Элективный предмет «Здоровье, красота и химия»
Руденко Ирина Юрьевна,
учитель химии и биологии
МБОУ СОШ № 14 г. Смоленска
Пояснительная записка
Программа курса по выбору «Здоровье, красота и химия» предназначена для учащихся 9 классов и носит межпредметный характер.
Содержание курса расширяет представления учащихся о химических веществах, используемых в медицине, даёт понятие о лекарствах и механизмах их действия на организм человека.
Интеграция этого курса с биологией и медициной позволит учащимся лучше понять биохимические процессы, происходящие в организме человека.
Разнообразный историко-искусствоведческий материал создаёт базу для интеграции этого курса с историей, географией, литературой.
Такая тема как «Химические средства гигиены и косметики» позволит повысить уровень общей культуры учащихся, расширить их представления об использовании химических веществ в средствах гигиены.
Актуальность данного курса подкрепляется и практической значимостью темы «Красота и здоровье», что способствует повышению интереса к познанию химии и ориентирует на профессии, связанные с медициной.
Содержание курса предполагает разнообразие видов деятельности учащихся, работу с различными источниками информации, в том числе и Интернет-ресурсами.
В результате изучения этого курса учащиеся должны знать: состав и свойства химических веществ, входящих в организм человека, средства гигиены и косметики, препараты бытовой химии, наиболее используемые в домашней аптечке лекарства. Уметь: соблюдать правила безопасности при обращении с лекарственными веществами, препаратами бытовой химии, проводить простейший эксперимент по домашней химчистке.
Цели курса:
1) показать, как знание химии позволяет более грамотно выбирать средства гигиены, готовить растворы;
2) развивать у учащихся интерес к предмету, умение самостоятельно приобретать и применять знания;
3) показать возможности химии для решения некоторых проблем, связанных с медициной.
Тематическое планирование
№ |
Темы |
Кол-во |
Виды деятельности |
1 |
Химические элементы в организме человека Макроэлементы. Сложные вещества. Вода. Биологическая активность микроэлементов |
3 |
Лекция. Анкетирование |
2 |
Химия и медицина Лекарства и яды в древности. Антидоты. Хлорная известь и фенол – первые средства дезинфекции. Домашняя аптечка. Вредные вещества в вашем доме и их источники |
5 |
Лекция. Семинар |
3 |
Химические средства гигиены и косметики Средства ухода за зубами. Мыла и синтетические моющие средства. Аэрозоли и дезодоранты. Косметические средства |
4 |
Сообщения Викторина |
4 |
Препараты бытовой химии – наши помощники Практическая работа «Выведение пятен препаратами бытовой химии» |
4
|
Лекция.
Сообщения |
5 |
Итоговое занятие |
1 |
Зачёт-викторина |
Итого: 17 часов.
Программа курса.
Химические элементы в организме человека. 3ч
Макроэлементы: кислород, азот, сера, фосфор. Биоэлементы.
Сложные вещества. Вода.
Биологическая активность микроэлементов.
Химия и медицина. 5ч
Лекарства и яды в древности. Наиболее известные яды:мышьяк, ртуть,цианистый калий, свинец и его соединения, соединения химического элемента таллия, углекислый газ.
Антидоты.
Хлорная известь и фенол– первые средства дезинфекции.
Домашняя аптечка: пероксид водорода, нашатырный спирт, аспирин, валидол, корвалол, нитроглицерин, антибиотики, витамины.
Вредные вещества в вашем доме и их источники.
Химические средства гигиены и косметики. 4ч
Средства ухода за зубами: зубные порошки, зубные пасты( гигиенические и лечебно-профилактические).
Мыло (из истории мыловарения): хозяйственное и туалетное. Синтетические моющие средства (стиральные порошки) : оптические отбеливатели, химические отбеливатели, отбеливающие ферменты, пенообразователи.
Аэрозоли и дезодоранты. Дезодоранты и «озоновый щит» планеты.Антиперспиранты.
Косметические средства: губные помады, шампуни, кремы, декоративные пудры, лак для ногтей.
Препараты бытовой химии – наши помощники. 4ч
Характер пятен. Пятновыводители: вчера, сегодня, завтра.
Практические работы «Выведение пятен препаратами бытовой химии»
Итоговое занятие. 1ч
Календарно-тематическое планирование
№ занятия |
Дата |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Химические элементы в организме человека 3ч |
|||
1 |
|
Макроэлементы. |
1ч |
2 |
|
Сложные вещества. Вода. |
1ч |
3 |
|
Биологическая активность микроэлементов. |
1ч |
Химия и медицина 5ч |
|||
4 |
|
Лекарства и яды в древности. |
1ч |
5 |
|
Антидоты. |
1ч |
6 |
|
Хлорная известь и фенол – первые средства дезинфекции. |
1ч |
7 |
|
Домашняя аптечка. |
1ч |
8 |
|
Вредные вещества в вашем доме и их источники. |
1ч |
Химические средства гигиены и косметики 4ч |
|||
9 |
|
Средства ухода за зубами. |
1ч |
10 |
|
Мыла и синтетические моющие средства. |
1ч |
11 |
|
Аэрозоли и дезодоранты. |
1ч |
12 |
|
Косметические средства. |
1ч |
Препараты бытовой химии – наши помощники 4ч |
|||
13 |
|
Выведение пятен препаратами бытовой химии. |
1ч |
14 |
|
Выведение пятен препаратами бытовой химии. |
1ч |
15 |
|
Практическая работа №1 «Выведение пятен препаратами бытовой химии». |
1ч |
16 |
|
Практическая работа №2 «Выведение пятен препаратами бытовой химии». |
1ч |
17 |
|
Итоговое занятие. |
1ч |
Литература и другие источники информации:
1. Энциклопедия для детей. Т. 17.
М.: Аванта+, 2000.
2. Мир химии.
М.: М-Экспресс, 1995.
3. Макаров К.А. Химия и медицина.
М.: Просвещение, 1981.
4. Энциклопедический словарь юного химика.
М.: Педагогика, 1982.
5. Войцеховская А.Л. Косметика сегодня.
М.: Химия, 1998.
6. Химия в быту.
Смоленск: Русич, 1996.
7. Сопова А.С. Химия и лекарственные вещества.
Л., 1982.
СD
1. Электронная энциклопедия «Кругосвет», 2003.
2. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Сайты в Интернете:
www.vashdom.ru
www.duhi.nm.ru
www.zdorove.ru
www.lpt.ru
www.cosmoneus.ru
www.medik.oke.ru
Темы сообщений и проектных работ учащихся:
1. Витамины. Работы Н. Н. Лунина, И. И. Бессонова.
2. Чудесный гриб Александра Флеминга.
3. Поль Эрлих – основоположник химиотерапии.
4. Соединения серы и селена в косметике.
5. Химическая завивка и обесцвечивание волос.
6. Химические вещества для аппретирования одежды.
7. Дезодоранты и озоновый щит планеты.
8. Декоративная косметика. Театральный грим (видеопроект).
9. Поиск химических веществ – препаратов против СПИДа.
10. Исследование взаимосвязи между химической структурой и
биологической активностью молекул.
11. Полимеры в медицине.
12. Наркотики: характер влияния на организм. Опасность применения.
13. Химические материалы для создания искусственных органов.