группах
|
||
Организация групповой работы. Группы (№ 1-6) работают с текстом: читают, продумывают ответы на вопросы, при необходимости записывают уравнения реакций, выбирают представителя от группы, который будет презентовать работ перед классом.
Консультирование учащихся и корректировка их деятельности.
Уточнение, объяснение, обобщение. Отчет групп. |
Деление на группы. Выполнение группового задания. Группы работают с разными текстами. Осуществляют смысловое чтение, анализ и переработку информации. Группы отчитываются перед классом: один представитель группы зачитывает текст и записывает на доске ответ - уравнения реакций. Учащиеся сравнивают свои результаты с правильным вариантом на экране. |
КУУД(планирование): определение цели и функции участников взаимодействия, инициативное сотрудничество в процессе работы в группе. КУУД: умение с достаточной четкостью выражать свои мысли. ПУУД(логические): устанавление причинно-следственных связей. ПУУД(общеучебные): смысловое чтение, знаково-символическое моделирование, осознаное построение речевого высказывания. |
IVэтап: Подведение итогов урока
|
||
Задание: Составить «временную шкалу» по истории возникновения и производства стекла. Сформулировать основной вывод урока. Для этого ответить на вопрос: есть ли связь между развитием химической науки и развитием искусства, если есть то в чем проявляется ? |
Представители от каждой группы создают на доске «временную шкалу». Формулируют вывод и записывают его в тетрадь. |
ПУУД(логические): устанавление причинно-следственных связей, синтез и формулировка обобщения. ЛУУД(смыслообразование): какое значение имеет наука для развития культуры. ПУУД(общеучебные): осознаное построение речевого высказывания. |
Vэтап: Рефлексия
|
||
Обращение к началу урока, его целям и плану работы. Анализ проделанной работы. Учитель предлагает ответить на вопросы: с какими трудностями столкнулись учащиеся, как их преодолели, решили ли в ходе урока поставленные задачи ? Взаимооценка учеников работающих в группе по установленным критериям. Пояснение к анкете по рефлексии. |
Определяют какие цели достигнуты, какие пункты плана выполнены. Отвечают на вопросы учителя.
Заполняют таблицу по само и взоимооценке. Заполняют анкету рефлексии.. |
РУУД(контроль): сличение способа действия и его результата. РУУД(коррекция): внесение изменений и корректив. РУУД(оценка): осознание качества и уровня усвоения.
|
VIэтап: Домашнее задание
|
||
Формулировка домашнего задания: Найдите материал об истории производства зеркал. Каким образом наносился тонкий слой металла на поверхность стекла ? Как поступали в древности ? Как поступили бы вы ? |
Ученики записывают домашнее задание. |
|
Приложение № 1.
Задания для работы по группам
Группа № 1.
Задание:
1. Прочитайте текст:
В Древнем Египте в 4 тысячелетии до н. э. многие изделия из глины покрывались глазурью, именно её специалисты считают предшественницей первого стекла. Глину смешивали с речным песком (SiO2) и содой (Na2CO3) и небольшим количеством извести (CaCO3). Смесь тщательно перемешивали, увлажняли, формовали из неё фигурки и обжигали в печах. Оксиды натрия и кальция выступали на поверхности, сплавлялись с оксидом кремния и образовывали стекловидную корочку. Эта корочка и была первым стеклом.
2. Ответьте на вопрос: Почему оксиды натрия и калия выступали на поверхности ?
3. Выберите, кто будет устно отвечать на вопрос перед классом.
Группа № 2.
Задание:
1. Прочитайте текст:
Стекла, изготовлявшиеся в Египте, Месопотамии и Финикии существенно отличались от современных. Они были непрозрачные и содержали много пузырьков (т.к. в древних печах было невозможно создать достаточно высокую температуру, требуемую для хорошего проваривания шихты и осветления стекломассы). Чтобы избавиться от пузырьков в расплав добавляли сырую древесину.
2.Ответьте на вопрос: Откуда в стекле появляются пузырьки? Какое это вещество?
3. Выберите, кто будет устно отвечать на вопрос перед классом.
Группа № 3.
Задание:
1. Прочитайте текст:
Стекла, изготовлявшиеся в Египте, Месопотамии и Финикии было непрозрачным, содержало много пузырьков и имело зеленоватый оттенок, который придает ему примесь оксида железа (II). С незапамятных времён для получения бесцветного стекла мастера использовали минерал пиралюзит, содержащий оксид марганца (IV) MnO2, который называли «стекольным мылом». На современных предприятиях для получения бесцветного стекла в состав шихты (смеси, из которой получают стекло) вводят оксид марганца (IV) MnO2или нитрат калия KNO3. В процессе варки эти соединения разлагаются с выделением кислорода, который взаимодействует с оксидом железа (II).
2.Ответьте на вопрос:
Какую роль выполняют оксид марганца и нитрат калия с точки зрения протекающих в расплаве реакций?
3. Выберите, кто будет устно отвечать на вопрос перед классом.
Группа № 4.
Задание:
1. Прочитайте текст:
Уже в 17 веке в европейских стеклодувных мастерских широко использовался метод, основанный на травлении стекла плавиковой кислотой (HF). Во второй половине 19 века большую известность в деловых кругах приобрел французский мастер Эмиль Галле, разработавший технологию создания многослойных, украшенных цветным рельефным рисунком стеклянных ваз. Растительные и пейзажные мотивы в этой технологии создавались путем травления и удаления слоев стекла по специально разработанному рисунку.
2.Ответьте на вопросы:
Почему фтороводородную кислоту называют также плавиковой ?
Назовите, какие вещества образуются при травлении стекла, т.е. при взаимодействии плавиковой кислоты со стеклом. (Стекло можно рассматривать как смесь силикатов: Na2SiO3, CaSiO3)
3. Выберите, кто будет устно отвечать на вопрос перед классом.
Группа № 5.
Задание:
1. Прочитайте текст:
Первые металлические зеркала из бронзы и серебра получили распространение у народов Древнего Востока в IIIтысячелетии до н.э. В начале нашей эры в Римской Империи появились маленькие стеклянные зеркала с оловянной основой. Вновь появились зеркала только в 13 веке. Начиная с 15 века, лучшие зеркала производились в Венеции. Их отражающая поверхность изготавливалась из оловянной амальгамы (т.е. сплава со ртутью). Для получения зеркал на поверхность стекла наносили сплав олова и ртути. Затем, предмет нагревали, при этом слой олова прочно сплавлялся со стеклом. Способ покрытия стекла тонким слоем серебра был обнаружен только в 1846 году. Понадобилось почти 10 лет, чтобы французский химик Птижан и знаменитый немецкий ученый Юстус Либих разработали простой способ нанесения металла на стеклянную поверхность.
2.Ответьте на вопросы: Почему изготовление зеркал в 16-19 веках было очень опасным для здоровья производством? Какие реактивы в качестве восстановителя серебра вы бы предложили, если бы оказались на месте изобретателя ?
3. Выберите, кто будет устно отвечать на вопрос перед классом.
Группа № 6.
Задание:
1. Прочитайте текст:
Ещё в 17 веке изготовление стекла во многих европейских странах превращается в самостоятельную отрасль производства. Важнейшим достижением в стеклоделии стало изобретение стеклоплавильных печей новой конструкции. Варка стекла проходила в специальных печах. В 1615 г английские мастера начали применять для нагрева печей каменный уголь, что позволило повысить температуру варки стекломассы. Одной из важнейших проблем для организации производства стекла были поиски сырья, прежде всего соды. Открытие сделал французский химик-технолог Николя Леблан. Он предложил получать из поваренной соли (NaCl) сначала глауберову (Na2SO4), а затем, прокаливая её с углем и мелом, получать соду (Na2CO3).
2.Ответьте на вопросы: Почему французское стекло в 17 веке называли «стекло из папоротника»? Составьте уравнения химических реакций, отражающих способ получения соды по Леблану (NaCl→ Na2SO4→ Na2CO3)
3. Выберите, кто будет устно отвечать на вопрос перед классом.
Приложение № 2.
Анкета для учащихся (рефлексия).
Заполни, пожалуйста, анкету (подписывать анкету не надо).
Для этого подчеркни то тот ответ, который больше соответствует твоему впечатлению.
1. Материал урока мне был………………………..(понятен/не понятен)
2. Урок для меня показался ……………………….(коротким/длинным)
3. На уроке я работал………………………………(активно/пассивно)
4. Своей работой я …………………………………(доволен/не доволен)
5. За урок я………………………………………….(устал/не устал)
Приложение № 3.
Взаимо и самооценка участников работы в группе.
№ |
Критерий оценивания (коэффициент участия от 0 до 2) |
Оценка за урок |
1. |
взаимодействие друг с другом (сотрудничество) |
|
2. |
умение формулировать свою мысль |
|
3. |
инициативность/активность |
|
4. |
организационные качества (лидерство) |
|
5. |
использование знаний по предмету |
|
|
Итог «5»: 10 – 8 баллов «4»: 7 – 6 баллов «3»: 5баллов |
|